Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 11:03:27
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Влияние развития сети региональных воздушных перевозок на территории Крайнего Севера

УДК: 656.7:658

Влияние развития сети региональных воздушных перевозок на территории Крайнего Севера

Полешкина Ирина Олеговна

доцент, к.э.н.,

Московский государственный технический

университет гражданской авиации, г. Москва, Россия

E-mail: ipoleshkina@mail.ru

 

Influence of the regional air transportation network in the Far North development

Poleshkina Irina Olegovna

docent, PhD in Economics,

Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow, Russia

 

В статье оценивается влияние развития системы регионального воздушного транспорта (ВТ) на территории северных регионов. Для проведения оценки выделено четыре основных функции ВТ: экономическая, социальная, экологическая и геополитическая и четыре вспомогательных: информационная, инновационная, интеграционная и институциональная. Определены два вектора развития региональной авиации для территорий Крайнего Севера России.

 Ключевые слова: транспортная система, воздушный транспорт, северные регионы, транспортная доступность, социально-экономическое развитие региона.

The article assesses the impact of the development of a regional air transport system in the northern regions. For the assessment, four main functions of the air transport were identified: economic, social, environmental and geopolitical, and four auxiliary: information, innovation, integration and institutional. Two vectors of the development of regional aviation for the territories of the Far North of Russia are identified.

 Key words: transport system, air transport, northern regions, transport accessibility, socio-economic development of the region.

 

Исследованию вопроса влияния транспортной системы на развитие территорий посвящено множество работ, однако в большинстве из них оценка носит качественный характер [1-4]. Возможность стандартизированной количественной оценки влияния транспортной системы на развитие территорий является не достаточно изученной.  Вторая проблема заключается в определении всех функций транспортной системы, которые она реализует в регионе. Только на основе оценки всесторонних функций возможно в долгосрочной перспективе оценить полный мультипликативный эффект от реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры.

В рамках исследования полифункциональности транспортной системы северных регионов автором были выделены восемь функций транспортной системы, четыре из которых являются основными: экономическая, социальная, экологическая и геополитическая, остальные четыре – развивающими: институциональная, инновационная, информационная и интеграционная [5]. Для каждой из функций были предложены количественные показатели измерения. Применительно к воздушному транспорту на региональном уровне эти функции изучены крайне мало, так как большинство исследований посвящено влиянию крупных международных хабов. Исследования в области влияния региональной авиации на развитие территорий проводились крайне мало, но дали положительные результаты [6-10].

Однако для северных регионов воздушный транспорт имеет особое значение, так как в некоторых из них является единственным круглогодично доступным, позволяющим преодолевать большие расстояния за короткое время, и не предъявляющим жестких требований к наземной инфраструктуре.

В данном исследовании мы постарались определить весь набор основных функций регионального воздушного транспорта, оказывающих влияние на развитие северные территории.

Экономическая функция реализуется в следующих направлениях: получение мультипликативного эффекта развития экономики региона при вложении инвестиций в аэропортовую инфраструктуру и сокращение транспортно-логистических затрат отдельно взятых компаний, сокращение сроков доставки и повышение качества (особенно актуально для скоропортящейся продукции); повышение уровня занятости населения в регионе, стимулирование трудовой миграции; обеспечение транспортной доступности ресурсов и производственных мощностей; расширение использования транзитного потенциала территории региона;  сокращение логистических рисков при доставке товаров и, как следствие, снижение степени неопределенности хозяйственной деятельности. Экономические функции количественно можно оценить с помощью показателей сокращения времени на транспортировку пассажиров и грузов, увеличение доходов от туристической деятельности, увеличение бюджетных поступлений от развития предпринимательского сектора и т.п.

Социальная функция: развитие трудовой миграции и повышение доходов внутри региона; удовлетворение потребностей населения в оказании неотложной медицинской и гуманитарной помощи; удовлетворение транспортных потребностей МЧС; обеспечение доступности социальных благ для населения; транспортное обеспечение продовольственной безопасности региона, где отсутствует возможность или затруднено производство собственной продукции.

Экологическая функция: защита окружающей среды региона, создание благоприятных экологических условий для проживания населения.

Геополитическая функция: защита внешних границ региона, являющихся границами государства, защита населения региона от геополитических конфликтов; обеспечение транспортных потребностей военных.

Информационная функция реализуется через создание и распространение информации о спросе на транспортные услуги региона и её трансформацию в другие сферы экономики.

Инновационная функция предполагает разработку и использования инновационных технологий для воздушного транспорта в северных регионах.

Интеграционная функция предполагает пространственное развитие регионов за счёт вовлечения и освоения новых территорий (создание транспортной связанности отдаленных регионов, проведение картографирования местности и т.д.)

Институциональная функция реализуется по средствам создания правовых и организационных механизмов, направленных на обеспечение всех вышеперечисленных функций региональной системы воздушного транспорта.

Заинтересованными сторонами в развитии системы региональной авиации являются: население, предъявляющее спрос на воздушные перевозки, здравоохранение (потребность в санитарной авиации), МЧС, военные, авиакомпании, органы государственного управления, аэропорты и аэропортовые службы, промышленные организации и транспортные компании.

В системе воздушного транспорта аэропорты являются ее главными узлами, связанными между собой маршрутной сетью и наземные виды транспорта. В международной практике региональным аэропорт считается, если его годовой пассажиропоток не достигает 5 млн. пассажиров.

В России к аэропортам регионального значения относятся аэропорты, предназначенные для организации воздушного сообщения между субъектами Российской Федерации, не включенные в Перечень аэропортов федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации. К аэропортам местного значения относятся аэропорты, предназначенные для организации воздушного сообщения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами и обеспечивающие выполнение воздушных перевозок на местных воздушных линиях. Развитие системы регионального воздушного транспорта в России усугубляется проблемой сокращения числа региональных аэропортов. По данным Росавиации на 10.09.2019 г. в России в Госреестре было зарегистрировано 241 аэродром, из которых 89 аэропорта имеют федеральное значение, соответственно регионального и местного значения – 152 аэропорта и их число продолжает сокращаться.

За период с 1991 г. по 2019 г. доля региональных авиаперевозок сократилась с 75% до 40%, а местных перевозок с 27% до 4%. В качестве основных причин можно выделить следующие:

  • падение реальных доходов населения в регионах и уровня платежеспособного спроса на авиаперевозки;
  • отсутствие реальных инвестиций в развитие региональной аэропортовой инфраструктуры на протяжении 10 лет с 1991 г.;
  • дефицит парка современных экономичных региональных ВС, отсутствие в производственной линейке отечественных предприятий серийных реактивных и винтовых самолетов вместимостью до 50 кресел.  

Кроме того, в России так и не была выработана эффективная схема взаимодействия магистральных (сетевых) и региональных (фидерных) перевозчиков [11]. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» в качестве одной из приоритетных задач определено развитие магистральной инфраструктуры страны. С этой целью предусмотрена реализация мероприятий по реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширению сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов , минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов. Для решения поставленных задач можно выделить два вектора развития региональной авиации в Северных регионах России:

  1. Развитие региональной авиации в рамках создания Интегральной евроазиатской инфраструктурной системы (ИЕИС) [12]. 
  2. Развитие региональной и местной авиации в целях обеспечения транспортной доступности северных регионов и достижения реализации всех вышеперечисленных функций.

 

 Библиографический список:

  1. Rodrigue E., Comtois C., Slack B. The Geography of Transport Systems, 4th Edition. – Routledge, 2017. – 440 p. [Электронный ресурс]: https://transportgeography.org/?page_id=38. Доступ 09.01.2019.
  2. Беляев В. М., Филиппова Н. А. Основы организации транспортной системы северных регионов // Мир транспорта. – 2017. − № 1. – С. 162−167.
  3. Филиппова Н. А., Ефименко Д. Б., Ледовский А. А. Обеспечение эффективности транспортных процессов в районах Крайнего Севера // Мир транспорта. – 2018. − № 4. – С. 150−159.
  4. Киселенко А. Н., Малащук П. А. Воркутинский транспортный узел: роль в освоении Арктики // Мир транспорта. – 2019. − № 1. – С. 142−153.
  5. Полешкина И.О. Полифункциональность транспортной системы северных регионов // Мир транспота. – 2019. – Т.17, №2 (81). – С. 104-116.
  6. Green R.K. Airports and economic development // Real Estate Economics. - 2007. -Vol. 35, No. 1. - P. 91-112.
  7. Postorino M.N. Development of Regional Airports: Theoretical Analyses and Case Study. – Boston: WIT Press, 2010. – 176 p. 
  8. Baker D., Merkert R., Kamruzzaman M. Regional aviation and economic growth: cointegration and causality analysis in Australia // Journal of Transport Geography. 2015. Vol. 43. P. 140-150. 
  9. Button K., Doh S., Yuan J. The role of small airports in economic development // Journal of airport management. - 2010.  - Vol. 4, No 2. - Pp. 125-136.
  10. Zhang A., Zhang Y. Airport charges, economic growth, and cost recovery // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review.  - 2001.  - Vol. 37, No. 1. - P. 25-33.
  11.  Железная И.П. К вопросу о развитии региональной авиации в Российской Федерации // Научный вестник МГТУ ГА. – 2014. – №205. – С. 137-140.
  12. Садовничий В.А., Осипов Г.В. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны. 2-е изд. – М.: ИСПИ РАН, 2016. – 61 с.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2584
теги:
04.11.2021 04:05 | log2020блог автора

Еще публикации: