Электрогазосварщик СЛД Сибирцево (входит в ГК «ЛокоТех) Сергей Старостин из
числа тех виртуозов, которые на вес золота.
Сложность деталей заставляет «человека в маске» быть многофункциональным. Попробуйте ручкой нарисовать длинный шов.
Нужны очень точные движения, чтобы выдержать заданную линию. А теперь представьте, если в руке аппарат. Чем филиграннее и тоньше задание, тем сложнее и напряжённее работать. Детали же в тепловозе бывают разные: крупные, весом около тонны, а бывают размером с ноготь. И надо сделать так, чтобы шов был гладкий, без зазубрин, даже мельчайших. Идеальной ровности добиться сложно, но можно. Как?
- Только опытным путём, - улыбается Сергей Старостин. - Мастерство приходит со временем. Минимум пять лет требуется, чтобы набить руку. Но вообще, учиться приходится постоянно. Одной чуткости в руках и хорошего глазомера мало, надо точно уметь рассчитывать каждое действие. Плюс к этому теорию сварки необходимо знать, а также физико-химические свойства металла: как плавится, когда нагревается. А ещё - уметь правильно подготовить поверхность...
Этот список «надо» можно продолжать долго. На что Сергей снова улыбается в ответ: «Было бы желание - остальное приложится». Но всё-таки сварщики - люди особого склада. Их профессия напоминает работу хирурга, только лечат они не людей, а металл. Как выяснилось, Сергей стал сварщиком неслучайно.
- Я родился во Владивостоке, а вырос в железнодорожном посёлке Сибирцево. Мой отец работал старшим смены осмотрщиков-ремонтников вагонов. И я часто видел, как железнодорожники резали, варили вагоны. А тут ещё в школу пришли агитаторы из училища и рассказали о преимуществах профессии. И это стало толчком - в 1998 году я пошёл учиться на сварщика, - рассказывает Сергей Александрович. - Сразу после окончания устроился на щебёночный завод (тогда он относился к РЖД). Правда, в первый день подумал, что не моё это дело. Но потом втянулся, стало интересно. Я понял суть профессии: ты создаёшь что-то новое. Можешь восстановить деталь, дав ей вторую жизнь.
В 2009 году Сергею Старостину предложили перейти в локомотивное депо Сибирцево, позже разделившееся на эксплуатацию и ремонт.
- Я сразу согласился. Во-первых, тут спектр действий шире. На заводе я резал исключительно металл и был занят на сварке крупных деталей. А во-вторых, ответственности больше. Часто приходится искать решения, чтобы найти выход из той или иной ситуации. И он всегда находится, - снова улыбаясь, говорит Сергей. - И тогда чувствуешь: сделал что-то интересное. А потом стараешься передать накопленный опыт новичкам. Без этого тоже в нашем деле никак. Ты заинтересован в том, чтобы напарник был сильным специалистом. От личного участия каждого зависит качество и скорость ремонта тепловоза. А мы - сварщики - в этом се на первых ролях.
Все детали из локомотива, за исключением разве что колёсных пар, бандажей, проходят через руки сварщиков. Он же, как признался сам, любит заниматься тем, что посложнее.
- Испытываю внутреннее удовлетворение, когда вижу, что получилось красиво и надёжно. А варить приходится и в кабине, и под капотом, и под локомотивом в канавах. Тут, конечно, нужна хорошая физическая подготовка - на одну деталь может уйти час, а может и 5, - объясняет премудрости своей работы Сергей. - Приходится заниматься и рационализаторством, чтобы облегчить себе задачу. Например, придумывать, как закрепить деталь к сварочному столу, чтобы сподручнее работать было.
Поэтому сварщики такого уровня, как Сергей, очень востребованы.
- Лет шесть назад у меня появилось увлечение - строительство металлоконструкций. Это помогает идти вперёд, я самостоятельно изучил, например, новые виды сварки: работаю с аргоном, углекислотой, - говорит Сергей. - Мог бы организовать, конечно, своё дело, но без коллектива, без депо не могу себя представить. Когда локомотив после ремонта выходит на линию, это непередаваемые ощущения! Ведь в нём - твой вклад, твои силы, а главное, душа.
Наталья Кузьмина
Сложность деталей заставляет «человека в маске» быть многофункциональным. Попробуйте ручкой нарисовать длинный шов.
Нужны очень точные движения, чтобы выдержать заданную линию. А теперь представьте, если в руке аппарат. Чем филиграннее и тоньше задание, тем сложнее и напряжённее работать. Детали же в тепловозе бывают разные: крупные, весом около тонны, а бывают размером с ноготь. И надо сделать так, чтобы шов был гладкий, без зазубрин, даже мельчайших. Идеальной ровности добиться сложно, но можно. Как?
- Только опытным путём, - улыбается Сергей Старостин. - Мастерство приходит со временем. Минимум пять лет требуется, чтобы набить руку. Но вообще, учиться приходится постоянно. Одной чуткости в руках и хорошего глазомера мало, надо точно уметь рассчитывать каждое действие. Плюс к этому теорию сварки необходимо знать, а также физико-химические свойства металла: как плавится, когда нагревается. А ещё - уметь правильно подготовить поверхность...
Этот список «надо» можно продолжать долго. На что Сергей снова улыбается в ответ: «Было бы желание - остальное приложится». Но всё-таки сварщики - люди особого склада. Их профессия напоминает работу хирурга, только лечат они не людей, а металл. Как выяснилось, Сергей стал сварщиком неслучайно.
- Я родился во Владивостоке, а вырос в железнодорожном посёлке Сибирцево. Мой отец работал старшим смены осмотрщиков-ремонтников вагонов. И я часто видел, как железнодорожники резали, варили вагоны. А тут ещё в школу пришли агитаторы из училища и рассказали о преимуществах профессии. И это стало толчком - в 1998 году я пошёл учиться на сварщика, - рассказывает Сергей Александрович. - Сразу после окончания устроился на щебёночный завод (тогда он относился к РЖД). Правда, в первый день подумал, что не моё это дело. Но потом втянулся, стало интересно. Я понял суть профессии: ты создаёшь что-то новое. Можешь восстановить деталь, дав ей вторую жизнь.
В 2009 году Сергею Старостину предложили перейти в локомотивное депо Сибирцево, позже разделившееся на эксплуатацию и ремонт.
- Я сразу согласился. Во-первых, тут спектр действий шире. На заводе я резал исключительно металл и был занят на сварке крупных деталей. А во-вторых, ответственности больше. Часто приходится искать решения, чтобы найти выход из той или иной ситуации. И он всегда находится, - снова улыбаясь, говорит Сергей. - И тогда чувствуешь: сделал что-то интересное. А потом стараешься передать накопленный опыт новичкам. Без этого тоже в нашем деле никак. Ты заинтересован в том, чтобы напарник был сильным специалистом. От личного участия каждого зависит качество и скорость ремонта тепловоза. А мы - сварщики - в этом се на первых ролях.
Все детали из локомотива, за исключением разве что колёсных пар, бандажей, проходят через руки сварщиков. Он же, как признался сам, любит заниматься тем, что посложнее.
- Испытываю внутреннее удовлетворение, когда вижу, что получилось красиво и надёжно. А варить приходится и в кабине, и под капотом, и под локомотивом в канавах. Тут, конечно, нужна хорошая физическая подготовка - на одну деталь может уйти час, а может и 5, - объясняет премудрости своей работы Сергей. - Приходится заниматься и рационализаторством, чтобы облегчить себе задачу. Например, придумывать, как закрепить деталь к сварочному столу, чтобы сподручнее работать было.
Поэтому сварщики такого уровня, как Сергей, очень востребованы.
- Лет шесть назад у меня появилось увлечение - строительство металлоконструкций. Это помогает идти вперёд, я самостоятельно изучил, например, новые виды сварки: работаю с аргоном, углекислотой, - говорит Сергей. - Мог бы организовать, конечно, своё дело, но без коллектива, без депо не могу себя представить. Когда локомотив после ремонта выходит на линию, это непередаваемые ощущения! Ведь в нём - твой вклад, твои силы, а главное, душа.
Наталья Кузьмина