Элита страны в последние годы активно формировала запрос на модернизацию. Стала очевидной необходимость коренной смены парадигмы нашего развития, и президент ответил на этот запрос активной части общества, сформулировав идеологию инновационного развития и государственные отраслевые приоритеты. Но конечный успех проекта будет зависеть от глубины реальной кооперации между властью и обществом по проектированию конкретных мероприятий, направленных на технологический рывок.
Впервые за долгое время делается серьезная попытка разговаривать на тему инновационного обновления экономики не языком заклинаний и деклараций, а вполне прагматически, формулируя как план первоочередных мер, так и основы политики на долгосрочную перспективу.
У российской модернизации есть две важные компоненты: а) создание инноваций и технологических новшеств внутри страны и б) эффективный импорт технологий и оборудования для использования в реальном секторе экономики.
Необходимо и то и другое. И рост импортных технологических поставок как инвестиционный приоритет крупных отечественных компаний был неизбежен в последние годы. Любая другая политика в условиях абсолютной неразвитости в стране инновационной инфраструктуры могла привести к полнейшей технологической и индустриальной изоляции и, как следствие, к деградации экономики. Однако от импорта инноваций надо переходить к внутреннему производству. Становиться не только крупными потребителями, рынком сбыта технологий, но и заметными глобальными поставщиками хайтека.
Проект технологического рывка — это, пожалуй, крупнейший политический стартап современного руководства страны. И, как любой венчурный проект, он окружен разного рода опасностями и даже скепсисом. Но этот проект родился не на пустом месте, это не идеологический гринфилд. К 2009 г. в стране был сформирован совершенно определенный, четко артикулированный заказ национальной элиты на идеологию модернизации, а значит, и далее — на создание президентской комиссии, на те мысли, которые нашли прямое отражение в статье «Россия, вперед!» и последнем послании президента.
Важно, что государство предельно четко определило свой мандат в проекте, назвав приоритетные отрасли, опережающим развитием которых оно будет заниматься: энергоэффективность и новые виды топлива, медицинские технологии и фармацевтика, ядерная энергетика, информационные технологии, космос и телекоммуникации. Максимум нашего внимания будет отдано именно им, поскольку здесь наиболее ясно просматривается переход от целей и задач к конкретным проектам, виден эффект масштабирования технологий. И свои проекты мы до логического конца доведем.
Но, разумеется, модернизация страны не может ограничиться этими направлениями. Конечный эффект проекта будет зависеть от реальной вовлеченности элиты общества в процесс инновационных изменений. А значит, очень важна глубина сотрудничества государства с бизнесом и обществом при совместном проектировании этих изменений. Для этого нужны яркая компетентная аудитория, заинтересованно слушающая власть и комфортная независимая площадка для дискуссии. Тогда может появиться план совместных действий.
Поэтому от очередного февральского Красноярского экономического форума мы ждем идей о том, при каких условиях инновационное развитие и модернизация станут долгосрочной доминантой в развитии страны. И традиционно горизонтальный «красноярский формат», который в этом году превратится в большую деловую игру, должен стать площадкой для формулирования новых интересных идей, проектов и совместных действий. В прошлом феврале мы обсуждали и проектировали антикризисный план правительства. Многие подходы были реализованы. И наши макроэкономические показатели по итогам года дают основания для сдержанного оптимизма. Сегодня самое время вместе проектировать инновационный рывок.
Я бы выделил пять основных тем, обсуждение которых принесет пользу и позволит пройти путь от формулировок миссии и целей модернизации до конкретных шагов и проектов, а именно такова задача.
— Кто будет осуществлять модернизацию? Какие шаги предпринять для развития человеческого капитала в области научного поиска, образования и здравоохранения?
— Готов ли бизнес к новому качеству роста? Содержание инвестиционных программ корпораций по-прежнему отражает скорее задачу локального технического перевооружения, «слабой» модернизации, ориентированной на заимствование технологий. Какие стимулы к инновациям были бы действенными, актуальными и реализуемыми? Какой приемлемый уровень рисков придется возложить на государство?
— Как повысить качество институциональной среды для модернизации? Как оценить имеющиеся мандаты институтов развития и построить систему «инновационного лифта» для проектов? Где можно и нужно рационально подстелить соломку для венчурных рискованных инвестиций?
— Как нам создать комфортную среду обитания, без которой совершенно невозможно закрепить креативное инновационное сознание? Что сделает наши города, жилье, коммунальную инфраструктуру, социальные и бытовые услуги привлекательными и конкурентоспособными?
— Как России использовать преимущества динамичного развития экономик Юго-Восточной и Центральной Азии, а также транслировать эти тренды на нашу Сибирь и Дальний Восток?
Думаем и встречаемся в Красноярске 12-13 февраля.
Источник: Ведомости.