Информация о трудовых мигрантах чаще всего
предоставляется исключительно в цифрах – столько-то приехало, столько-то
осталось, так что проблемы работающих в России иностранцев некоторым могут
казаться чем-то отвлечённым, далёким. Сухая статистика обычным людям ничего не
говорит и никак не может их тронуть. На проблему стоит смотреть с человеческой
стороны, только так можно к ней позитивно расположить. В этом плане интересна
история мигранта из Таджикистана Абдумамада Бекмамадова, чью жизнь в своё время
осветили два неожиданных события и прославили его среди театралов Москвы.
Абдумамад Бекмамадов родом из горных
районов Памира. Приехав в Москву на заработки, он трудился на стройках,
мойщиком посуды в ресторанах, грузчиком, при том что сам он был невероятно творческим
человеком. Бекмамадов писал и исполнял песни, часто на импровизированной сцене
играл перед родными и знакомыми. Но в Памире, если в доме несколько сыновей,
один из них остаётся ухаживать за родителями и присматривать за детьми своих
братьев и сестёр, которые отправляются на заработки. Так они поддерживают друг
друга. Чтобы полностью обеспечивать свою семью, Абдумамад был вынужден
безвылазно жить в Москве в течение десяти лет.
В 2012 году театральный режиссёр Всеволод
Лисовский поставил документальный спектакль «Акын-опера», посвящённый проблемам
мигрантов в России. Целью проекта, по словам его создателей, было предоставить
московской публике возможность услышать голос тех, кого они видят каждый день,
но ничего о них не знают. В постановке приняли участие три трудовых мигранта, в
том числе и Абдумамад. История могла бы пройти незаметно, однако «Акын-опера»
завоевала престижную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший
спектакль-эксперимент». Представьте себе беспрецедентный случай: на сцену
Большого театра вместе с известными актёрами за наградой вышли три трудовых
мигранта!
Было бы неверным утверждать, что жизнь
Абдумамада после такого события резко изменилась. Однако на очередном спектакле
его заметила режиссёр-документалист Анна Моисеенко и сделала неожиданное
предложение – снять фильм о его жизни. Четыре года они провели вместе.
Моисеенко даже ездила на родину Абдумамада, запечатлела его дом, родных,
прошлую жизнь. Кадры с работой на стройке противопоставлялись песням
Бекмамадова, что, кстати, дало название картине – «Песни Абдула». Хотя главной
целью режиссёра было не рассказать историю конкретного человека, а через неё
заявить о всей проблеме: жизнь между двумя странами; работа не по призванию;
люди, вынужденно оказавшиеся не на своём месте, оторванные от корней.
Не каждому мигранту везёт также как
Абдумамаду. Речь здесь не о материальном успехе, Бекмамадов по-прежнему
работает на стройках и в ресторанах, в этом плане ситуация даже усложнилась: «Я
стал больше заниматься творчеством, любимым и профессиональным делом, но меньше
зарабатывать. Работаю по-прежнему на стройках Москвы, но сейчас некоторые
работодатели неохотно берут меня на работу. Всё-таки лауреат "Золотой
маски", а тут строительные работы. Кроме того, много времени отнимают
репетиции, а это значит, что я меньше бываю на рабочем месте. Кто согласится
иметь такого вот работника-артиста?», – сказал он в интервью русской службе
BBC. А в Россию каждый год приезжают сотни тысяч мигрантов, чьи истории не
менее трогательны, но и не более просты.
Согласно исследованию Владимира Мукомеля
из Института социологии РАН «Мигранты на российском рынке труда: занятость,
мобильность, интенсивность и оплата труда», проведённого в 2017 г. на основе
опроса 8577 трудовых мигрантов, высшее и неполное высшее образование имели 19 %
респондентов (среди женщин-мигрантов – 26,5 %). Однако в профессии остаются
немногие. Например, в сфере здравоохранения – лишь 22 %, образования – 8,5 %.
Бывшие врачи, учителя, другие специалисты становятся строителями, нянями,
сиделками, домработницами, каждый третий мигрант с высшим образованием
устраивается рабочим. Не говоря о культурной изоляции от родины и языковом
барьере. Хотя уже видно, как правительства стран-экспортёров пытаются на
законодательном уровне помогать своим гражданам-мигрантам. Здесь, в частности,
можно вспомнить законопроекты правительства Узбекистана о создании достойных
условий для трудящихся за рубежом граждан и системной работе с ними, хотя
проблема находится лишь на начальной стадии решения.
И, конечно, мысль не должна сводиться к
силлогизму «Мигранты тоже люди», этот вывод унизителен для обеих сторон, но к
желанию изучать друг друга, постигать два разных мира, ведь только с таким
посылом можно говорить о гармоничном сосуществовании.
Илья Голубев
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»