— Вячеслав Михайлович, чем вызван приход нового руководителя в один из старейших заповедников Сибири? Тем, что усложнились задачи, стоящие перед его коллективом?
— Смена руководства на «Столбах» — мера вынужденная. Алексей Викторович Кнорре, прежний руководитель, возглавлявший с 1992 года государственный природный заповедник, решил перейти на другую должность — заместителя директора по развитию. Сделал это по состоянию здоровья.
Мы знакомы давно, и никаких возражений мое назначение у него не вызвало. Знаем друг друга по работе на ООПТ, по совместной деятельности в Ассоциации заповедников и национальных парков Алтае-Саянского экологического региона, где я по-прежнему являюсь финансовым директором.
А здесь я правопреемник Алексея Викторовича и никаких «революций» устраивать не намерен. Работаю вместе с ним, как и с другими заместителями, в одной команде.
Когда туризм спешит на помощь
— Пригодится ли на «Столбах» опыт работы в Саяно-Шушенском биосферном заповеднике?
— Деятельность в качестве заместителя директора по финансам одного из лучших заповедников России стала для меня неплохой школой, обогатив в плане рационального использования финансовых средств. Кроме того, у моего, теперь уже бывшего, руководителя Александра Григорьевича Рассолова всегда есть чему поучиться: он идет в ногу со временем, даже иногда его опережая.
Все, что в Саяно-Шушенском заповеднике сделано за последние годы, выполнено за счет оптимизации ресурсов: денежных, материальных и, главным образом, кадровых. Дальний кордон Кургол на Саяно-Шушенском водохранилище, где часто проводятся различные мероприятия, экологические экскурсии, научные конференции и встречи специалистов, — один из первых объектов, практически воплотивших идею развития экологического туризма на территории природного резервата.
Впрочем, нет необходимости чисто механически переносить этот опыт. У «Столбов» своя специфика. Она в том, что заповедник находится практически в границах города. В шаговой доступности сдерживать наплыв неконтролируемых посетителей очень сложно, и первое, что нужно сделать для решения данной проблемы, — постепенно переходить на «Столбах» к режиму национального парка.
Природоохранный статус у заповедника, понятное дело, несколько понизится: появятся места отдыха, имеющие кадастровую значимость, территория природного резервата станет более открытой для посещения. Кроме того, параллельно будет проводиться экологическое просвещение и воспитание населения по бережному и неистощительному отношению к природе. Но этот вынужденный шаг нужно сделать: не совершим его мы — значит за нас это сделает кто-то другой.
— Взаимодействие с городом как-то прорисовывается в этом плане?
— Заповедник не в состоянии регулировать такой поток посетителей только штатными сотрудниками. Нужна помощь и понимание со стороны всех, кто заинтересован в сохранении биоразнообразия и неистощительного природопользования. Конечно, мы не можем ограничить посещение, оградив все колючей проволокой, да и нельзя в каждом видеть только нарушителя.
Но в этом-то и сложность нашей работы, и вполне естественно, что деятельность заповедника трудно представить без помощи со стороны красноярских властей, с которыми у нас имеется полное понимание. Уже в первую неделю своего знакомства со «Столбами» мне довелось встречаться с первым вице-мэром Константином Михайловичем Филипповым. Он очень хорошо отнесся к тому, что мы хотим установить плату за посещение туристско-экскурсионного района (ТЭР) заповедника.
— То есть экологический туризм спешит на помощь в трудной ситуации, в какой оказался заповедник?
— Введение платы за посещение, средства от чего пойдут на содержание ТЭРа в чистоте и порядке, считаю оптимальным решением проблемы дефицита финансирования. На основании проведенного анализа структуры и динамики туристического потока нами были сделаны экономически обоснованные расчеты стоимости разового посещения. Эта сумма составляет 30 рублей, и она взимается круглый год, но при этом вводятся льготы. То есть пенсионерам и школьникам — бесплатное посещение, а студентам — вдвое меньше. Данный вариант является наиболее удачным и социально ориентированным.
— В упрощенном понимании туристами на «Столбах» традиционно выступают «избачи». Как с этой категорией посетителей заповедника складываются отношения?
— Эти отношения выстраивались десятилетиями, в разные времена они были напряженными, так что не обходилось без перегибов. В минувшем месяце прошло собрание представителей общества «столбистов» с администрацией заповедника. Прежний курс на сотрудничество будет продолжен: жить в мире всегда лучше, чем устраивать бессмысленные войны.
— Какие разновидности экологического туризма, на ваш взгляд, могут прижиться на «Столбах»?
— Настаиваю на развитии здесь семейного туризма.
— Значит, появятся какие-то коттеджи, домики для отдыха?
— Нет, нам не нужно заниматься инфраструктурой, поскольку рядом есть много баз отдыха — «Гренада», «Чайка»… Речь может идти только о создании экологических маршрутов, и удаленность их не должна превышать пяти километров. Куда же дальше с детьми?
Но пока, к сожалению, массовый туризм на «Столбах» развивается однобоко. Есть на кордоне Лалетино Ворота — наиболее посещаемая восточная точка Центральных Столбов. Но можно и нужно развивать другие объекты, к примеру, кордон Калтат, где ландшафт вполне позволяет — местность не настолько гористая и для семейного отдыха наиболее подходящая.
Экологический туризм, как всякая идея, имеет сторонников и противников, в том числе среди сотрудников заповедника, которые привыкли, что называется, не выходить за рамки своей «скорлупы». Но время нынче не то, чтобы в ней замыкаться. Что в данной ситуации от нас требуется? В рамках природоохранного законодательства продвигать экологический туризм, внося посильный вклад в охрану и управление используемыми территориями, в устойчивое развитие региона.
Полигон средь причудливых скал
— В силу выгодного расположения «Столбы» считаются полигоном для различных исследований. Как развивается сотрудничество заповедника с красноярской наукой?
— Хотелось бы немного сказать о проекте «Страна заповедная», который осуществляется при финансовой поддержке «РусАла». В проведении мониторинга биологического разнообразия заповедник тоже участвует, но, к сожалению, не по всей тематике работ. Думаю, что сейчас ситуация кардинально изменится. Научные исследования на «Столбах» — это очень важная составляющая внебюджетных доходов. В год заповедник зарабатывает в пределах одного миллиона рублей. Что мешает получать больше, работая с академической наукой вплотную?
Вообще, на мой взгляд, нужно более углубленно изучать рекреационную нагрузку на «Столбы». Скажем, какое воздействие оказывают посетители на заповедную территорию, охрану лесов? Идет вытаптывание, замусоривание реликтовых мест, и нужно проводить комплексные исследования, чтобы на их основе принимать адекватные меры по своевременной защите заповедника.
Кроме того, требуется создание экологической тропы в направлении Лалетино — иначе не разделить пешеходный и транспортный потоки. В октябре мы ввели здесь режим чрезвычайной ситуации, разрешив проезд автотранспорта до 11 часов дня и выезд только после шести вечера. Мера вынужденная, но, как выяснилось, необходимая, ведь машины двигались чуть ли не по головам. Возможно, в дополнение к одной тропе появится другая, уже существующая, но менее известная.
— Насколько сокращение, которое не минует штат заповедника, может сказаться на дальнейшей природоохранной работе?
— К сожалению, для многих руководителей и сотрудников ООПТ это очень больной вопрос. В связи с переходом на новую систему оплаты труда всем бюджетным учреждениям пришлось приводить свои штатные расписания в соответствие с доведенными лимитами. Причем рост заработной платы закладывается без увеличения финансирования на эти цели. Это означает неизбежное сокращение штатной численности персонала. А с Нового года мы обязаны предусмотреть еще и стимулирующую выплату сотрудникам в размере 30 процентов из имеющихся средств.
Получается, что финансирование осталось на уровне прошлого года при штатной численности 90 человек, а фактически денег хватает только на персонал в количестве 52 человек. Вот такая ситуация.
— Не хочется завершать разговор на грустной ноте…
— Конечно, я уверен, что наш заповедник сумеет вписаться в новые экономические условия, более активно сотрудничая и с населением, и с наукой, и с природоохранными структурами. По крайней мере, именно такая задача поставлена перед нами, и с ней нужно справиться.
Беседу вел Николай ЮРЛОВ.
Фото Олега ЛОЗИЦКОГО
Наша справка
Директор государственного природного заповедника «Столбы» В.М. Щербаков родился в 1977 году в Шушенском. Дипломную работу на тему «Дополнительные источники финансирования государственных природных заповедников» в Хакасском государственном университете защищал на базе Саяно-Шушенского заповедника.
В 2004 году в рамках президентской программы получил второе высшее образование. Темой его работы стала разработка стратегии развития экологического туризма на ООПТ.
Женат, имеет сына и дочь.