Есть много отраслей в российской экономике, которые отстают в своем развитии от западных стандартов на несколько лет. Мне ближе всего индустрия управления деньгами. Речь идет о коллективных инвестициях — в первую очередь фондах взаимных инвестиций. В российских реалиях это в основном ПИФы.
Первые паевые фонды появились гораздо раньше, чем 10 лет назад, но до сих пор без тоски смотреть на управляющие компании сложно.
У российских паевых фондов есть две ключевые особенности, которые отличают их от западных аналогов.
Первая — это невероятная свобода действий в выборе инструментов, никак не привязанная к названию фонда. То есть в фонде облигаций львиная доля активов может быть вложена в акции или наоборот.
Многие управляющие не видят в этом никаких проблем. Точнее, не видели во время бума, когда их фонды облигаций приносили клиентам запредельные для якобы сверхнадежных фондов барыши. В кризис, конечно, настроение поменялось, но, по-моему, только у клиентов.
Часть управляющих упирает на то, что они абсолютно открыты и показывают структуру своих портфелей, а значит, клиент сам может оценить, насколько привлекательно для него предложение фонда. Но не нужно иллюзий — часть клиентов, несущих деньги в ПИФы, по определению не должны ни о чем думать. Они не должны ничего знать.
Интересы клиентов должно защищать регулирование, как это и происходит в развитых странах. Хочешь вкладывать деньги в управляющих с буйной фантазией и вычурными стратегиями — обращайся в хедж-фонды.
Если же хочешь четких правил, то тогда добро пожаловать во взаимные фонды. И не дай бог управляющему сильно отклониться от заявленной инвестиционной декларации. Даже если фонд от этого выиграл, в тот момент, когда фонд из-за падения рынка потеряет деньги, это с легкостью может быть использовано как повод для суда.
Вторая проблема управляющих — это сам рынок. Сложно работать, если количество по-настоящему ликвидных бумаг сильно ограничено. Но тут уж ничего не поделаешь — это препятствие дано свыше.
Известно, что с учетом комиссий управляющие взаимных фондов в мире в среднем не приумножают, а, наоборот, слегка проедают деньги клиентов. То есть инвестор, который купил все акции из индекса DJ, в итоге зарабатывает больше, чем те, кто дает деньги на управление профессионалам.
По-моему, российский рынок коллективного инвестирования имеет достаточно длинную историю для того, чтобы кто-нибудь из профессиональных экономистов посчитал, приумножают ли российские управляющие деньги клиентов. Сомневаюсь, что ответ будет положительным, но с нетерпением жду результатов.
Источник: Ведомости.
Автор: Андрей Панов, редактор отдела финансов газеты «Ведомости», студент бизнес-школы INSEAD.