Коновалова Анна Юрьевна
Ассистент кафедры Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г.Красноярск, Россия
Скоробогатова Елизавета Андреевна
Магистрант, кафедра Градостроительства
Сибирский федеральный университет,
г.Красноярск, Россия
Логистические принципы организации пассажирских перевозок заключаются в том, чтобы количество единиц подвижного состава, режим его работы и маршрута движения гарантировали безопасность, надежность и беспересадочность доставки пассажиров «от двери к двери» к необходимому им времени. Применение логистических принципов в организации работы системы городского пассажирского транспорта обосновано тем, что при рассмотрении грузовых и пассажирских перевозок наблюдается множество аналогичных процессов. При перевозке грузов и пассажиров происходят аналогичные процессы, если в ходе преодоления расстояний между пунктом начала движения (источником) и пунктом назначения (получателем) для перевозки и промежуточной остановки (складирования/размещения в местах отдыха) задействовано предприятие, предоставляющее услуги. Общественный транспорт, при перевозке грузов и пассажиров, применяет схожие транспортные пути, что и приводит к однотипному планированию систем и управлению данными процессами.
Использование логистического подхода на пассажирском транспорте способствует оптимизации перевозочного процесса, рассматриваемого как логистическая система операторов и объектов инфраструктуры, посредством логистических связей, участвующих в процессе оказания транспортных услуг. [1, С.224]
Кроме того, транспортная логистика позволяет сгладить противоречия между целями перевозчиков и пассажиров, а также между транспортными предприятиями разных форм собственности, которые работают на одном рынке транспортных услуг.
Использование логистического подхода на пассажирском транспорте, при котором транспортный комплекс рассматривается как структурированная система, и процесс перевозки – как логистическая цепь операторов и объектов инфраструктуры, взаимодействующие посредством логистических связей, позволяет оптимизировать процесс производства транспортных услуг, обеспечить удовлетворение потребностей различных категорий населения на основе рационального использования имеющихся экономических ресурсов.
Логистический подход к организации пассажирских перевозок основан на построении конкретной логистической цепи для доставки конкретного товара (пассажирской услуги) от четко определенного поставщика (АТП) к четко определенному потребителю (пассажиру).
Для применения логистических методов на практике, пассажиропотоки должны обладать набором признаков устойчивых технологических связей (должны быть сконцентрированы в пространстве и во времени). Не все виды пассажирских перевозок обладают такими признаками, поэтому логистический подход ко всем организациям перевозок жителей города применить нельзя.
В современной науке рассматриваются несколько категорий перевозок, к которым возможно применение логистических технологий:
- трудовые поездки,
- личные поездки,
- поездки, связанные с массовыми зрелищными мероприятиями.
Также рассматриваются перевозки с нестабильными характеристиками движения, под которыми понимаются перевозки, с постоянно изменяющимися пассажиропотоками, пассажирообразующими пунктами и географическим разнообразием корреспонденций (например, поездки от театров, стадионов, вузов и т.д. в пассажиропоглащающие зоны города).
Таким образом, по принципу функционирования, различают две группы системы организации работы городского пассажирского транспорта, которые обеспечивают поездки жителей по городу:
- традиционно сложившаяся система перевозок, основанная на поездках между равномерно и случайно распределенными пунктами по территории всего города;
- логистическая система, базирующаяся на пассажиропотоках, сконцентрированных в пространстве и времени и имеющих общую цель поездки).
Возникает своего рода логистическая система Justintime: «между фиксированными зонами города в фиксированный момент или интервал времени».
Целями применения логистики в системах городского пассажирского транспортав условиях глобальных культурно–массовых мероприятий являются: снижение количества пересадок, обеспечение гарантированности поездки, повышение эффективности управления информационными потоками. Применение логистического подхода к управлению пассажиропотоками позволяет сформировать единую систему из отдельно взятых участков перевозочного процесса, способную удовлетворить все потребности населения, при минимальных затратах и повышении конкурентоспособности предприятия городского пассажирского транспорта. Кроме того, создание и внедрение новых управленческих решений с использованием логистических принципов, применительно к организации работ общественного транспорта, способствует повышению адаптации систем к изменениям внешних условий и переориентации на потребителя данного вида услуг. [2, С.20].
Таким образом, применение логистического подхода поможет сформулировать новый принцип управления, планирования и контроля над пассажирскими потоками в системах городских пассажирских перевозок, и стать основным конкурентным преимуществом на рынке транспортных услуг. [3, С.198-200].
Отсутствие логистического подхода к управлению общественным транспортом создает проблемы его эффективного использования, в частности:
- планирование перевозок пассажиров в первую очередь основано, на отчетных данных и учете временн6го фактора без должного (экономического обоснования;
- остаются малоизученными факторы, определяющие объем и структуру пассажирских перевозок;
- значительные упущения допускаются при планировании работы подвижного состава и обслуживающего персонала, занятого пассажирскими перевозками, эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок;
- тарифная система общественного транспорта содержит социальную нагрузку, деформирующую реальное ценообразование;
- не в полной мере используются возможности общественного транспорта в повышении эксплуатационной скорости, росте производительности труда, снижении себестоимости, повышении рентабельности пассажирских перевозок и культуры обслуживания пассажиров.
Логистический подход к управлению пассажирскими потоками требует объединения отдельных участков перевозочного процесса в единую систему, способную обеспечить качественные транспортные слуги населению при минимальных затратах. [4,С.23]
Использование теории системного подхода в моделировании процессов стратегического планирования функционирования РЛСОТ (региональная логистическая система общественного транспорта) позволило получить концепцию формирования (рисунок1), которая учитывает глобальные цели развития данной транспортной системы во взаимосвязи с локальными целями ее отдельных звеньев. Схемы фиксации пассажирского транспорта в период Универсиады 2019.
Весь комплекс моделей разбит на три группы: предварительные, центральные и завершающие.
Для повышения обоснованности решений по организации перевозок пассажиров наряду с приведенной классификацией можно использовать и другие. Все передвижения жителей города можно разделить на две большие группы: добровольные и вынужденные. Добровольная подвижность характеризуется поездками, совершаемыми на личном транспорте в свободное время, вынужденная - поездками, совершаемыми для посещения конкретного спортивного мероприятия.
Классификация передвижений по времени выполнения является двухуровневой, с использованием двух независимых признаков: периодичность поездки и фиксированность поездки по времени суток. Для обеспечения фиксированных передвижений транспорт должен подстраиваться под заданное время (или заданный интервал) поездки. В этом случае необходима концентрация подвижного состава по времени суток.
Если же пассажиры имеют свободу выбора времени поездки, то они подстраиваются под расписание движения транспортных средств. В случае свободных передвижений расписание движения транспорта играет организующую роль в формировании пассажиропотоков и их распределении по времени суток. Если пассажирский транспорт соблюдает график движения, то проявляется потокоформирующая функция расписания, т.е. пассажиропотоки концентрируются по времени суток в моменты прохождения транспортных средств через остановочные пункты.
Рис.1. Алгоритм стратегического планирования пассажиропотоков
Важной с транспортной точки зрения является также информация о направлениях передвижений пассажиров, что предопределяется размещением начальных и конечных пунктов пассажиропотоков на территории города.
Пространственная характеристика передвижений предопределяет топографию маршрутной сети городского транспорта.
По этому классификационному признаку выделяются две группы передвижений:
1) концентрированные по направлениям;
2) равномерно распределенные по территории города.
С точки зрения построения рациональной маршрутной сети важна не столько цель поездки, сколько то, какова концентрация пассажиропотоков по радиальным и хордовым направлениям [5,6].
Если имеются такие концентрированные пассажиропотоки, то они требуют организации специальных маршрутных линий с минимальным количеством промежуточных остановок. Если концентрированных по направлениям пассажиропотоков нет, то передвижения пассажиров осуществляются на маршрутной сети, равномерно покрывающей территорию города. Если же имеются и те, и другие пассажиропотоки, то маршрутная система должна интегрировать в себе оба вида маршрутных линий.
Пространственно-временная классификация ситуаций транспортного обслуживания жителей города может быть представлена древовидным графом в соответствующем матричном поле (рисунок2).
Классификационный признак: |
|
|||||||||||||||
Периодичность: 1. постоянные 2. сезонные 3. периодические 4. разовые |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||
Фиксированность:
|
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||||||||
Концентрация по направлениям:
|
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Рис.2. Пространственно-временная классификация
транспортного обслуживания жителей города
Из него следует, что в период Универсиады 2019 транспортное обслуживание будет носить комплексный характер, в разовые, свободные, фиксированные и концентрированные перевозки пассажиров.
Пассажиропотоки, по оценкам, будут иметь следующий характер:
- поток на личном транспорте – 40% от общего потока – 24830 чел.
Этот поток классифицируется в нашей схеме под термином «свободный».
Традиционные маршруты – «фиксированные» - 68782 человека.
Экспресс маршруты – «разовые».
Специальные автобусы для «VIP»-персон – «концентрированные» - 6389 чел.
Таким образом, концепция формирования схемы движения общественного транспорта носит многоуровневый характер и включает два методических инструмента:
1) Алгоритм стратегического планирования пассажиропотоков;
2) Пространственно – временную классификацию транспортного обслуживания в период Универсиады 2019.
Это позволяет спланировать потоки в период Универсиады 2019.
Библиографический список:
1. Логистика: общественный пассажирский транспорт: Учебник для студентов экономических вузов // под общ.ред. Л.Б. Миротин. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 24 с.
2. Евсеева, А.А. Критерии оценки функционирования микрологических систем автотранспортных фирм: автореферат дис. …канд.экон.наук: 08.00.05 // Анна Анатольевна Евсеева. – Саратов, 2004. – 20 с.
3. Д.А. Красникова, Т.М. Яхина: Функционирование городских пассажирских перевозок как логистической системы. Текст статьи. // Логистика: современные тенденции развития: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. 9,10 апреля 2015г. мат. докл. // отв. ред. В.С. Лукинский. – СПб.: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2015. – С.198-200. ISBN 978-5-9509-0167-6.
4. Логистика: общественный пассажирский транспорт: Учебник для студентов экономических вузов // под общ.ред. Л.Б. Миротин. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 23 с.
5. П.Г. Швалов. Модель векторов развития логистической инфраструктуры Красноярской городской агломерации / Швалов П.Г., Тарасов С.А., Тарасов Ю.С., Лукиных В.Ф. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. – №6.