Эльбеков Жонибек Улугбек угли
Студент группы TS-19
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,
г. Ташкент, Узбекистан
E-mail: atoev.1995@mail.ru
Научный руководитель – Илесалиев Дауренбек Ихтиярович
к.т.н., ассистент кафедры «Транспортная логистика и сервис»
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,
г. Ташкент, Узбекистан
E-mail: ilesaliev@mail.ru
На сегодняшний день контейнерные перевозки являются современным способом доставки различных видов грузов [1]. Именно по этой причине номенклатура грузов перевозимых в контейнерах расширяются, однако вопросы перевозки наливных грузов в универсальных контейнерах рассматривается крайне редко [2, 3].
Специальная эластичная тара BIG Red Dry Line (Флекситанк), который представляет собой гибкий многослойный резервуар. Конструкция позволяет контролировать колебательные волнения жидкости внутри резервуара и уменьшить давление на стенки контейнера, что особенно важно при контейнерных перевозках. Объём такой ёмкости – от 18-24 тысяч литров (масса транспортной партии зависит от плотности перевозимого груза). Основное назначение применения эластичной тары – осуществление логистического принципа транспортировки «door to door», а также оптимизация транспортировки наливных грузов значительными партиями (рисунок 1).
В таблице 1 приводится сравнение основных параметров IBC контейнера, стандартных бочек и эластичной таре.
Таблица 1. Сравнение основных параметров тары
IBC контейнера/бочки |
Эластичная тара |
Меньше загрузка продукта в универсальный контейнер и, как следствие, высокие расходы на доставку. |
Использование всего рабочего объема контейнера по максимуму. Объем перевозимой продукции в эластичной таре больше на 20-30%. |
Необходимость в специализированном оборудовании для очистки тары. |
Одноразовая тара. Не требуется дополнительного оборудования. |
Утилизация усложняется большим количеством тары. |
Легкая утилизация. |
Рис. 1. Способы перевозки наливных грузов в IBC контейнерах (а), в бочках на поддонах (б) и в эластичной таре (в): 1 – бочка; 2 – поддон; 3 – IBC контейнер; 4 – эластичная тара.
Размещение грузовых единиц определялось по следующей формуле:
, (1)
где Lконт – внутренняя длина контейнера, мм;
Hконт – внутренняя длина контейнера, мм;
a – длина транспортной пакета, мм;
b – длина транспортного пакета, мм;
с – высота транспортного пакета, мм;
40 – технологический зазор между транспортными пакетами, мм;
ε{...} – целая часть.
Общая стоимость доставки наливного груза в универсальных контейнерах может быть определена по формуле:
, руб., (2)
где Спер – стоимость перевозок, руб.;
Стара – стоимость тары, руб.;
Сп-р – стоимость погрузки-разгрузки, руб.
Стоимость перевозки грузов принимались по Тарифному руководству № 1, часть 2 с коэффициентом индексации 3,267, как было установлено с 23.12.2015 г, по схеме № 93 – плата за перевозку каждого собственного (арендованного) груженного контейнера в собственных (арендованных) вагонах. Стоимость расходов на тару определялось по методу приведенной в источнике [4, c. 495]. Стоимость погрузки или выгрузки определялось по методу предложенной в работе «Определение оптимальных параметров погрузочно-разгрузочного участка с помощью математических методов» [5]. При определении общей стоимости доставки наливных грузов в универсальных контейнерах принималось одинаково. Результаты расчётов приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты расчётов общей стоимости доставки
Условия перевозок |
Логистические операции |
Расстояния, км |
||||
200 |
400 |
600 |
800 |
1000 |
||
Перевозка в эластичной таре |
Спер |
14136,8 |
17259,5 |
19849,8 |
22507,9 |
25210,5 |
Стара |
28290 |
28290 |
28290 |
28290 |
28290 |
|
Сп-р |
35000 |
35000 |
35000 |
35000 |
35000 |
|
Всего |
67426,8 |
70549,5 |
73139,8 |
75797,9 |
78500,5 |
|
Перевозка в бочках |
Спер |
14136,8 |
17259,5 |
19849,8 |
22507,9 |
25210,5 |
Стара |
150720 |
150720 |
150720 |
150720 |
150720 |
|
Сп-р |
27279 |
27279 |
27279 |
27279 |
27279 |
|
Всего |
192135,8 |
195258,5 |
197848,8 |
200506,9 |
203209,5 |
|
Перевозка в IBC таре |
Спер |
14136,8 |
17259,5 |
19849,8 |
22507,9 |
25210,5 |
Стара |
126500 |
126500 |
126500 |
126500 |
126500 |
|
Сп-р |
27279 |
27279 |
27279 |
27279 |
27279 |
|
Всего |
167915,8 |
171038,5 |
173628,8 |
176286,9 |
178989,5 |
По результатам таблицы 2 видно, что чем дальше расстояния, тем дороже доставка. График на рисунке отражает стоимость доставки 1 т-км наливных грузов в зависимости от расстояния и условия перевозок
Рис.2. График зависимости стоимости доставки 1 т-км наливных грузов в зависимости от расстояния и условия перевозок.
По результатам исследований перевозок наливных грузов эластичной таре, по сравнению с доставкой их поштучно (IBC контейнерах или в бочках) в большинстве случаях целесообразна.
Библиографический список:
1. Илесалиев Д. И. Перевозка экспортно-импортных грузов в Республике Узбекистан / Д.И. Илесалиев, Е.К. Коровяковский, О.Б. Маликов // Известия Петербургского университета путей сообщения. – СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2014. – Вып. 3 (39). – С. 11-17.
2. Тетцоева Е.М. Перспективные технологии интермодальных перевозок наливных химических грузов / Е.М. Тетцоева // Вестник транспорта. – 2013. – № 2. – С. 22-32.
3. Головина Т. Флекситанки и драйлайнеры для развития контейнеризации / Т. Головина // Логистика. – М.: Агентство Маркет Гайд, 2010. – С. 22-24.
4. Маликов О.Б. Некоторые вопросы экономической эффективности перевозки сыпучих грузов в контейнерах / О.Б. Маликов, Е.Г. Курилов, Д.И. Илесалиев // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2016. – Том 13. – № 4(49). – С. 493-501.
5. Илесалиев Д.И. Определение оптимальных параметров погрузочно-разгрузочного
участка с помощью математических методов / Д.И. Илесалиев // Транспорт:
проблемы, идеи, перспективы: сборник трудов LXXV Всероссийской
научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – СПб.:
ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. – С. 227-233.