Шэнь Цзяфэн
магистрант,
Сибирский Федеральный Университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: supersupershen888@gmail.com
Луань Циюе
магистрант,
Сибирский Федеральный Университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: supersupershen888@gmail.com
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail:somcl@mail.ru
Электронная торговля, также известная как Электронная торговля логистики в области материально-технического обеспечения, является онлайн потоком. Основана она на интернет-технологии, призваной содействовать творческому развитию логистической отрасли, новым бизнес-моделям. Через Интернет логистические компании могут быть владельцем более широкого круга основанных на сетевой технологии в качестве средства обмена товаров для осуществления коммерческой деятельности. Сюда входят традиционные виды коммерческой деятельности различных аспектов электронных, сетевых и информационных технологий.
В Интернете вследствие открытости пространства, покупатели и продавцы не будут исполнять лишних действий для совершения покупок в Интернете: существуют онлайн-транзакцийи и онлайн-платежи между торговцами и клиентами. Аналогичным образом может осуществляться и торговля логистическими услугами, включая доставку грузом воздушным, морским транспортом, а также того, что касается материально-технического обеспечения, информационной и финансовой поддержки.
Электронная торговля – это сравнительно новая и еще не отрегулированная область торговли. Существуют различия в способах регулирования в различных странах. Большинство стран мира по примеру США идут по пути принятия отдельных законов для регулирования электронной торговли. Главными областями регулирования в США являются: лицензирование телекоммуникационных услуг, законодательство об Интернете, электронная подпись, признание равной силы бумажных и электронных документов, обеспечение безопасности, защита прав потребителей, защита интеллектуальной собственности.
Существующие международные нормы (принятые и разрабатываемые) включают:
· Типовой закон об электронной торговле ЮНСИТРАЛ (Комиссии Организации объединенных наций по праву международной торговли);
· Единые правила использования электронной подписи ЮНСИТРАЛ;
· Руководящие принципы защиты прав потребителей в условиях электронной торговли ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития);
· Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными ЕЭК (Европейская экономическая комиссия Организации объединенных наций) - Типовое соглашение об обмене электронными данными ЕЭК;
· Соглашение об электронной торговле ЕЭК;
· Декларация об электронной торговле ВТО (Всемирная торговая организация);
· Базовое соглашение ВТО о телекоммуникациях;
· Соглашение ВТО об информационных технологиях;
· Директива по электронной подписи и электронной коммерции ЕС (Европейский Союз);
· Директива по дистанционному маркетингу потребительских финансовых служб ЕС;
· Директива по авторскому праву ЕС;
· Директива защиты данных ЕС;
· Пересмотренные руководящие принципы МТП для рекламной и маркетинговой деятельности в Интернете (Международная торговая палата);
· Общие методы осуществления международных торговых операций, заверенных в цифровой форме МТП;
· Программа действий АТЭС в области электронной торговли.
Кроме того, большое значение имеют отдельные договоры между государствами и объединениями, например, Соглашение о принятии ЕС американского стандарта защиты данных для электронной торговли.
«Бизнес для бизнеса» («B2B») (англ. «Business to business» — рус. «бизнес для бизнеса», сокращённо произносится — «би ту би») — термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае это — юридические лица, которые работают не на конечного рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес.
Электронная коммерция в системе B2B
На сегодняшний день, большое распространение получило использование инструментов электронной коммерции в системе B2B.
По сравнению с использованием традиционных электронных систем обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI), рассчитанных на работу в пределах внутренней сети предприятия, работа с применением B2B во многих случаях оказывается выгоднее, особенно для компаний, желающих установить связи с малыми потребителями и поставщиками, но не имеющих возможности поддерживать сложные и дорогостоящие EDI-технологии. Так, например, в США число подобных малых компаний равняется почти 7 млн., а их доля в ВВП страны составляет около 50%. Не имея средств использовать EDI и другие дорогостоящие экстранет-системы, с помощью B2B малый бизнес получает возможность конкурировать с более крупными фирмами.
B2B-площадка соединяет в себе решения для поставщиков и для покупателей, интегрируя их в единую систему на базе центрального портала. В зависимости от типа торговой площадки следует учитывать ряд важных аспектов, необходимых для успешной работы:
доступность для новых участников;
масштабируемая и надежная платформа (появление новых участников или иные причины не должны сказываться на функционировании площадки);
управление информацией (использование качественной информации, а также своевременное ее обновление является ключевым моментом в достижении успеха)
возможности интеграции (для удобства пользователей площадка должна включать все виды электронной коммерции);обеспечение безопасности;аналитика;
дополнительные сервисы (например, аукционы или иные финансовые услуги).
Основным недостатком в данной системе ведения бизнеса все же будет являться высокая цена за создание и поддержание B2B-площадки.
Особеность электроной торговли
1.Глобальность
Сеть является неограниченной средой с глобальными и нецентрализованными характеристиками. Электронная коммерция по сути является международной.
2.Нематериальность
Развитие сети делает передачу цифровых продуктов и услуг всё более популярным.
3.Анонимность
Из-за нецентрального и глобального характера трансграничной электронной коммерции, трудно идентифицировать личность пользователя электронной коммерции, а также географическое положение.
4.Моментальность
Для сетей скорость передачи данных о совершаемых сделках не зависит от географического расстояния.
5.Безбумажность
Электронная коммерция в основном имеет безбумажную форму, которая является основной формой проведения транзакций электронной коммерции
Быстро развивающийся трансграничный российский рынок имеет большой потенциал. В последние годы бурное развитие китайско-русской торговли. Ожидаемый период до 2020 года. Масштаб торговли между Китаем и Россией достигнет 200 млрд. долларов.
Развитие электронной торговли между Китаем и Россией вызывает особую озабоченность. Российские импортные товары личного пользования могут не облагаться налогами. Это очень полезно для электронной коммерции Китая. С быстрым развитием логистической отрасли снизится стоимость доставки и вырастет её скорость.
Колебания обменного курса рубля дают новые возможности. В случае нестабильности курса рубля, Будущее российских потребителей будет более зависеть от цены товаров. Они также предпочитают интернет-магазины, Особенно приграничные интернет-магазины в Китае. Западные продукты, которые сами по себе являются более дорогостоящими, становятся все более дорогими, В то время как Россия не имеет местного производства, рынок неизбежно будет наполнен доступным китайского импортом.
Выгоды покупателей:
· снижение стоимости процесса закупок: поиск нужных товаров в разрозненных и часто устаревших каталогах поставщиков, процесс выяснения у поставщика деталей продукции, цены, стоимости и способа доставки - все это отнимает у покупателей большое количество времени и денег.
· снижение лишних затрат - часто компании платят за товары и услуги гораздо больше, чем они стоят на самом деле (автоматизация процесса покупки позволит избежать подобных накладок).
· богатый выбор и лучшая ценовая политика. Несмотря на достаточно широкий выбор поставщиков, оффлайновая компания-покупатель все же вынуждена выбирать провайдеров в первую очередь по географическому признаку и часто бывает ограничена во времени и средствах, которые может затратить на изучение всех возможностей, поэтому выбор не всегда бывает оптимальным. мощные поисковые возможности интернет и доступ из любой точки земного шара значительно повышают эффективность выбора.
Выгоды продавцов:
· снижение затрат, связанных с продажами: часто продажа через обычные каналы сбыта бывает неэффективной, что выражается в затратах, которых можно было бы избежать, а также временных и пространственных ограничениях. Интернет предлагает новые возможности, позволяя снизить затраты, связанные с процессом продажи, например, на предпродажную подготовку товара.
· новые покупатели и увеличение прибыли. Интернет позволяет привлечь новых покупателей, недоступных через традиционные каналы продаж, и, следовательно, увеличить свои доходы.
· снижение стоимости управления заказами. Договариваясь с покупателями, используя телефон, факс и почту, поставщик не только затрачивает больше времени, нежели при использовании электронных средств связи, но и чаще рискует ошибиться. Автоматизация процесса обмена информацией помогает продавцу снизить вероятность ошибки и ускорить время от получения заказа до его оплаты.
Риски покупателей:
· соответствие продукции и доверие поставщику;
· доступ к послепродажному обслуживанию;
· цены могут быть и больше рыночной стоимости.
Риски продавцов:
· потеря контроля над механизмами ценообразования;
· увеличение конкуренции;
· более сложная логистика.
Проблемы трансграничной торговли
1. Хотя торговля между Россией и Китаем получает развитие, существует ряд проблем, связанных с тем, что региональное экономическое развитие России является неравномерным. В некоторых районах, неразвитая инфраструктура ведет к росту издержек и времени доставки.
2. Инфраструктура Почты России, по-прежнему не справляется с возросшим уровнем почтовых отправлений
3. За пределами Москвы зачастую отсутствуют надежные и безопасные системы осуществления электронных платежей.
Подводя итог, можно сделать вывод о том что развитие электронной торговли между Россией и Китаем находится в стадии роста. В 2014 г. доля китайских игроков в российском сегменте трансграничного онлайн-ритейла выросла с 40% до почти 70% (с точки зрения доставленных заказов). Это один из важнейших трендов развития сегодняшнего рынка онлайн-коммерции, которые рассматривались аналитиками и экспертами рынка 11 декабря 2014 г. на мероприятии аналитического агентства East-West Digital News (EWDN).