Родионова Юлия Андреевна
магистрант 1 курса,
Государственный Университет Управления,
г. Москва, Россия
E-mail: juliechita@mail.ru
Научный руководитель – Родкина Татьяна Анатольевна
д.э.н., профессор, зам. зав. кафедрой Логистики,
Государственный Университет Управления,
г. Москва, Россия
E-mail: tatrodkina@hotmail.com
Известно, что процесс комплектации заказов является одним из самых трудоемких и дорогостоящих на складе. Именно он определяет эффективность работы всего складского комплекса, основной задачей которого является предоставление нужного товара в нужном количестве, нужного качества и в нужное время. Рациональная технология комплектации заказов и снижение затрат на эту складскую операцию — приоритетная задача для многих компаний. [1]
Комплектация заказов обычно является ручной работой и ее скорость зависит от количества движений, осуществляемых кладовщиком. Как правило, на практике оператор с комплектовочным листом, не успевает проделать всю работу за отведенное время. На крупном складе с паллетным или полочным типом хранения приходится подбирать порядка тысячи заказов в день, однако производительность работника в лучшем случае – сотня подборов в час. Большая часть времени при подборе заказа уходит на перемещение по складу и различные манипуляции для извлечения груза с места хранения, распаковки, укладки в тару и отправку потребителям. [2]
Одним из направлений совершенствования процесса комплектации является применение современных технологий в области комплектования заказов, способных повысить производительность склада и уровень обслуживания клиентов. С появлением современных складских технологий, например, таких как cross-docking, Pick-by-Voice, Pick-by-Light, Pick-by-Line процесс комплектации становится намного эффективнее, производительнее, быстрее и проще. Однако их эффективное применение требует соблюдения определенных правил и условий. Попробуем их проанализировать на примере последней складской технологии.
Pick-by-Line (сокращенно PBL, «подбор по
линии») – складская технология (уникальная схема комплектации), разновидность
кросс-докинга, которая позволяет разные товары, прибывшие от разных
отправителей в адрес одного получателя, не размещать в отдельных ячейках на
складе и затем перед отгрузкой не собирать специально заказ, а сразу
консолидировать товары одного получателя в одной ячейке (как правило, эти
ячейки выстраиваются в линию на первом ярусе, отсюда и взялся соответствующий термин), где выставляются поддоны, на
которые сразу же укладывается товар до полного паллета. Далее сформированный паллет транспортируют в
зону отгрузки, а на его место устанавливается новый поддон. (Рисунок 1).
Рис. 1. Общая схема технологии комплектации Pick-by-Line
Известно, что значительная часть времени на складе уходит на оформление документации. В условиях же технологии Pick-by-Line документы подготавливаются по мере сборки грузовых мест, что сказывается положительно на общем времени выполнения заказа. Технология Pick-by-Line востребована при обслуживании крупных розничных магазинов, которые, как правило, не имеют собственных складов и обращаются к услугам операторов. На складе логистической компании формируются грузовые отправки в отдельные магазины. Если бы каждый поставщик товаров организовывал отправки сразу в магазин, то там образовывались бы очереди из сотен автомобилей, поскольку возможности отдельных торговых точек по приему нескольких транспортных средств одновременно ограничены. Логистический оператор собирает отправку, а затем ее направляет в магазин, тем самым сокращая поток автомобилей, прибывающих в торговые точки, и уменьшая, как следствие, время обслуживания своего потребителя.
Использование технологии комплектации Pick-by-Line требует выполнения следующих условий и процедур:
1. Изначально предполагается, что товар на складе уже зарезервирован под магазины, входящие в перечень поставки, то есть заранее известно, куда он пойдет.
2. Груз приходит на склад от разных поставщиков, затем разгружается и расформировывается в ячейки-PBL хранения, каждая из которых «привязана» к определенному магазину.
3. Каждая пришедшая паллета раскладывается по «магазинам» в соответствии с требуемой разбивкой. Поскольку на склад последовательно приходят одна паллета с продуктом А, следующая паллета с продуктом В, третья – с продуктом С и т. д., в итоге на каждом «магазино-месте» формируется своя паллета, в каждой из которых есть товары А, В и С в заранее заказанном магазином количестве.
4. Паллета закрывается и ее транспортируют в зону отгрузки, где загружают в транспортное средство. [3]
Эта технология предполагает высокую скорость обработки товаров, поэтому в основном PBL применяют для товаров с качественной картонной упаковкой (короба), которые могут быть уложены на стандартную паллету, не выступая за ее габариты. То есть если есть возможность сформировать паллету так, чтобы можно было быстро обработать груз, то он вполне подходит для Pick-by-Line.
Преимущества технологии Pick-by-Line заключаются в следующем:
§ Увеличение количества обрабатываемых артикулов, т.е. увеличение пропускной способности склада.
§ Эффективное использование складских площадей (ячейка комплектации = магазин), т.е. снижение затрат на аренду склада и на хранение ГП.
§ Ускорение оборачиваемости товарных запасов и сокращение товарного запаса товаров группы В/С.
§ Снижение нагрузки на управление запасом и персоналом.
§ Увеличение производительности склада.
§ Быстрые сроки доставки товара получателю.
§ Снижение стоимости приёмки и комплектации за счёт объединения их в одну операцию.
§ Снижение расходов на доставку товара в магазины за счет централизации поставок.
В заключение следует отметить, что хотя технология Pick-by-Line уже не нова на Западе и в последние годы широкое распространение приобретает и в России, полноценное ее внедрение в отечественном логистическом бизнесе требует адекватной методической проработки отдельных вопросов. Чтобы перестроить технологию работы склада под новые условия, компании необходимо модернизировать информационную систему управления складским комплексом, добавляя новый модуль PBL, в соответствии с заданными требованиями, а также организовать соответствующую конфигурацию склада в условиях технологии PBL, добавляются новые типы ячеек для комплектации PBL товара. Другой важной проблемой является планирование ассортимента к переключению на PBL – согласование с поставщиками, потребуется серьезная работа над транспортной составляющей, должен соблюдаться принцип «сегодня приехало – сегодня уехало». Тяжело «построить» поставщиков под новые условия работы, новый график, маршруты. Предполагаются более серьезные, более строгие требования к поставщикам – никаких опозданий, никаких «довезем» и никаких «сейчас вам перезвонят и расскажут».
Очевидно, что внедрение технологии PBL в отечественном складском бизнесе приведет к увеличению пропускной способности склада, к сокращению товарного запаса, издержек на хранение и комплектацию, высвобождению складских площадей. Все это позволит существенно повысить производительность склада, улучшить качество набора, уменьшить время, затрачиваемое на комплектацию заказа, что приведет к более полному и своевременному обслуживанию заказов клиентов, к росту репутации, конкурентоспособности компании и ее прибыли в целом.
Библиографический список:
1. Аникин Б. А., Родкина Т. А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник/ – Москва : Проспект, 2011. – 608 с.
2. Дыбская В.В.: Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке. Учебное пособие. – М.ВИНИТИ РАН, 2010. – 650 с.
3. Матвеев Б.: Pick-by-line – «подбор по линии», журнал «Склад&Техника», 2012 г. [Электронный ресурс]: http://www.sitmag.ru/