Тюкина Людмила Владимировна
аспирант кафедры «Логистика», ФГБОУ ВО
«Сибирская государственная
автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»,
г. Омск, Россия
E-mail: lyudmila.omsk@mail.ru
Введение
В традиционном представлении об «идеальной» работе транспорта ключевыми понятиями является ритмичность и непрерывность. Однако современная конкуренция на рынке транспортных услуг требует быстрого реагирования поставщика услуг на возникающие требования, спрос. Качество является определяющим фактором конкурентоспособности (по данным Европейской организации по качеству, это 47,6% от общего числа требований, предъявляемых к продукции и услугам). Согласно ГОСТу Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества» одним из показателей качества является показатель своевременности выполнения перевозки [5]. Одним из способов соблюдения сроков доставки груза может послужить оперативное планирование на основе логистических концепций «точно во время» и «точно в последовательности».
Концепция «точно в срок» предполагает, сведение к минимуму простоев в ожидании материалов и обеспечение полной согласованности процессов доставки грузов при их взаимодействии.
Концепция «точно в последовательности» представляет, такую организацию логистических процессов, в результате которых заказанный груз доставляется не только точно вовремя, но и согласно заявленной последовательности, которая необходима [1].
Актуальность развития концепций «точно в срок», «точно в последовательности» в транспортной логистике состоит не только в снижении производственных запасов и соответствующих издержек, но и в том, что, благодаря такой системе улучшаются отношения с заказчиками, улучшается положение фирмы на рынке, ее финансовое состояние, повышается конкурентоспособность.
Учитывая то, что доставка груза на основе планирования продаж и исполнения операций на производстве осуществляются полипартионной доставкой [2], возникает необходимость в исследовании данного вида доставки.
Полипартионная доставка
В работе объектом исследования является доставка груза в микросистеме по маятниковому маршруту с обратным не груженым пробегом. В ходе исследования заявок на доставку груза установлены следующие ограничения, накладываемые на этот процесс [3].
На основе проведенных исследований выявлено, что доставки делятся на моно– и полипартионные. В работе [3] дано определение моно– и полипартионной доставки, приведена их классификация.
В ходе дальнейшего исследования полипартионной доставки было выявлено 3 вида данной доставки, в зависимости от величины времени ожидания начала следующей ездки внутри каждой партии.
1 вид – время ожидания начала следующей ездки внутри каждой партии отсутствует.
2 вид – время ожидания начала следующей ездки внутри каждой партии одинаковы.
3 вид – время ожидания начала следующей ездки внутри каждой партии неодинаково.
В каждом виде полипартионной доставки можно выделить варианты (подвиды), определяющими параметрами которых является сочетание следующих величин:
– время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.);
– равномерность времени ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.);
– индивидуальность объема перевозимого груза в каждой партии.
Рассмотрим виды и варианты полипартионной доставки груза более подробно.
1 вид – Время ожидания начала следующей ездки внутри каждой партии отсутствует.
1 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) отсутствует; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено равномерно; объем перевозимого груза каждой партии const.
2 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено равномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено равномерно; объем перевозимого груза каждой партии const.
3 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено неравномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно; объем перевозимого груза индивидуален для каждой партии.
4 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) отсутствует; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно (объем перевозимого груза для каждой партии разный); объем перевозимого груза индивидуален для каждой партии.
5 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено неравномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно; объем перевозимого груза каждой партии const.
6 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено равномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно; объем перевозимого груза каждой партии индивидуален.
2 вид – время ожидания начала следующей ездки внутри каждой партии одинаковы.
1 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) отсутствует; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено равномерно; объем перевозимого груза каждой партии const.
2 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено равномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено равномерно; объем перевозимого груза каждой партии const.
3 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено неравномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно; объем перевозимого груза индивидуален для каждой партии.
4 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) отсутствует; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно (объем перевозимого груза для каждой партии разный); объем перевозимого груза индивидуален для каждой партии.
5 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено неравномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно; объем перевозимого груза каждой партии const.
6 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено равномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно; объем перевозимого груза каждой партии индивидуален.
3 вид – время ожидания начала следующей ездки внутри каждой партии неодинаково.
1 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) отсутствует; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено равномерно; объем перевозимого груза каждой партии const.
2 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено равномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено равномерно; объем перевозимого груза каждой партии const.
3 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено неравномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно; объем перевозимого груза индивидуален для каждой партии.
4 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) отсутствует; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно (объем перевозимого груза для каждой партии разный); объем перевозимого груза индивидуален для каждой партии.
5 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено неравномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно; объем перевозимого груза каждой партии const.
6 вариант: время ожидания автомобиля начала исполнения партии (tож.а.) распределено равномерно; время ожидания грузополучателем очередной партии груза (ТПож.) распределено неравномерно; объем перевозимого груза каждой партии индивидуален.
Заключение
При реализации концепций «точно в срок», «точно в последовательности» в процессе оперативного планирования возникают определенные трудности и необходимы определенные условия. Возможными проблемами применения данной концепции могут быть: производственные потери при несоблюдении сроков доставки; недостоверная информация о финансовом состоянии поставщика и производителя; высокие штрафы для поставщиков из-за несоблюдения сроков поставок [4]. Таким образом, для применения логистических концепций при доставке груза на практике необходимо всестороннее изучение всех аспектов доставки груза.
Можно сделать следующие выводы по статье:
1. Проанализированы параметры заявки на доставку груза в микросистеме и проведено обобщение;
2. Разработана классификация полипартионной доставки по определенным параметрам. Представлены виды и варианты полипартионной доставки.
3. Несмотря на трудности и проблемы при реализации концепций «точно в срок», «точно в последовательности», развитие данных концепций является актуальным.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ
в рамках научного проекта № 16-12-55016.
Библиографический список:
1. Иванов Д.А. Управление цепями поставок. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – 660 с.
2. Майкл Джордж. Бережливое производство + шесть сигм. Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 360с.
3. Мочалин С.М., Тюкина Л.В. Особенности применения логистических принципов в организации доставки грузов автомобильным транспортом // Вестник СибАДИ. – 2014. – №1. – С.20-24
4. Энциклопедия производственного менеджера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.up-pro.ru/encyclopedia/just-in-time.html – (дата обращения 19.10.13).
5. ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества».