Курицына Наталья Игоревна
кандидат экономических наук,,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г.Санкт-Петербург, Россия
E-mail:
Kuritsyna@bk.ru
Ресурсы – одна из основополагающих и ключевых экономических категорий. Именно проблему эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей человека принято считать предметом современной экономической науки. В большинстве случаев, понятие «ресурс» связывают с его традиционными разновидностями – естественные, трудовые, материальные. Однако, наряду с традиционными, в современной экономике задействуется ещё один тип ресурсов – информационный, научный интерес к которому возник и возрастает в последние десятилетия [1, С.13]. Исследование его роли в развитии сферы услуг представляется исключительно актуальным.
Прежде чем приступить к анализу роли информационного ресурса в развитии сферы услуг, необходимо определиться с понятием «информационный ресурс» и сопряженных с ним понятий.
Под экономическим информационным ресурсом принято понимать совокупность экономической информации (сведения об окружающих нас социально-экономических процессах, возникающих в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в обществе) и интеллектуальных способностей человека, как носителя и источника новых знаний, способного на их основе управлять производственными и непроизводственными процессами в экономике. Это служит основой создания принципиально новых механизмов оптимизации экономических отношений в современной экономической системе с целью повышения эффективности ее функционирования [2, С.15-16].
В 60-х годах ХХ века Ф. Махлупом, К. Эрроу были заложены и развиты основы изучения роли информационного ресурса как самостоятельного фактора производства [3, С.5]. На рис. 1 наглядно представлено включение информационного ресурса в систему ресурсов и факторов современного производства [1, С.15].
Как видно из представленного рисунка, информационный ресурс активно участвует в производстве продукта, в формировании новых экономических отношений. Кроме того, на базе информационного ресурса создаются информационные продукты и услуги.
Информационный продукт – совокупность данных, сформулированных их производителями для дальнейшего распространения, которые могут существовать как в вещественной, так и в невещественной форме [2]. Одной из разновидностей информационного продукта становится электронная торговля, осуществляемая посредством Internet.
Рис.1.
Информационный ресурс в системе ресурсов и факторов производства
Internet-торговля (электронная торговля) – это непрерывная оптимизация предоставления товаров и услуг определенной организации, выстраивания взаимоотношений в системе «производитель – поставщик – потребитель» за счет применения цифровых технологий и использование технологии Internet как первичного средства коммуникации [4]. Этот вид коммерции в теории, должен реализовывать принцип максимального удовлетворения потребностей клиентов, за счет постоянно обновляемой базы предложений товаров и услуг, организации взаиморасчетов за товары и услуги и, наконец, управлении каналами доставки. Важное экономическое преимущество электронной торговли также заключается в том, что она позволяет снизить издержки обращения на 20 – 30%. Поэтому многие предприятия сферы сервиса внимательны к электронной торговле. На сегодняшний день Internet-торговля – динамично развивающийся сегмент сферы услуг в России.
По результатам 1 полугодия 2016 года российский рынок интернет-торговли достиг объема 405 млрд. руб. и показал рост на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Объем рынка интернет-торговли в России по итогам 2016 года составил 920 млрд руб, что на 21% больше показателя 2015 года, сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров 14.03.2017. По мнению экспертов, в грядущие 5 лет эта цифра увеличится минимум в 2,5 раза.
Явный рост продаж через интернет увеличивает значимость интернет-торговли, online-сегмент занимает в общем обороте розничной торговли потребительских товаров России уже 33%, в 2010 году его доля составляла лишь 1,6% [4].
Многие россияне еще не решаются, по разным причинам, покупать товары посредством Internet. – Часть людей выбирает товары в Сети, а затем покупать их идет в обычный магазин. Часть выбирает товары в Internett, а потом заказывает их по телефону [5]. Отчего так происходит и как изменить ситуацию? Этот вопрос обсуждается специалистами на многочисленных конференциях, семинарах и бизнес-форумах. В этой связи, в рамках подобных мероприятий обсуждались и продолжают обсуждаться негативные тенденции, с которыми предстоит бороться.
1. Проблемы, связанные с законодательной базой, регулирующей деятельность Internet-торговли.
2. Проблемы, связанные с ведением интернет-торговли. Ее осуществление невозможно без использования персональных данных покупателя (адрес, платежная система и т.д.), что требует дополнительных затрат на обеспечение безопасного хранения и обработки данных и предотвращение их передачи третьим лицам. Закон предписывает всем компаниям, использующим базы данных, получать от клиентов письменное согласие с указанием паспортных данных. Трудности с заполнением дополнительной анкеты, необходимость указывать паспортные данные делают заказ товаров менее привлекательным, более сложным и дорогостоящим.
3. Проблемы, связанные с доставкой товаров. Такой канал доставки, как почта, работает медленно, к тому же не все посылки доходят до адресатов. Появляющиеся альтернативные службы доставки, пока не решают проблемы.
4. Проблемы, связанные с возвратом товаров. В Евросоюзе самой проблемной страной в свое время была Португалия – там возвраты тогда составляли 7%, что, по мнению бизнеса, просто недопустимо; у нас возвраты иногда достигают 20% [5].
5. Проблемы, связанные с существующими мифами относительно различных аспектов ведения интернет-торговли.
6. Необходимость подготовки кадров для работы в online-сегменте.
Работа в сфере интернет-торговли в основном имеет положительные моменты, что подчеркивается финансовой выгодой от отсутствия арендной платы, снижение затрат на хранение продукции, широкие рамки рынка, возможности оптовых продаж с быстрым оборотом денег. Одной из главных отрицательных сторон интернет-торговли является отсутствие возможности прямого контакта покупателя и продавца. Одной из основных обязанностей менеджера по продажам является мотивация и стимулирование клиента, что невозможно в системе интернет-продаж. Менеджеры вынуждены работать на среднего покупателя, исключить индивидуальный подход.
Перечисленные обстоятельства являются потенциальным источником возникновения ситуаций, приводящих к снижению качества оказываемых услуг покупателям, выступают тормозящим фактором в развитии Internet-торговли.
Библиографический список:
1. Днепров М. Ю. Роль информационного ресурса в реализации экономических интересов: автореф. дис. канд. эконом. наук: 08.00.01-экономическая теория. – Ростов-на-Дону, 2006.
2. Ахмадиева А.Ф. Теоретические основы формирования и использования экономических и информационных ресурсов в АПК: дис. … канд. эконом. наук: 08.00.01-экономическая теория. – Челябинск, 2005.
3. Берстенева О.Г., Герасимова Е.Б. Феноменология качества услуг Интернет-банкинга / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. − Тамбов, 2004.
4. Интернет в России и мире: http://www.bizhit.ru/index/internet_torgovlja_2017/0-647
5. Перспективы «нереальной» торговли // Практика торговли. №3. 2012 [Электронный ресурс]. URL:http://www.torg.spb.ru/article.php?numn=5454