НП «РУССОФТ» представляет
результаты исследования «Перспективы российских ИТ-разработок на
глобальном рынке», которое проведено им в партнерстве с Ассоциацией
Брокеров Инноваций и Технологий (АБИТ) по инициативе корпорации SAP и
при поддержке Аналитического центра при Правительстве РФ.
Познакомиться со всеми выводами, сделанными в рамках исследования, можно в аналитическом отчете: http://www.russoft.ru/tops/4003
Главный
вывод исследования — российские софтверные компании, работающие на
рынке B2B, стали намного больше интересоваться рынками дальнего
зарубежья (или стремятся расширить продажи на этих рынках, если они там
уже присутствуют).
74% респондентов находятся в
процессе создания экспортных продуктов, а 65% не только указали на
существование таких разработок, но и дали краткие описания разработанных
решений.
Из тех компаний, продажи которых
прежде ограничивались Россией и странами ближнего зарубежья, 12%
планируют впервые выйти на рынки дальнего зарубежья в 2017 г. (в 2018 г.
- 14%).
Не более 10-15% российских компаний
разработчиков ПО пока не готовы к международной экспансии. Они либо
создают решения только для отечественного рынка, либо работают за
рубежом с узким кругом клиентов, расширять который не намерены.
Следовательно,
85-90% компаний рассматривают свою экспансию за рубежом как возможную
стратегию развития в будущем. При этом в настоящее время на рынках
дальнего зарубежья работает не более 60% софтверных компаний России,
примерно половина которых разрабатывает не собственные программные
продукты, а предоставляет услуги по разработке заказного программного
обеспечения.
Стремление или желание
ориентированных на внутренний рынок компаний осваивать дальнее зарубежье
связано, прежде всего, с тем, что продажи в России не растут темпами,
которые существовали до 2009 г. (в последние 2-3 года у многих они
сократились не только в долларовом выражении, но и в рублевом). Скорее
всего, о ежегодном росте внутреннего рынка более чем на 10% можно
забыть. Высокий рост может обеспечить только экспорт.
По
итогам 2016 г. оборот опрошенных компаний, которые не присутствуют на
рынках дальнего зарубежья, увеличился на 8,6% (прогноз на 2017 г. —
+13,5%). В то же время совокупный оборот опрошенных компаний, которые
работают на рынках дальнего зарубежья, возрос на 20%, а в 2017 г.
ожидается его увеличение на 19%.
Как показывают
результаты ежегодного исследования «РУССОФТ», в предыдущие 2 кризисных
года эта разница была еще больше. Например, в 2014 г. у опрошенных
компаний с долей экспорта менее 10% (это те разработчики, которые
ориентируют только на Россию и на ближнее зарубежье) оборот вырос на 4% в
долларовом выражении, а у компаний с долей экспорта более 50% - на 25%.
В 2015 г. ориентация на внутренний рынок привела даже к падению дохода
компаний на 34% (если экспорт обеспечивает более половины оборота, то
прирост составил 22%).
Прогнозы ведущих мировых
аналитических агентств говорят о том, что в ближайшие годы на мировом
рынке будут особенно востребованы наукоемкие решения, которые требуют
высокого уровня физико-математической подготовки разработчиков, а это
главное преимущество российских специалистов. Результаты исследования
подтверждают, что российские компании разработчиков ПО специализируются
прежде всего на поиске решений в самых конкурентных сегментах мирового
ПО («большие данные», искусственный интеллект, компьютерное зрение,
машинное обучение и т.п.). Они изначально ориентированы на глобальный
рынок. Только в 60% случаев экспортно-ориентированные разработки
совпадают с разработками для российского рынка, а в 40% - компании
разрабатывают ПО, ориентируясь только на зарубежный рынок.
В
то же время, само стремление работать на внешних рынках еще не
обеспечивает там успеха. Для него потребуется преодолеть ряд барьеров.
Результаты исследования говорят о том, что никаких препятствий
непреодолимой силы для международной экспансии ИТ-компаний не
существует. Одним из основных сдерживающих факторов является отсутствие
необходимых навыков и знаний, а также и лидерских качеств у менеджеров и
предпринимателей. Так считает ряд опрошенных в рамках исследования
экспертов.
К другим факторам, препятствующим
выходу на глобальный рынок, относятся нехватка «длинных денег»
(венчурных и кредитных) для развития бизнеса, отсутствие средств на
проведение НИОКР и на организацию маркетинга, а также многочисленные
бюрократические препоны. Проведенное исследование позволило определить и
другие проблемы, а также собрать предложения экспертов о том, как можно
существенно улучшить условия для российских ИТ-экспортеров.
Одним
из возможных способов преодоления препятствий в части приобретения
навыков и знаний, а также создания каналов продаж, является
сотрудничество с международными корпорациями. 65% опрошенных компаний
уже имеют положительный опыт взаимодействия с международными
ИТ-корпорациями и рассматривают их как центры экспертизы при создании
новых экспортно-ориентированных решений. Они верят в имиджевый и
маркетинговый эффект от сотрудничества с ними, а также в потенциал
использования их каналов продаж. Только 19% респондентов не
рассматривают возможность такого сотрудничества. При этом опрос показал,
что сотрудничество с международными корпорациями положительно
сказывается на основных показателях деятельности компаний.
Исследование
позволило сделать ряд других важных выводов. Глубинные интервью с 31
экспертом, представляющим успешные компании, институты развития и
инвесторов, позволяют не только дать оценки сложившейся ситуации, но и
предложить основу для построения новой концепции развития российской
софтверной отрасли. Один из ключевых выводов относительно
государственной политики таков - в России должны быть созданы условия
для компаний-разработчиков ПО не хуже, чем в других странах мира. Это
особенно актуально на фоне применения антироссийских санкций, которые
де-факто приводят к выдавливанию из российской юрисдикции предприятий
самой конкурентоспособной индустрии. Софтверная отрасль является
ключевой для развития всей российской экономики на фоне становления
нового технологического уклада, а ее представители являются очень
мобильными и легко меняют свою юрисдикцию. Создание условий для ее
эффективного функционирования в России — общая задача государства и
бизнес-сообщества.
Исследование подняло ряд
важных вопросов, однозначные ответы на которые пока нельзя однозначно
сформулировать. Они требуют обсуждения и дискуссий в экспертном
сообществе.
Дополнительная информация:
Валентин Макаров, makarov@russoft.org, тел. +7 (921) 9382159