Открывая работу круглого стола, его ведущий – директор по развитию редакции газеты «Красноярский рабочий», генеральный директор ООО «Медаипроект» Владимир ПАНТЕЛЕЕВ сказал:
-- Мировой экономический кризис поставил немало трудных задач перед региональными властями. С целью координации усилий власти и бизнеса по преодолению последствий мирового экономического кризиса в конце апреля в правительстве края была учреждена новая должность заместителя председателя правительства по антикризисным вопросам, на которую был назначен Андрей Алексеевич Гнездилов. Главнейшей задачей стало укрепление кооперационных связей между предприятиями нашего региона. По инициативе Андрея Гнездилова и под его непосредственным руководством в крае были созданы отраслевые антикризисные штабы, которые, возможно, стали прообразом новой, модернизированной формы управления экономическими процессами на региональном уровне. Одновременно идёт наработка региональной нормативной базы, которая призвана помочь экономике края не только достойно преодолеть последствия кризиса, но и успешнее развиваться в будущем.
Заместитель председателя правительства Красноярского края Андрей ГНЕЗДИЛОВ отметил, что кризис – с одной стороны, и социальное, и экономическое потрясение, но, с другой, – целый всплеск творческой мысли, анализа происходящего, новых предложений. Задача правительства – помочь эти предложения воплотить в жизнь, для чего был принят ряд антикризисных законов: о поддержке лесного комплекса, машиностроения, сельского хозяйства, строительства и так далее. Активно участвует правительство в федеральной программе о дополнительных мерах по снижению напряжённости на рынке труда (по краю эта программа составляет более семисот миллионов рублей). «Совокупность мер дала положительный результат, - подчеркнул Андрей Алексеевич. - Безработица, достигнув своего пика весной этого года – 52800 человек, в настоящее время составляет 38900, и продолжает снижаться. Одной из самых болевых точек в Красноярском края была задолженность по заработной плате, которая весной была самой большой в России – 700 млн. рублей. На 1 октября этот показатель составляет 76 млн. рублей».
На базе краевого правительства создан антикризисный центр, в рамках которого работает 9 антикризисных групп, вырабатывающих предложения, которые дальше переходят в соответствующие постановления и другие законопроекты. Особое внимание уделяется внедрению новых технологий и промышленной кооперации. Активно работает программа поддержки малого и среднего предпринимательства.
Из наиболее успешно работающих антикризисных штабов Андрей Гнездилов выделил строительный, где ситуация была наиболее тяжёлой. Эффект есть: в последние месяцы активнее всего долги по зарплате снижаются именно в строительной отрасли. Родилось предложение по созданию специального отдела, который будет заниматься промышленной кооперацией и инновационной деятельностью в рамках правительства. Ключевые моменты: долгое время обсуждалось создание технопарков в Красноярском крае. Обоснована концепция, подготовлен бизнес-план, до конца года официально технопарк будет создан. Есть предложение по созданию информационно-аналитического центра, где планируется объединить частный и государственный заказ, который размещается предприятиями на территории Красноярского края, чтобы максимально связать их между собой. Одна «Ванкорнефть» имеет заказ на более чем 80 млрд. рублей. Чтобы большая часть этого заказа взяли на себя красноярские производители, наша задача – находить промышленные связи и способствовать кооперации на всех уровнях.
Экономика – дело всех и каждого
Председатель Совета директоров ООО «КТМ» Ашот ТУМАСЯН, как представитель одного из антикризисных штабов, убеждён, что экономика – общее дело и тех, кто в ней живёт, и тех, кто ей руководит: и властей, и бизнеса, и общества. Когда на предприятии возникли трудности, было сокращено около тридцати процентов персонала. Возникла задолженность по заработной плате. Однако, как только пришли в себя, начали над этой проблемой активно работать. В первую очередь погасили долги самой незащищённой части, а сегодня со всеми долгами практически рассчитались.
Генеральный директор ООО «Ярск» Евгений ЛЕВКОВСКИЙ как руководитель предприятия, которое сумело найти пути решения кризисных проблем, рассказал, как они прошлой осенью оказались в сложной финансовой ситуации: резко подорожали кредиты и даже появилась угроза невозможности их получения. В союзе с правительством края удалось получить производственные гарантии и не только добиться снижения процентной ставки до приемлемого уровня. «До кризиса мы приобретали свинину в Омской области, а сегодня около 50 процентов собственных потребностей мы закрываем за счёт ЗАО «Назаровское», - сообщил Евгений Николаевич, - получается взаимовыгодный тандем, так как назаровчане испытывали, в свою очередь, большие проблемы со сбытом. Другие 50 процентов закрываем пока за счёт соседей по Сибирскому федеральному округу. Ждём дальнейшего улучшения качества назаровской свинины. Осенью значительно увеличили потребление говядины местных производителей».
-- Неужели всё так гладко? - поинтересовался ведущий. - Было хорошо – правительство помогло, и стало ещё лучше? Чего ещё не хватает для полного счастья?
-- Как говорится, если всё идеально гладко, значит, мы чего-то не замечаем? - ответил Евгений Левковский. - Трудности есть, но они рабочие.
-- Все жалуются, если работаешь с властью, самая главная проблема – БЮРОКРАТИЯ! Вопрос стоит – его надо толкать... - продолжил диалог Владимир Пантелеев.
-- Ситуация за последние годы улучшилась, взаимопонимание налаживается, власть нас стала слышать, есть диалог не для галочки, а для результата, - сказал Евгений Николаевич. Где-то, может быть, пока ещё приходится какие-то препоны преодолевать, но, повторяю, они рабочие.
Заместитель главы Красноярска Василий КУИМОВ поинтересовался, почему животноводство не развивается в той степени, как необходимо для края?
Евгений Левковский вспомнил, что кто-то сравнил зерно с нефтью, однако, по его мнению, зерно – более технологичный продукт, хотя само по себе оно всё-таки является сырьём. Что касается переработки зерна в мясо как конечный, доступный для потребления продукт, то за этим стоит большой труд, потому что свиноводство – финансовоёмкая, высокотехнологичная, трудоёмкая отрасль, которая не обеспечивает быстрого возврата денег. В России здорово растёт производство свинины, Красноярский край такими успехами похвастаться не может, тем не менее улучшения в этом плане есть. Для того, чтобы построить свинокомплекс, на котором бы работало пятьсот человек, необходимо существование рядом населённого пункта с проживающими тридцатью тысячами человек. Ситуация глупая: чистым золотом платим за иностранное мясо. В то же самое время, имеем всё, чтобы эту свинину гораздо лучшего качества произвести у себя.
Село без длинных денег не поднять
Руководитель аграрной секции Красноярского регионального отделения «Деловой России» Юрий РУДАКОВ считает, что господдержка в крае нормальная, взаимодействие с властью хорошее практически по всем направлениям. Благодаря кризису, удалось объединить людей, но есть проблема отсутствия финансов, поскольку сельское хозяйство – длинные деньги, то короткими не закроешь все вопросы. «Подошли в этом году к поднятию темы дикоросов, грибов в сыром экспортном виде за пределы края, - рассказал Юрий Рудаков. - Налаживаем более глубокую переработку, тесно сотрудничаем с администрацией края, инвестор зашёл на Минусинский овощеконсервный завод. С овощниками и мясниками – нормальная работа, но село без длинных денег нельзя будет поднять, хотя есть энтузиасты, нормальные специалисты».
Андрей ГНЕЗДИЛОВ пояснил, что в рамках краевого действующего закона по сельскому хозяйству предусмотрен ряд мер по доведению до конечного потребителя нашей продукции. Торговым сетям даются субсидии для продвижения нашей продукции, и думается, это принесёт определённый эффект.
Учиться жить в новых условиях
Заместитель главы Красноярска Татьяна ЗЕЛЕНСКАЯ отметила, что в период кризиса администрация города серьёзно пересмотрела свою работу с хозяйствующими субъектами. Антикризисный штаб работал как машина, потому что пришло понимание: действовать нужно не случайными мерами, а постоянно. Пришлось провести ревизию всех возможных инструментов внутри города, сократив собственные издержки на 10 процентов. Согласовали с налоговой службой возможность кредита по инвестиционным проектам. Одним из индикаторов этого периода было свёртывание или затормаживание любого тренда по освоению инвестиционных проектов, многие из которых задержались или были заморожены. «Сегодня мы возвращаемся к изменению условий по освоению инвестиционных проектов, - сказала Татьяна Васильевна. - Наверное, мы приобрели новые инструменты для более тщательной и адресной работы с каждым из субъектов. Кризис научил нас многому, а главное – жить в новых экономических условиях».
Генеральный директор ЦКБ «Инструмент» Владимир УСАКОВ поинтересовался: если кластеризация – инструмент, то какие принципы, идеи были заложены в обозначенные городом кластеры, чтобы обеспечить их эффестивность как инструмента управления?
Через кластеры – к выходу из кризиса
Один из главных разработчиков красноярской системы кластеров, заместитель главы Красноярска Василий КУИМОВ рассказал, каким образом проходила работа:
-- Когда мы говорили о кооперации в интересах развития, то, определялись, исходя из российской практики, имея опыт совнархозов, промышленно-территориальных комплексов, практика которых себя оправдывала, построенных на объединении усилий близко расположенных в чём-то предприятий, организаций, чтобы достичь совместного успеха.
Василий Васильевич определил пять проблемных полей в Красноярске: человек, его потенциал и окружающая среда; рациональное потребление и воспроизводство природных ресурсов; развитие материалов и технологий; энергетика и энергосбережения; мобильные информационные коммуникативные технологии.
В настоящее время проведена объединительная работа. Определились координаторы. Лидером кластера машиностроения выступает генеральный директор «Красмаша» Владимир Колмыков, являющийся сопредседателем Российского союза машиностроителей. Вокруг него формируется некое начало, связанное с качественным приростом машиностроения и использованием имеющихся ресурсов. В энергосбережении, солнечной энергии координаторами проявили себя учёные, которые в этом направлении работают. 16 – 17 октября пройдёт городской форум, в рамках которого состоится инновационный совет под руководством главы города, где будут присутствовать руководители всех кластеров. Будет рассматриваться вопрос об участии города в использовании возможностей, которые создаются с развитием технопарков в соответствии с краевой программой. Все рассматривают это как очередной шаг по объединению города и края в интересах развития. Пройдут заседания рабочих групп всех 18 кластеров по рассмотрению вопросов кооперации, направленных на конечный результат работы. «Мы видим через кластеры путь к инновационному выходу из кризиса на основе объединительных усилий, - заявил Василий Куимов. - Пока идут согласовательные процессы, притирка, признание, определяются стратегии развития, ресурсные базы, чтобы адекватно выстроить кооперативную деятельность. Считаю, что в 2010 году это проявится в совместных действиях».
Генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики, декан факультета международного бизнеса СибГАУ Валерий ЛУКИНЫХ подтвердил, что кластеров много не бывает, необходимо простое условие – наличие кооперативных связей. Во главе должен быть не продукт, а состояние нашего города, человека. Что будет человеку от этого кластера? Зарплата повысится? Что получит учёный от вложения в продукт собственной идеи? Кластер – инструмент хорошего системного развития региона, но не панацея от всех бед. Это уникальный современный способ сосуществования различных кооперативных фрагментов и предприятий.
Генеральный директор ОАО «Красноярский завод синтетического каучука» Виктор СЕРЕДИНИН сообщил, что его предприятие активно сотрудничает с институтом химии в работе над материалами, которые будут предложены для новых изделий. Опытными образцами, прошедшими испытания, возможно комплектование новых материалов. Этими материалами уже заинтересовались китайские коллеги. Если это будет внедрено, то станет поддержкой для учёных и науки, а для предприятия – созданием новых рабочих мест.
Кооперации необходимы стимулирующие законы
Президент межрегиональной ассоциации предпринимателей Сибири «Сибирь без границ» Валерий МАЛАНИН уверен: кооперация будет возможна только тогда, когда будут определены чёткие правила, и когда мы будем знать, как станут стимулироваться те или иные координационные связи. Этот вопрос требует закрепления на законодательном уровне. И предложил создать из участников кластеров группу по чёткой разработке данного механизма.
Андрей ГНЕЗДИЛОВ поддержал Владимира Маланина, сказав, что правительство готово к любым формам взаимодействия. Главное, чтобы это было содержательно и совместная работа подкреплялась конкретными законами, деньгами, мероприятиями. «В 2010 году есть возможность оценить сделанное и посмотреть в будущее, - отметил Андрей Алексеевич. - С точки зрения сельского хозяйства упоминались дикоросы, минусинский завод. Сейчас мы приняли решение о размещении шести молокоперерабатывающих модулей на территории края, что будет стимулировать личные подсобные хозяйства и даст соответствующий эффект».
Чиновник, повернись лицом к людям!
Президент Союза лесопромышленников Красноярского края Олег ДЗИДЗОЕВ выступил как всегда ярко и эмоционально, поблагодарив, прежде всего, редакцию газеты «Красноярский рабочий» за проведение мероприятия с важными вопросами повестки дня, а также за то внимание, которое сегодня газета и правительство уделяют лесной отрасли.
-- Наверное, в этом огромное значение сыграл тот курс, который взят руководством нашего края, курс на возрождение лесного комплекса, - сказал Олег Николаевич. - Будем считать, что это только начало, так как предстоит ещё сделать немало.
Ни для кого не секрет, что основным подспорьем для бюджета Государства были и есть нефтяные и газовые ресурсы страны, другие же сектора экономики, в том числе «Лесной» до недавних пор были забыты. И слава Богу, в 2006 году, а с 5 декабря 2007 года полностью повернулись лицом к лесному сектору! Не скромничая, скажу открыто, что в этом огромную роль сыграла программа развития лесного комплекса Красноярского края, как самого богатого этими ресурсами. Исполнителем этого был тогда ещё департамент, потом министерство при правительстве во главе с Андреем Алексеевичем Гнездиловым, под руководством губернатора края и во взаимодействии с законодательной властью.
Однако и, к сожалению, никакие усилия руководства нашего края, не могут дать того импульса желаемого развития лесной тяжёлой отрасли, если не будут изменены многие федеральные законы, от которых зависит судьба всех отраслей и в целом всего народа.
Поэтому, первое и очень важное: дать больше полномочий субъектам Федерации, так как федеральные законы не предусматривают и климатические условия, и традиции, и отдалённость населённых пунктов, а отсюда целое кольцо невыполненных законов по Лесному, Налоговому, Таможенному Кодексам и по другим контролирующим органам. Второе: необходимо прекратить постоянный рост железнодорожных тарифов, из-за чего невозможно планировать, а также отрегулировать по РЖД тарифы на глубокопереработанную древесину (абсурд, в разы дороже). Ведь тонны для ДВП и тонны для кругляка одинаковы! Необходимо прекратить повышение тарифов на энергоносители; остановить беспредельные действия энергетиков при подключении к энергоносителям, так как их у нас предостаточно. Но, наверное, им 100 процентов прибыли мало!
Ну и повторюсь, пора инструкции банковской системы повернуть лицом к экономике. Недостаточно того, что делает руководство страны в этом плане, тем более банки и эти указания не выполняют. И очень важно для лесозаготовок – финансирование на строительство лесовозных дорог, из-за чего нет основных расчётных лесосек.
Касаясь вопроса укрепления регулирующей роли государства, хотелось бы сказать и о других наболевших вопросах. В своей налоговой политике наше государство должно учитывать, что любые увеличения налоговых ставок будут загонять налогоплательщиков в тень. И не потому, что налогоплательщики недисциплинированы, а потому, что налоги непомерные. Наша налоговая система рассчитана на крупных монополистов. Для бизнеса среднего, а тем более мелкого, общая система налогообложения разорительна, а льготные системы налогообложения не всегда применимы.
Поэтому сегодня планирование увеличения отчислений от ФОТ (Фонда оплаты труда) с 26 процентов до 35 процентов – не просто непопулярная мера, а можно сказать, дорога к снижению налоговых поступлений. В то время как снижение этого налога действительно повысит собираемость указанных отчислений.
Наше предложение по данному вопросу – не идти на повышение размера отчислений от фонда отплаты труда, а напротив, снизить их размер до 15 процентов.
По вопросу налога на добавленную стоимость. Понимая, что это самый удобный в части подконтрольности для фискальных органов, самый собираемый налог, в то же время для налогоплательщика – это тяжелейшее бремя и нависший меч. Несмотря на свой экономический смысл «налога на добавленную стоимость», он имеет тенденцию к оброку с оборота и даже более того...
Ещё несколько лет назад президент Путин обращался к Думе с вопросом об отмене НДС с авансов полученных. Обращение осталось без последствий и на сегодня об этом никто даже не вспоминает. Просим подумать: как должно предприятие уплатить НДС с авансов в размере 18 процентов¸если наценка (добавленная стоимость) на его продукцию (товары) составляет гораздо меньший процент? В деревообработке – это очень часто встречающаяся ситуация.
Применение различных систем налогообложения предприятиями также приближает плательщика налога к уплате НДС со всего оборота 18 процентов, так как возмещение НДС от поставщика отсутствует (кстати, при этом рыночная цена как правило не снижается). Это, в свою очередь, ставит такого предпринимателя в экономически неравные условия с другими игроками рынка. Если такой предприниматель более сильный, он заставляет своих поставщиков, находящихся на «упрощёнке», снижать цену на 18 процентов!
Кроме того, налогоплательщик при расчёте налога должен нести ответственность за его уплату поставщиками вплоть до третьего колена, что и является тем самым нависшим мечом, когда при проверках часть возмещённого НДС может быть непризнана фискальными органами и организация уплатит за себя и за того парня.
Предприятию, уплачивающему НДС, невозможно экономно вести свою деятельность. Бесконечные камеральные проверки и сложность учёта требует содержания в своём штате как минимум отдельного дополнительного расчётного работника. Возмещение НДС от экспортных операций – отдельная статья доходов крупных экспортёров, которые возмещают в свой карман весь налог, уплаченный на всём этапе производства продукции более мелкими организациями. Догадались кто это? А не проще ли не доводить до указанного абсурда исчисление и уплату налога? НДС должен исчисляться от доходной части, а не с оборота и, тем более, авансов. Да, региональные структуры понимают всю ущербность законов по налогообложению, но федеральная законодательная база препятствует совершенствованию налогового законодательства.
Думаем, что по налогу на добавленную стоимость есть 2 варианта решения: первое – отменить НДС от авансов полученных и вернуться к начислению налога от размера наценки; второе – отменить этот налог полностью. К государственным учреждениям и ведомствам, таким как министерство обороны, налоговые службы, СЭС, пожарные службы, ГУФСИН и прочие, к государственным предприятиям, таким как жилищно-коммунальные и энергосбытовые службы, нарушающим хоть как-то законы, ущемляющим права предприятий и граждан РФ, в том числе приведшие к убыткам, применять самые жёсткие меры, в том числе с возмещением причинённых убытков. Это касается также излишнего «волокитства» и бесчисленных отписок при согласованиях или иных вопросах в ЖКХ и «Красноярскэнерго». За несвоевременные ответы на вопросы и за отписки руководителей этих учреждений отстранять от должности с привлечением к серьёзной ответственности. Наказывать не только за взятки, но и за невыполнение своих обязанностей и чёрствое отношение к обращающимся. Если этого не сделать, если не заставить всех – от простого служащего до руководителя государственной структуры – повернуться лицом к проблемам и нуждам граждан и предприятий, то вся борьба с «коррупцией» сойдёт на «нет» и коррупция останется неискоренимой.
Продолжая разговор, Андрей Гнездилов сообщил, что Красноярский край - один из пяти российских регионов, получивших федеральное финансирование на строительство лесных дорог, сейчас идет строительство 127 километров лесных дорог в Енисейском районе. Уже ведётся проектирование лесовозных дорог в других районах, в частности, в Богучанском. «Я абсолютно согласен с Олегом Николаевичем, - подчеркнул Андрей Гнездилов, - что эту программу надо увеличивать».
Продолжение публикации здесь.
Со списком участников и пресс-релизами можно ознакомиться перейдя по следующей ссылке.