14–16 мая в Красноярске состоится X Международная научно-практическая конференция «Логистика – евразийский мост». Это и стало отправной точкой для нашей беседы с заместителем председателя оргкомитета конференции, заведующим кафедрой логистики КрасГАУ, доктором экономических наук, профессором Валерием Лукиных.
– Валерий Фёдорович, предстоящая конференция – уже десятая по счету. Стало традицией, что каждый год в мае в Красноярске проходит конференция с таким названием. Интересно, как родилось такое название? Каков состав участников предстоящей конференции? Какие перед ней стоят задачи?
– Первая конференция по логистике состоялась в Красноярском крае в 2005 году. Ее девиз и название соответствовали устремлениям предпринимателей: «Логистика – эффективность бизнеса». В ней приняли участие 19 человек, в основном из Красноярска. На том, начальном этапе развития научных исследований в сфере логистики многие задавались вопросом о сущности и важности логистики для практики.
С 2010 года конференция стала проводиться под названием «Логистика – евразийский мост». В этом году на юбилейную, десятую конференцию прислали доклады более 120 человек из разных городов России и нескольких стран, с которыми нас связали научные интересы, – Польши, Венгрии, Словении, Казахстана, Белоруссии. Множество публикаций поступило из Республики Крым.
Мы стремимся ежегодно расширять контакты в научной, образовательной и прикладной сферах логистики с университетами разных стран от Европы до Азии и США. Вот почему так называется конференция. В формировании ее названия и направления работы принимали участие выдающиеся ученые Санкт-Петербурга и Москвы – В.С. Лукинский, С.А. Уваров, В.И. Сергеев, В.В. Щербаков и их коллеги.
Миссия конференции – предложение современных результатов фундаментальных и прикладных исследований в сфере логистики и управления цепями поставок международному сообществу.
На конференции этого года состоится дискуссия по проблемам интегрированной логистики и управления цепями поставок в промышленности, агробизнесе и других сферах экономики, стратегии формирования логистической инфраструктуры в регионах. Большое внимание будет уделено теоретическим и методологическим аспектам развития логистических систем на предприятиях и в регионах, межкультурной коммуникации в евразийских системах.
– Валерий Фёдорович, вас называют основателем сибирской логистики. Насколько оправдано такое утверждение? Как вы пришли в логистику?
– Пожалуй, правильнее сказать, что к настоящему времени вокруг меня образовался центр сосредоточения научных исследований и образовательных технологий по логистике и управлению цепями поставок. Начало этому было положено в 1998 году, когда профессор В.В. Куимов предложил мне вести курс логистики в Красноярском государственном торгово-экономическом институте. Я был кандидатом физико-математических наук и занимался предпринимательской деятельностью. В логистике я смог реализовать свой потенциал знаний в сферах математики и бизнеса. В 2002 году я познакомился с В.И. Сергеевым – профессором Высшей школы экономики в Москве, и он предложил организовать Сибирское отделение Международного центра логистики для развития образовательных услуг в Сибири. С тех пор мы сотрудничаем вместе.
Основательную поддержку в развитии научных исследований в Красноярске оказал Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет в лице кафедры логистики профессора В.С. Лукинского. Таким образом, научные школы Москвы и Санкт-Петербурга приняли участие в становлении логистики как науки в Красноярском крае.
За прошедшие годы мне удалось подготовить открытие кафедры логистики в Сибирском государственном аэрокосмическом университете, открыть и возглавить кафедру логистики в Красноярском государственном аграрном университете, разработать программы подготовки в магистратуре логистики и возглавить эти программы в аграрном университете и Сибирском федеральном университете. У меня занимаются пять аспирантов, периодически они защищают диссертации и пополняют кафедры университетов.
– Как вы считаете, насколько можно поднять эффективность экономики Красноярского края в случае широкого внедрения логистических технологий на предприятиях региона?
– Для оказания существенного влияния на эффективность экономики Красноярского края необходимо немало специалистов по логистике – по оценкам, около 1500 человек. Моей команде удалось за восемь лет решить около 50 процентов этой задачи. Специалисты готовятся как в университетах, так и на курсах повышения квалификации и дополнительного высшего образования, которые я организовал. Кроме этого наши сотрудники помогают фирмам через проведение консультационных мероприятий.
В текущем учебном году Канский технологический колледж начал готовить логистов среднего звена – операционных логистов, руководителей складов, отделов снабжения, производства и сбыта. Наша кафедра логистики участвует в этом процессе. Спасибо руководителю колледжа Т.В. Берлинец и министерству образования Красноярского края в лице заместителя министра О.Н. Никитиной за понимание важности подготовки инновационных специалистов для экономики края.
Экономический рост определяется числом инновационных проектов. Логистика – это тот инструмент для развития экономики, применение которого позволит уменьшать издержки в любой фирме до 20–30 процентов, и, следовательно, увеличивать прибыль. Сочетание методов логистики, менеджмента и маркетинга – это главный фактор успешного развития экономики в Красноярском крае в связи с тем, что в крае более половины вклада в валовой региональный продукт вносит сфера услуг. Логистике как сервисной науке в этом вкладе отводится значительная роль.
– В каких отраслях, на ваш взгляд, наиболее эффективно внедрение логистических методов и технологий?
– Внедрение логистических технологий приводит к эффектам развития в любой компании – частной или государственной. Научные исследования, ведущиеся у наших коллег в разных регионах России и разных странах, показывают значимость логистических методов в производстве, торговле, здравоохранении, то есть в экономической, социальной и институциональной сферах жизнедеятельности. Речь сейчас должна вестись на уровне администрации края о нормативном закреплении методов логистики, апробированных в разных городах и странах, как средстве развития. От депутатов краевого парламента требуется законодательное утверждение важности специалистов с названием «логист», внесение в региональное законодательство положений о преференциях при формировании логистических цепей поставок продукции.
– Логистика и аграрно-промышленный комплекс. Какие здесь стоят вопросы и задачи?
– Агропромышленный комплекс был и останется наиболее выгодным сектором для инвестиций, но для этого необходимо логистическое планирование и логистические технологии эффективного хозяйствования не декларировать, а внедрять. Многие недостатки возникли и возникают в результате недостаточной методической подготовки специалистов сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей и торговли. Мы хотим на конференции предложить концепцию интеграции участников продовольственных цепей поставок вокруг логистических технологий. Нашу идею поддерживают и в министерстве сельского хозяйства, и в ассоциации торговых сетей. Но от поддержки до реализации эффектов в АПК путь непростой. Он проходит через процесс переподготовки специалистов и технологических линий всех звеньев цепи поставок. Мы создаем для этой цели международную ассоциацию логистики, с помощью которой, надеюсь, удастся консолидировать силы, знания и умения лучших сельхозпроизводителей, товаропроизводителей, специалистов торговли и логистического сервиса нескольких регионов и стран. На конференции мы намерены с коллегами из других стран заявить о начале формирования такого сотрудничества.
– Как обстоит ситуация по подготовке кадров в области логистики? Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы решить проблему их дефицита?
– Мы видим решение задачи дефицита кадров в области логистики через развитие системного процесса их подготовки в разных университетах. Так, аэрокосмический университет может сделать крен в сторону инженерных логистов для производства, аграрный университет – для сфер АПК и торговли, СФУ – для управления и сервиса, колледжи – для подготовки операционных логистов. Координация программ подготовки может осуществляться через ассоциацию логистики, где присутствуют представители бизнеса и образования, и где формируются вопросы развития для администрации края и Законодательного собрания. Стоит сказать, что уже сейчас в вышеуказанных университетах учится около 230 студентов, магистрантов и аспирантов.
Беседовал Владимир КРУТИКОВ.