В России наблюдается некоторое оживление в промышленности. За первые четыре месяца производство по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло почти на 7%. Независимые эксперты указывают на изменение Росстатом методики подсчета, что вызвало эффект «статистического тумана» – то есть несопоставимость данных. По оценкам экономистов, в апреле действительно был небольшой рост производства, но только на уровне 0,2–0,3% по отношению к марту с учетом сезонности.
Вчера Росстат опубликовал сводку о промышленном производстве в России за первые четыре месяца 2010 года. За январь–апрель отечественное промпроизводство выросло почти на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В апреле же производство выросло на 10,4% год к году.
Однако по отношению к марту этого года без учета сезонности и скидки на количество рабочих дней оно уже сократилось – на 3,4%. Согласно официальной статистике, наиболее ударными темпами в стране росло производство генераторов переменного тока (на 91%), универсальных электродвигателей (примерно на 61%), холодильных витрин и прилавков (на 68%), легковых автомобилей (почти на 55%), шин (на 55%), синтетических каучуков (на 53%), минеральных удобрений (на 30%) и т.д. Наиболее заметно сократилось в основном производство газовых турбин (на 70%), кирпича строительного (примерно на 10%), муки (около 6%), а также добыча золота необработанного в слитках (почти на 12%).
В то же время, как отмечает в последнем отчете «Центра развития» директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, «Росстат опубликовал свою оценку роста ВВП за первый квартал 2010 года – 2,9% к тому же кварталу прошлого года, которая оказалась существенно ниже, чем ранее опубликованная оценка Минэкономразвития (4,5%). Министр Эльвира Набиуллина заявила, что новая оценка ВВП означает, что роста со снятой сезонностью в первом квартале не было. Если же отталкиваться от данных Росстата о динамике ВВП в постоянных ценах 2003 года, то не исключено, что в первом квартале произошло падение ВВП на 1–1,5%». И отсюда возникает вопрос: как на фоне вялого и при этом еще не доказанного роста ВВП промпроизводство могло так резко подняться со дна?
Некоторые независимые эксперты как раз этим «дном», то есть «эффектом низкой базы», и объясняют такой подъем. «В годовом сравнении апрельского выпуска идет сравнение с минимальной базой. Выпуск в апреле и мае 2009 года был наименьшим, то есть именно тогда было достигнуто дно по промпроизводству. По сути, мы наблюдаем восстановительный рост», – поясняет начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров. «Главные слова здесь – «по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
В то же время другие эксперты считают приведенные Росстатом данные и сравнения с прошлым годом нерепрезентативными. С 2010 года, обращает внимание замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов, была изменена отраслевая структура весов, используемая для расчета индекса промпроизводства. «И пока ведомство не представит на суд публике ретроспективные данные, пересчитанные с учетом новой развесовки, любые сравнения год к году представляются абсолютно непоказательными». Сейчас имеет смысл смотреть лишь на помесячную динамику со снятием сезонности, которую, по словам Павлова, ведомство традиционно не публикует. «На глазок очищенный рост промышленности в апреле 2010 года к марту можно оценить в 0,2–0,3%», а в марте к февралю – в 0–0,1%, то есть можно в то же время сделать вывод о «некотором ускорении экономического подъема в начале второго квартала».
Источник: Независимая Газета.