По результатам исследования Nexign и TelecomDaily, рынок BSS (комплексных систем для автоматизации бизнес-процессов операторов связи) в России в 2024 году оценивался в 52,7 млрд руб., а уже к 2027 году может достигнуть 110,6 млрд руб. Средние темпы роста рынка на ближайшие годы — 28% в год. Восходящая динамика будет характерна и для рынка СНГ. Ее можно объяснить расширением портфеля цифровых сервисов операторов, развитием b2b-направления и облачных услуг, а также подготовкой к масштабному запуску и монетизации 5G.
Компания Nexign («Нэксайн») и информационно-аналитическое агентство TelecomDaily провели исследование рынка BSS. Его цель — изучить, как бизнес-стратегии и трансформация операторов связи России и СНГ влияют на развитие их бизнес-систем, а также в какую функциональность и технологии BSS они планируют инвестировать в ближайшие три года. В опросе участвовали 77 руководителей и технических специалистов крупнейших компаний мобильной и фиксированной связи, использующих телекоммуникационное ПО: OSS/BSS, CRM-платформы.
Российский рынок BSS-систем, автоматизирующих ключевые бизнес-процессы операторов, включая управление клиентами, тарифными планами и услугами, тарификацию и биллинг, продолжает активно расти. Аналитики оценили его объем в 52,7 млрд руб. по итогам 2024 года, а к 2027 году он может достигнуть 110,6 млрд руб. с прогнозируемым ростом в среднем на 28% в год. На динамику рынка влияет несколько ключевых факторов.
Операторы меняют BSS, чтобы реализовать потенциал от новых направлений
В ближайшие 1-2 года большинство участников опроса планирует инвестировать в модернизацию или замену BSS (61%), что связано с трансформацией телеком-бизнеса и развитием новых направлений за его пределами.
По результатам исследования, основными изменениями в структуре выручки телеком-бизнеса в ближайшие 3-5 лет респонденты называют переход от традиционных сервисов к цифровым (48%), рост b2b/b2g направлений (43%), увеличение выручки от облачных услуг и центров обработки данных (35%) и фокус на экосистемное развитие (26%). Такие же тренды наблюдаются на международном телеком-рынке: например, согласно отчету TM Forum, большинство операторов видит перспективы роста выручки именно в b2b-сегменте — в предоставлении облачных услуг, безопасности и профессиональных сервисов.
Трансформация бизнеса операторов влечет за собой изменения в ИТ-инфраструктуре. В частности, она предполагает совершенствование ключевого цифрового инструмента для управления бизнесом и взаимодействием с клиентами — BSS. Это связано с тем, что запускать новые сервисы на текущих системах либо невозможно, либо долго и дорого. Модернизированные BSS позволяют сделать это эффективнее, быстрее и дешевле. Кроме того, операторы модернизируют системы, чтобы соответствовать требованиям регулятора, заменить ПО, больше не поддерживаемое иностранными вендорами, обеспечить персонализацию и работу с большими данными, а также улучшить качество обслуживания абонентов.
При этом большинство участников опроса считает, что наиболее важными технологическими трендами на рынке ПО BSS в ближайшие 3-5 лет будут переход на облачные и гибридные решения (61%), интеграция искусственного интеллекта и аналитики (61%), поддержка гибких тарифных моделей и монетизация 5G (52%). Это основные направления для развития ИТ-решений в этом сегменте.
На что идут инвестиции операторов в BSS-системах
Развитие систем управления бизнесом операторов идет по нескольким ключевым трекам. По результатам исследования, активнее всего модернизируют функциональные блоки BSS для управления продуктами, монетизации (биллинг и тарификация), а также автоматизации работы с клиентами.
Около четверти опрошенных Nexign и TelecomDaily также считают важным инвестировать в совершенствование инструментов для управления цифровым опытом клиентов, и примерно пятая часть — в управление лояльностью.
С точки зрения конкретных технологий в ближайшее время фокус телеком-компаний может сместиться на внедрение инноваций в BSS: по мнению опрошенных, в современных системах управления важны интеграция с платформами для работы с большими данными и аналитикой (так считают 44% респондентов), поддержка гибких моделей предоставления сервиса на базе соглашений об уровне услуг с контролем качества обслуживания QoS (39%), расширенные функции самообслуживания через мобильное приложение (39%) и использование ИИ/ML для автоматизации управления клиентским опытом (33%).
Постепенно меняется и целевая среда для развертывания BSS: растет число операторов, которые переходят от чистой модели развертывания бизнес-систем на физических серверах (on-premise) к гибридным средам (63%) или к частному облаку (56%).
Фокус на российское
Кроме того, на развитие рынка BSS продолжает оказывать влияние процесс импортозамещения. В ближайшие несколько лет системы контура BSS могут быть отнесены к значимым объектам КИИ в связи с их критическим влиянием на операционную деятельность операторов и доступ абонентов к услугам связи. Многие телеком-компании уже сейчас озаботились вопросом перехода на российское ПО — тем более, на рынке есть пул зрелых решений, которые покрывают основные потребности операторов в части управления бизнесом и работы с клиентами.
«Новое поколение российских систем класса BSS — это модульные, открытые платформы, которые позволяют операторам быстро адаптироваться к изменениям на рынке. Важно, чтобы эти решения, с одной стороны, давали оператору возможность гибко управлять доходностью его основного бизнеса — телекома — на конвергентной основе. С другой стороны, они должны стать технологической базой для роста оператора в новых бизнес-направлениях», — комментирует Сергей Карпов, коммерческий директор Nexign.
О компании Nexign:
Российская компания с 33-летним опытом разработки высокотехнологичных enterprise-решений для различных отраслей экономики. Готовые продукты и решения Nexign обеспечивают быструю ИТ-трансформацию клиентов, чтобы крупный бизнес мог решать задачи в кратчайшие сроки с уверенностью в результате.