Не всякий опытный журналист может написать хороший текст для сайта. Интернет имеет свою специфику и диктует свои законы.
Представьте себе: вы взяли в руки журнал и открыли первую страницу. Выбрав статью, тема которой вам более-менее близка, вы найдете ее в журнале, начнете читать и почти наверняка дочитаете до конца. А у пользователей интернета выбор просто огромный: перейти по ссылке на сайт, нажать на баннер, проверить почту, ответить на сообщение ICQ, открыть вдруг вспомнившийся любимый сайт, запустить интересную игру или все-таки дочитать статью до конца.
Тексты, которые размещаются на сайте, испытывают огромную конкуренцию за внимание читателя. Поэтому они, прежде всего, должны быть интересными и притягательными, понятными и краткими.
Вот ряд простых правил, соблюдение которых позволит Вам написать более интересный текст и не только привлечет внимание читателя, но и будет прочтен.
- используйте заголовки и подзаголовки. Читать текст, разбитый на несколько смысловых абзацев с «говорящими» заголовками, гораздо удобнее, чем статью, где глазу не за что зацепиться. Выделенные подзаголовки за доли секунд скажут Вашему читателю - о чем статья.
- умеренный объем. Четких критериев нет, но текст для одной страницы корпоративного блога объемом свыше 3000 знаков читать уже неудобно.
- больше фактов и цифр. Именно конкретные цифры, случаи и факты привлекают внимание и заставляют вчитываться в текст. Особенно если они в заголовке. о самом главном — в начале. Не следует прятать основную мысль в глубине статьи, у читателя может не хватить терпения дочитать до нее. Раскройте суть текста в первом абзаце, и те, кому эта тема действительно интересна, дочитают статью до конца.
- Подходите к написанию статьи творчески. Не следует превращать статьи на блоге в параграфы учебника или сводки новостей. Можете использовать в статье изображения. Читатель интуитивно обратит внимание на страницу с иллюстрацией или фотографией. Естественно иллюстрация должна соответствовать смыслу новости.
Кроме того, необходимо уметь писать аннотацию текста, руководствуясь правилами написания ЛИДа. Так в журналистике обычно именуется первый абзац или, как его еще иногда называют, "расширенный заголовок". Если web-журналисту не удалось отразить содержание материала в заголовке и лиде, которые (если нет подзаголовка) - единственное, что посетитель Сети видит в поисковике, все написанное далее так и останется "архивом". Будь оно хоть вершиной журналистского мастерства.
Понятно, что первое, на что смотрят (из того, что видят), это заголовок. Хороший заголовок может заинтересовать вплоть до "клика", значительный интерес к теме статьи может заставить читать даже после скучнейшего первого абзаца. Но все-таки, единственный способ заставить читателя продолжать чтение после лида (как и после чтения заголовка, подзаголовка) - написать его хорошо. На бумаге это достигается при помощи нескольких общих правил:
- Лид задает тему и тон статьи, которой предшествует - пишите соответственно.
- Он должен быть ясным и понятным. В лиде дается ответ на один-единственный вопрос читателя: хочу ли я прочесть этот материал? Ответом почти наверняка будет "нет", если первый абзац двусмыслен. Кроме того, все, что может подождать хотя бы до второго абзаца -- излишние подробности, точные звания -- из лида исключаются.
- Лид должен быть самодостаточным. "За исключением определенной категории очерков", -- обычно добавляют в "учебниках" для бумажных писателей, в Сети же смысл лида никогда не должен зависеть от того, что идет после него. Равным образом, в нем не должны оставаться неразъясненными никакие факты, лица, события, организации и т.д. Фраза: "Если только в этом нет особой необходимости" -- это из области низкопробного PR, но не журналистики как искусства. Понятно, что многие захотят прочесть текст, если в лиде (заголовке, подзаголовке) написано без кавычек: "Убит президент Microsoft"...
- Лид, а в Сети вообще любой текст в сети не принято начинать с придаточного предложения. Как пример: "Несмотря на растущее число убийств…" - сбивает с мысли, отвлекает.
- Не принято начинать текст с чисел, написанных цифрами.
- Не принято начинать текст с официальных титулов или полных наименований учреждений - это настраивает на официальный лад, и, что хуже, отдает казенщиной.
- Цитата - это не для лида. Цитата в начале текста сбивает с толку, кроме того приходится называть ее автора, а это -- лишние знаки.
- Не стоит растягивать лид. Крайне важен первый десяток слов. Даже в бумажных СМИ существуют правила относительно наибольшей длины лида. Для Сети это (если лид используется в качестве расширенного подзаголовка) -- 12--15, максимум 20 слов.