Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 8:31:43
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Красноярск -- точка притяжения евразийской логистики

Стало традицией, что каждый год в Красноярске проходит международная научно-практическая конференция «Логистика – Евразийский мост», основным организатором которой выступает Красноярский государственный аграрный университет. Не стал исключением и год нынешний. В этом году состоялась 19-я по счёту конференция.

1день

Официальные мероприятия конференции проходили в течение трёх дней. В день первый состоялась студенческая часть конференции, во второй день свои наработки представили представители вузовской и академической науки, а также бизнеса.

По традиции на третий день конференция обычно проходит где-нибудь на выезде. Наличие выездной части у конференции стало уже своеобразной её визитной карточкой. Участники мероприятия посещали такие города, как Абакан, Кызыл, Енисейск, Иркутск. В прошлом году был организован вояж на предприятия ЗАО «Назаровское» в Емельяновском и Назаровском районах края.

В этом году выездное заседание конференции прошло в городе Канске, где учёную братию, а также студенческую научную молодёжь принимал местный технологический колледж.

День первый. Студенческий дискурс

Что нужно для того, чтобы какое-либо мероприятие не было занудным, динамичным и полезным? Для этого необходимо в первую очередь выбрать тему или темы интересные как можно большему кругу зрителей и участников. Актуальность темы – это главное условие для того, чтобы заполучить внимание публики.  

11юень

Студенческая научная работа никогда не может быть полностью самостоятельной. Всё-таки роль преподавателя при выборе темы имеет решающее значение. Сразу скажем. Они угодили в точку. Конференция проявилась тем, что студенты выступали с докладами на логистические темы, которые не только у специалистов, но и общественности на слуху.

Например, ещё совсем недавно, в феврале Президент России Владимир Путин в своём Послании Федеральному собранию РФ выдвинул задачу создания реализации нового национального проекта «Экономика данных». Не прошло и двух месяцев, а студенты-логисты Красноярского агроуниверситета Юрий Ковардин и Дмитрий Тимошков в развитие этого направления сочинили доклад о том, как использовать большие данные в логистике.

Отличились и студенты Сибирского государственного университета водного транспорта, что расположен в Новосибирске. Стало правилом, что ежегодно из этого вуза непременно ровно три студента приезжают в Красноярск на конференцию. И везут с собой темы архи-актуальнейшие для выступлений.

Например, Виктория Тетерук поведала о трудностях возрождения отечественной судостроительной отрасли в условиях западных санкций. А вот Алексей Кузьмин доложил о том, как параллельный импорт влияет на конкурентоспособность отечественных производителей автомобилей. По ходу дела он сообщил информацию, которую при должной подаче можно превратить в сенсацию. Оказывается, почти половина российского импорта сегодня – это импорт автомобилей. Вывод напрашивается однозначный: если сумеем мы поднять нашу автопромышленность, то и проблему импортозамещения решить сможем.

Темы других выступлений тоже впечатляет. К примеру, студент-первокурсник из Казахстана Мамыр Жангир, обучающийся в Красноярском агроуниверситете, рассказал о роли цифровых двойников при транспортировке грузов. Прозвучали также доклады об использовании в логистике искусственного интеллекта. В выступлениях студентов из Абакана Татьяны Черепановой и Дарьи Мальцевой, сделанных в дистанционном формате, основной упор делался на экологические аспекты логистической деятельности.  А вот Диана Маляренко из Красноярска поведала о специфике рынка узкоспециализированных маркетплейсов в стране.

Группа студентов из Красноярского агроуниверситета представила свои наработки о том, по какому маршруту следует из России транспортировать в Индию нефтегазовое оборудование. Причём, эта была прикладная задача, предложенная им для решения одной из дочерних компаний ПАО «Газпром».

Вообще, среди студенческих спикеров были не только студенты-логисты. В числе докладчиков были представлены также те, кто готовится стать юристом, специалистом по информационным технологиям, производственному менеджменту.

Особо скажем об успехе Кристины Марковой из Канского технологического колледжа, которая в конкурсе студенческих научных работ, проходившего в рамках конференции, заняла третье место в номинации для студентов бакалавриата и специалитета.

-- Как так получилось, что вы, будучи студентом колледжа, решили посоревноваться на равных со студентами вузов? – спросили мы её.

Как выяснилось, в феврале этого года она, как студентка колледжа, заняла второе место в номинации «Экспедирование грузов» регионального этапа чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы 2024!», проходившем в городе Ачинске. Это и вселило ей надежду, что логистика её призвание, и она может на равных соревноваться и со студентами вузов. Тем более, что в этом её постарался убедить научный руководитель Ирина Моор.

В конце первого дня конференции были подведены итоги традиционного конкурса молодых ученых на лучшую научную работу имени Валерии Ермаковой. Всего были награждены дипломами 1-3 степени, а также грамотами аспиранты, магистранты и студенты 21 вуза и одного колледжа России, Китая и Казахстана.  Среди аспирантов первых мест удостоены: Дарина Черкасова (Российский университет транспорта, г. Москва), Дмитрий Борисов Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (г. Москва) и Артемий Иванов (Российский университет транспорта, г. Москва). 

Среди магистрантов дипломом первой степени был награжден только один конкурсант -- Айгерим Сарсенкызы (Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева, г. Алматы). 

 

А вот список обладателей первых мест среди студентов, обучающихся на бакалавриате и специалитете: Дмитрий Граськов (Новосибирский государственный аграрный университет, г. Новосибирск), Ксения Бородина  (Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург), Оксана Быковская (Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск), Кирилл Левщанов, Никита Четверкин и Мария  Ладецкая (все трое представляют Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара). 

День второй. Поиск логистического выхода из санкционных тисков

Второй, основной день конференции, открыл проректор по науке аграрного университета Александр Коломейцев, отметивший в своём приветственном слове, что сегодня эффективная логистика есть обязательное условие успешности любого предприятия.

Модератор мероприятия Валерий Лукиных, сообщил, что в адрес конференции поступили приветствия от ученых и специалистов из Китая, Швейцарии, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

Застрельщиком последующей дискуссии выступил профессор из Российского университета транспорта (г. Москва) Алексей Некрасов.

Некрасов

В центре его доклада был вопрос о том, как перейти к проактивному управлению цепями поставок в транспортной логистике. Что такое проактивный? Сегодня во всем мире управление в основном зиждется на реактивных принципах. Произошло событие. Мы на него реагируем. Скажем, если кто-то поднял цены на свою продукцию, то мы или не покупаем у такого продавца товар или покупаем в ограниченных масштабах. Из-за политики санкций со стороны западных стран по отношению к нашей стране инцидентов стало возникать немало. Вот нагрянул контейнерный кризис, например. Сразу возникла проблема транспортировки.

Если же говорить о проактивном управлении процессами, то здесь работает другой принцип. Мы должны не просто реагировать на спрос, а создавать предложение, моделировать заранее ситуацию.

-- В современных условиях стало принято делить логистику на досанкционную и послесанкционную, -- сказал Алексей Германович, -- сегодня нужно создавать новые системы планирования, когда предвосхищаются возможные трудности и инциденты при транспортировке грузов. К примеру, вы везете продукцию по одному маршруту. Вдруг неприятное событие возникло на пути. Кнопку нажали и поехали по другому маршруту, -- подвёл он итог.

Советник Президента Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Александр Катречко, взявший затем слово, не стал спорить с предшественником. Он акцентировал внимание на том, что чтобы избавиться от рисков, следует выбирать транспортные коридоры, где их как можно меньше. Транспортный коридор «Север – Юг», который призван стать окном в Индию для России и в развитие которого сейчас вкладываются значительные средства, увы, подвержен многим рискам. Это путь через несколько стран. И не во всех из них сейчас спокойная политическая обстановка. Другое дело – Северный морской путь. Там таких рисков нет. В заключение своей речи он предложил студентам приходить в торгово-промышленную палату. По его словам, палата готова дать им задания по проработке специфики использования Северного морского пути для доставки продукции предприятий Енисейской Сибири на новые рынки сбыта.

Понятно, что это предложение вызвало некоторое оживление в зале. Стало ясно, что если подобные услуги будут оплачены, то охотники теоретически обосновать пути и методы прорыва на рынки Азии и других континентов через Енисей и далее Северный морской путь найдутся.

 Тема была продолжена в выступлении профессора Владимира Щербакова из Санкт-Петербурга и других спикеров.

Так, Илья Погорелов, заведующий кафедрой Сибирского института бизнеса, управления и психологии акцентировал внимание на том, что одним из инструментов обхода западных санкций могут выступить использование цифровых активов.

Щербаков

-- Могут ли те же казахские фирмы инвестировать в нас обычным образом? —задался он вопросом. И тут же ответил: -- Нет! А вот у цифровых финансовых активов в этой части есть преимущества. Используя их, мы сможем скрыть наши финансовые потоки от нежелательных контролеров.

 

Как считает заведующая кафедрой Российского университета транспорта Анна Синицына, есть серьезная необходимость в связи с изменениями геополитической обстановки в пересмотре учебных программ подготовки логистов. Важнейший тренд такой ревизии – научить выпускников управлять транспортными потоками в условиях санкционных рисков.

 

-- Надо расшивать узкие места, -- подчеркнула она, -- специалисты должны уметь эффективно работать в условиях неопределенности, уметь генерировать нестандартные идеи по преодолению тех или иных препятствий, возникающих на пути транспортного потока.

По её словам, спрос на квалифицированных логистов в последние годы существенно вырос. Налицо настоящий кадровый голод.

 -- Наши выпускники сегодня меньше 80 тысяч рублей в месяц не получают, -- добавила она.

Вполне логично, что когда к конференции по видеосвязи подключился из Венгрии вице-президент Европейской логистической ассоциации Альфонз Энтони, то ему был задан вопрос, как сказались геополитические сдвиги последних двух лет на логистике в Европе?

Ответ был, что проблем с коммуникациями нет. Но поскольку повысились цены на топливо, логистика стала дороже, и это ощущается на стоимости товаров и услуг.

Как стало ясно из выступления заведующей кафедрой университета «Туран» (г. Алматы) Карлыгаш Чакеевой, в Казахстане тоже никаких кризисных ситуаций в логистике не наблюдается. Подобная ситуация и в Китае, представители вузов которого выступили перед участниками конференции по видеосвязи.

День третий. Лозунг дня – ускоренная подготовка кадров

Третий день конференции прошёл на базе Канского технологического колледжа. В город на берегах Кана прибыли не только ученые, но и наиболее активные студенты, выступавшие с докладами на этом мероприятии. Актовый зал колледжа был целиком заполнен студентами. После приветственного слова директора этого учебного заведения Тамары Берлинец Валерий Лукиных, скажем так, раскрыл суть организационного замысла.

– Наша конференция имеет международный статус, -- сказал он, -- в ней участвуют ученые и специалисты не только из нашей страны, но и из-за рубежа. Неизбежно мы обмениваемся опытом, в том числе и по вопросам совершенствования системы образования. Текущая ситуация такова, что в России ожидается трансформация программ и как бы идей и подходов в вопросах подготовки специалистов. Исходя из этого пересматриваются сроки обучения студентов. Современное законодательство позволяет выпускникам колледжей учиться меньше, чем всем остальным студентам. То есть вы учитесь в колледже полный курс, но если поступаете в профильное высшее учебное заведение, то оно может сформировать в полтора-два раза меньший срок, необходимый для получения высшего образования. При условии зачета тех дисциплин, которые соответствуют профилю университета. 

Это удобно и тем, кто получает образование, и бизнесу, который сегодня особенно остро нуждается в кадрах.

-- Как вы относитесь к такой идее, что после окончания колледжа поступаете в вуз, но получаете высшее образование не за четыре года, а за два? – внезапно он обратился к аудитории. 

В зале послышались робкие одобрительные возгласы. И когда народ стал поднимать руки «за», Валерий Федорович заключил:

-- Теперь вашему директору, возможно, после консультаций понадобится написать письмо в наш университет, что единогласно студенческое собрание постановило скорректировать учебные программы таким образом, чтобы можно было выпускникам колледжа по профильным специальностям поступать в вуз на ускоренную подготовку.

Это начинание поддержал, хотя и с некоторой оговоркой так же находившийся в президиуме собрания президент Межрегиональной общественной организации предпринимателей Сибири «Сибирь без границ» Валерий Маланин:  

– Нам интересно получить квалифицированных специалистов, -- сказал он, но сегодня предприниматели рады даже выпускникам средних общеобразовательных школ, потому что наблюдается отсутствие рабочих рук. Это приводит к простаиванию оборудования. Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники школ, колледжей и вузов уходили не в торговлю, а работали на производстве. Мы готовы сами помогать выпускникам школ получать профессию. Тем не менее, необходимо ускорить выпуск квалифицированных специалистов, в том числе и логистов, так как логистика востребована во всех направлениях бизнеса, включая управленческие профессии, – подытожил Валерий Юрьевич.

– Наш город является крупным логистическим центром, -- взял слово исполняющий обязанности города Канска Андрей Цветков. Через него проходят железная дорога и федеральная трасса.

По словам Андрея Вениаминовича, Канск попал в перечень опорных городов края качестве центра экономического роста восточной группы районов. А это означает, что нужно будет работать и над программой подготовки кадров, в том числе и в части транспортной логистики. В заключение своего выступления он пожелал успехов участникам конференции.     

Затем участники конференции, как преподаватели, так и студенты поделились с залом своим опытом в части подготовки специалистов и своим видением, как получить профессию с оптимальным результатом для дальнейшей карьеры. Как выяснилось из выступления участницы конференции из Алматы  Карлыгаш Чакеевой, ускоренная подготовка выпускников колледжей в вузах Казахстана – обычная практика. Университеты и профильные колледжи с этой целью специально согласовывают свои учебные программы, привлекая к этой деятельности и работодателей.  

В завершение пленарной части третьего дня конференции Тамара Берлинец сообщила, что в своё время, в 2010 году, Канский технологический колледж первым в России вступил в эксперимент бакалавриата. В 2014 году часть его выпускников получили сразу по два диплома: колледжа и Сибирского федерального университета. Причём эксперимент был успешным. Вступить в него довелось по той причине, что, когда принималось это решение, колледж был федеральным учреждением. Но затем было решено передать колледжи федерального уровня в регионы. Региональные образовательные учреждения по формальным причинам не имели возможности заниматься подготовкой бакалавров. Проект был закрыт.        

Завершилась конференция экскурсией по колледжу.

В_Канске

Вячеслав ГЛУЩЕНКО,

Никита ТРОЦЕНКО,

Владимир КРУТИКОВ.

Фото авторов.

Источник: Красноярский рабочий


Количество просмотров: 4141
21.05.2024 13:38 | 2402блог автора

Еще публикации: