Эксперты сообщают, что с начала 2012 года значительно возросло количество электронных торгов по закупкам, осуществляемым компаниями с элементами коррупционных схем или проводимых с грубыми нарушениями действующего законодательства. Данное обстоятельство объяснимо.
Во-первых, с января по март 2012 г. вырос объём электронных торгов в корпоративном секторе в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 1,3 трлн. руб.
Во-вторых, 1 января вступил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем состоялся окончательный переход на электронные торги ряда крупных закупщиков, таких, как: ФГУП «Московский метрополитен», ФГУП «НИИ «Квант», ОАО «Росводоканал», Морской порт СПб, ОАО «Аэрофлот».
В марте текущего года в Ассоциацию участников электронных торгов (АУЭТ), которая осуществляет общественный контроль законности проведения закупочной деятельности и выявляет коррупционные схемы в данной сфере, обратился один из ее членов.
Компания, соблюдая предписанные организатором закупки сроки, подала предложение по объявленной «Аэрофлотом» конкурсной процедуре. Однако, как показала экспертная проверка, проведенная специалистами АУЭТ, заказчик допустил множественные нарушения действующего законодательства, препятствующие обеспечению максимальной прозрачности данной процедуры.
Вот как прокомментировал данное обстоятельство юрист Ассоциации Зарефов Анвар Мисбахович: «Если коротко, в виде выжимки, то, по нашему мнению, нарушения допущены следующие:
1. закупка по обжалованному лоту (№ 780745) осуществлялась авиаперевозчиком в доныне не известной и придуманной им самим форме – “открытая конкурсная процедура”, в отсутствие утвержденных и опубликованных правил, регламентирующих его закупочную деятельность, в том числе порядок проведения закупки указанным способом и условия применения такого способа закупки,
2. даже по истечении 7 дней после объявленного срока окончания такой закупочной процедуры заказчик не опубликовал информацию о его результатах,
3.
ОАО «Аэрофлот» не создало и не опубликовало
«Положение о закупках», которое является обязательным правовым актом (в
соответствии с 223-ФЗ) для инициатора закупки. По сути, заказчик осознанно
оставил потенциальных поставщиков в неведении, не предоставив полной и
достоверной информации о порядке, способах и условиях закупки товаров и прочих
юридически значимых обстоятельствах. Им не были предоставлены и иные важнейшие
сведения, обязательные к публикации в составе документации о закупке».
По итогам правовой экспертизы Ассоциация от лица своего участника
подала жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве.
В результате рассмотрения жалобы комиссия УФАС признала ее обоснованной,
предписав ОАО «Аэрофлот» «аннулировать открытую конкурсную процедуру» и «в 5-дневный срок с
момента получения предписания прекратить нарушения».
Более подробная информация по данному делу размещена на сайте Ассоциации участников электронных торгов .
Подводя итоги проделанной работы, председатель Президиума Ассоциации
участников электронных торгов Игорь Владимирович Шиловский сообщил: «Благодаря
правильным и своевременным действиям нам удалось достичь ряда знаковых
результатов как частных, для нашего участника, так и общих, для
бизнес-сообщества в целом.
Заказчик аннулировал результаты незаконной закупки. ОАО «Аэрофлот» опубликовало собственное «Положение о закупках». Мы надеемся, что данный, пусть и не добровольный, шаг со стороны авиаперевозчика позволит и другим потенциальным поставщикам понимать правила игры при взаимодействии с этим крупным заказчиком и эффективно отстаивать свои права и законные интересы.
Осознанно выбрав для себя путь общественного контроля законности и непреклонного противодействия нарушениям в сфере закупок, мы продолжаем осуществлять мониторинг закупочной деятельности «Аэрофлота» и прочих госкомпаний, подчас ведущих свою деятельность под лозунгом "нам можно все!"».
Ассоциации участников электронных торгов
101000, г. Москва, Архангельский переулок, д. 9, стр. 1, оф. 6.
Тел. +8 (495) 22 88 9 88
Распространение пресс-релиза МА Reklamarketing.