Сначала был сеанс видеосвязи. Пётр Тарасов, глава сельского поселения Чунояр пригласил для беседы депутата Богучанского районного совета Владимира Нефедовского, а также двух депутатов сельского совета Жанну Моцаренко и Наталью Нелюбину.
Вот как выглядело основное здание школы весной
Вместе мы обсуждали вопрос о том, в каком состоянии находится сегодня Чуноярская средняя школа. Конечно, поднимался вопрос о том, что желательно построить новую школу. Но все собеседники понимали, что строительство новой школы – дело долгое.
Перспективы строительства новой школы
К сообщила мне депутат Законодательного Собрания Красноярского края от Богучанского района Екатерина Уделько, вопрос о строительстве школы в Чунояре неоднократно рассматривался на краевом уровне. Но в реестр объектов – школ, которые по линии края будут строиться в 2024-2026 годах эта школа не попала. Десятая часть стоимости строительства школы – это проектно-сметная документация. А её на сегодня нет. Вместе с тем и глава, и управление образования района считают, что в Чунояре необходимо построить новую школу. Этот вопрос не снимается, подчеркнула Екатерина Николаевна.
Поэтому большая часть разговора по видеосвязи была посвящена проблемам капитального ремонта школы в Чунояре. Главное, чего опасались мои собеседники, это то, что по недоброй традиции с капитальным ремонтом власти будут тянуть долгую песню, и желаемый результат будет достигнут нескоро. Не буду пересказывать разговор. Выделю лишь главное.
О том, что в Чунояре нужно построить новую школу или на худой конец провести капитальный ремонт действующей, «Красноярский рабочий» писал неоднократно (см. «КР» за 19 апреля, 31 мая и 6 декабря 2023 года). Не буду скромничать, публикация в нашей газете помогла привлечь внимание к этой проблеме со стороны министерства образования и Законодательного Собрания края. При их поддержке летом были выделены финансовые средства на экстренные мероприятия по косметическому ремонту школы. Что важно, в основном здании школы были заменены все окна, промыта система отопления. Это позволило начать учебный год без страхов, что при тридцатиградусном морозе дети не смогут в ней учиться из-за слишком низкой температуры в школьных кабинетах.
Однако если раньше дети учились в одну смену, то теперь занятия идут в две смены. Дело в том, что у школы два здания, объединенные переходом, -- основное, построенное в 1971 году, и пристройка, сооруженная в 1985 году. Весной этого года пристройка была признана аварийной. В ней заниматься нельзя. Основное здание, ещё, как говорится, дюжит, в нём после замены окон и очистки системы теплоснабжения стало возможно вести в зимнюю пору занятия.
А вот так выглядит основное здание школы сегодня
Богучанский район относится к глубоко дотационным территориям Красноярского края. Своих денег у него на эти цели нет. Ему остается надеяться только на субсидии из краевого бюджета. Состояние аварийности есть основание для включения такого здания в список объектов, на реконструкцию которого можно испрашивать субсидию.
Цифры будут в январе
Отдадим должное администрации Богучанского района. По мере своих возможностей она предприняла серьезные шаги для решения проблемы.
По словам заместителя главы района по социальным вопросам Ивана Брюханова, был объявлен аукцион на аукцион на разработку проектно-сметной документации на ремонт здания пристройки. По его результатам в сентябре 2023 года с компанией «Проект Плюс» из Новосибирской области был заключен соответствующий контракт. Стоимость работ по контракту - 819 тысяч рублей. Срок исполнения работ по контракту 22 января 2024 года. Проектно-сметная документация определит стоимость ремонтных работ, что даст возможность районным властям выходить на краевой уровень с просьбой о предоставлении субсидии.
Кроме того, в 2024 году предполагается провести инструментальное обследование основного здания школы. После проведения этой работы, в зависимости от её результатов, также будет ясно, какие работы необходимо провести в рамках его капитального ремонта и соответственно заказывать проектно-сметную документацию.
Можно ли начать ремонт пристройки уже в 2024 году? Здесь возникают сложности. Дело в том, что краевой бюджет на этот год уже утвержден. И в обычном порядке попасть в программу конкурсного отбора по распределению субсидий бюджетам муниципальных образований в рамках государственной программы "Развитие образования" уже не получится. Такое возможно лишь при условии корректировки краевого бюджета, что не так-то просто.
Вместе с тем, с моей точки зрения, при наличии соответствующих лоббистских усилий, эта проблема решаема.
Где найти деньги?
Доходная часть краевого бюджета в значительной степени зависит от ситуации на мировых рынках. Наш регион относится к экспортно-ориентированным. Не буду рассуждать на тему о том, по какой причине и из-за чьих промахов в уходящем году произошла резкая девальвация рубля по отношению к основным мировым валютам. Но краевому бюджету это пошло на пользу. Он в этом году исполняется с профицитом за счёт того, что предприятия-экспортёры края получают более высокие прибыли, чем ожидалось, благодаря девальвации рубля.
Более того, министерство финансов края с целью бережного использования имеющихся у него средств регулярно проводит конкурсный отбор заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита, то есть размещает временно свободные денежные средства в банках под процент.
Сомневаюсь, что в наступающем году состоится существенное укрепление рубля, а соответственно возможности для корректировки краевого бюджета с целью увеличения его расходной части должны быть. Другое дело, что подобные корректировки – дело непростое, требует учёта всех возможных рисков, а возможно и внесения изменений нормативно-правовую базу региона.
Надеюсь, что правительство и Законодательное Собрание края смогут учесть это обстоятельство и проявят необходимую политическую волю для осторожной, но эффективной корректировки краевого бюджета с целью увеличения расходов на социальные программы и прочее. Не секрет, что банкам выгоднее привлекать депозиты от органов власти и управления, чем занимать деньги у Центрального банка. Но цель любой региональной власти -- не помогать банкам делать свой бизнес, а создавать более благоприятные условия для жизни людей на её территории.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.
Источник: Красноярский рабочий