Распродажа – это очень серьезно. Стать обладателем дешёвой покупки часто бывает и выгодно, и полезно. Со второй половины 2010 годов в российский лексикон прочно вошло словосочетание «черная пятница». С этой поры словосочетания типа «купить клей карандаш» в связи с чёрной пятницей стали нормой сети Интернет в ноябрьские дни. Сопровождаются подобные публикации обычно рассуждениями о том, какие клеящие карандаши лучше, какие хуже, в общем полезными для потребителя фактами и оценками.
Откуда пришла чёрная пятница?
Традиции устраивать распродажи в ноябрьскую пору, плавно переходящую в сезон предновогодних распродаж, пришли в российскую практику из США. Четвертый четверг ноября в этой стране является государственным праздником – Днем благодарения. Он восходит из XVII века, когда переселенцы из Старого света в Новый, обитавшие близ Нью-Йорка от радости, что получили богатейший урожай, учинили в честь этого пир горой, пригласив на него индейцев из прилегающей округи.
Много чего нового узнали переселенцы на новых местах. В Европе, откуда они прибыли, не имелось в ту пору индеек – птиц, которые издревле жили только в Новом свете. Индейцы же смогли одомашнить этих вполне увесистых пернатых из семейства фазанов, и на том знаменательном празднике отменно угощали своих белых собратьев, впоследствии загнавших их в резервации, мясом индеек. С той поры и стало традицией у белых граждан северной части Нового света в День благодарения непременно поедать индюшатину.
Но после всякого праздника начинаются, как водится, для торговцев разговенные по части бизнеса времена. Накупившись всего, чего можно перед праздником люди не очень часто идут в торговые заведения. Вот и стало за практику в первый день после Дня благодарения, то есть в рабочую, черную, а отнюдь не праздничную пятницу, устраивать распродажи. Государственный праздник получил своё продолжение в виде праздника распродаж.
Эффект масштаба – широко распространенное понятие менеджмента. Суть его в том, что если делаешь на той же площади, за то же время продукции больше, чем обычно, то начинаешь экономить на издержках. Себестоимость каждой условной единицы продукции снижается. В торговле эффект масштаба создается другими способами. Чем больше товаров предлагается к продаже в одном и том же месте в одно и то же время, тем шире потребительский спрос. В этом и причина массового вовлечения торговцев всех мастей и уровней в единовременные распродажи под каким-то предлогом.
А поскольку торговля всё более перемещается в Интернет, то сеть начинает пестрить статьями о том, что такой-то колонный вентилятор, телевизор или обогревательный прибор продается с архи-высокой скидкой. Надо сказать, что обзоры при этом делаются, как правило, компетентные. Иначе нельзя – потребитель должен быть уверен в своем выборе. Те же колонные вентиляторы – это достаточно новый, инновационный продукт. Соответствующие статьи об этом непременно расскажут.
Дешёвка – это наше, российское
Если брать историю дореволюционной российской торговли, то массовые распродажи начинались обычно после пасхи и Нового года. Называли такие события с последней трети XIX века дешёвками. Народ ломился на дешёвки гурьбой. Что нашло отражение и в художественном творчестве. Например, в апреле 1915 года московская газета «Трудовая копейка» поместила на своих страницах карикатуру о «продаже остатков» «на дешевке».
С моей точки зрения, традиции распродаж есть явление необходимое и нужное, как продавцам, так и покупателям. Смущает только то, что, пытаясь подражать западным образцам, мы впитываем и западную культуру, что не очень хорошо. Нужно, всё-таки продвигать своё, национальное. Многим не нравится, например, когда реклама от банков, завлекает всевозможными кешбеками, этимологически сдернутыми из англоязычной лексики.
В свое время день влюбленных, по западной традиции отмечающийся в феврале, стал важным фактором привлечения потребителя к покупкам. Но после того, как в стране стал отмечаться в июле День семьи, любви и верности (кстати, с 2022 года ставший официальным государственным праздником), значение февральского праздника для российской торговли резко убавилось.
Представляется, что для ноябрьских распродаж тоже нецелесообразно пользоваться в национальном масштабе кальками, снятыми с западных образцов. Слово «черный» не располагает к покупкам, коробит многих потребителей. Может быть, следует воскресить с этой целью обозначения распродаж доброе русское слово дешёвка? Провести необходимые для ответа на этот вопрос фокус-группы не очень трудно.
И тогда, может быть, возникнет национальный, а не снятый калькой от стран коллективного Запада символ распродаж. И он вполне может стать более эффективным для российского рынка.