Бравурных речей никто не говорил и ленточек никто не разрезал. Всё произошло предельно буднично. К голове 60-вагонного состава с семенами рапса пристроились два электровоза. Фронтальный из них дал предупредительный гудок, и поезд тронулся с места. Это вполне историческое событие случилось на исходе светового дня в субботу, 28 октября 2023 года.
Рынки сбыта – это главное для любого бизнеса. Но если ваш продукт дорог по себестоимости, то никакие увещевания не помогут. Транспортные затраты – важнейшая составляющая себестоимости любого товара. Не сумеешь отладить эффективную логистику – не сможешь выйти новые рынки сбыта и удерживать старые.
Чем больше везёшь, тем меньше платишь за транспортировку условной единицы любого груза. Таков основополагающий принцип тарифной политики при грузоперевозках. ОАО «РЖД» этого принципа в обязательном порядке придерживается. Если грузоотправитель предлагает к отправке сразу 65 стандартных 60-тонных вагонов, то ему полагается скидка в размере 20 процентов от тарифа. Ну а если имеются вагоны более высокой грузоподъемности, например, 70 тонн, как случилось в прошедшую субботу, то можно получить скидку и при меньшем количестве вагонов.
Но попробуй сформируй такой длиннющий состав, когда основная часть производителей выпускают продукцию понемногу и помалу. Необходимы серьезные организационные усилия, чтобы скоординировать деятельность разных грузовладельцев, а также транспортно-логистическая инфраструктура, которая позволяла бы консолидировать грузы и осуществлять их погрузку в вагоны.
К сожалению, за годы рыночных реформ государство Российское, полагаясь на либеральный миф, что частный бизнес всё должным образом отладит, в значительной мере утратило роль координатора грузопотоков. В итоге снижалась конкурентоспособность отечественной продукции, плодились упущенные возможности, и страна, обладающая колоссальным природно-ресурсным потенциалом, двигалась по направлению к задворкам мировой экономики.
Эта проблема есть для всех видов продукции. Аграрно-промышленный комплекс Красноярья по этой части не является исключением. Во многом из-за логистических проблем сельское хозяйство и пищевая промышленность региона развиваются недостаточно динамично.
Тем более отрадно, что Красноярск стал первым городом России, где реально приступили к решению этой проблемы в части формирования консолидированных партий грузов и погрузки их в железнодорожные вагоны. По инициативе частных предпринимателей и одного из крупных сельхозкооперативов региона в Красноярске возник транспортно-логистический центр, где можно консолидировать, осуществлять погрузку в вагоны и формировать составы необходимых для получения скидок от ОАО «РЖД» особо крупных грузовых поездов по отправке не только продукции АПК, но и других отраслей. В начале прошлой недели губернатор края Михал Котюков посетил этот центр и, можно сказать, политически благословил его деятельность.
По словам представителя компании – оператора проекта Андрея Рупосова, для создания центра пришлось осуществить серьезные инвестиции. Были приобретены современные, скажем так, инновационные вагоны для перевозки зерна с грузоподъемностью 70 тонн, а также пятьсот 45-футовых контейнеров для перевозки не только зерна, но и других грузов. Был закуплен и смонтирован козловой контейнерный кран новейшей конструкции.
Андрей Рупосов
Первый поезд с рапсом формировался в течение шести дней. Из 14 предприятий АПК с разных концов края на автомобилях доставлялся рапс и грузился в вагоны. На ноябрь запланирована отправка в Китай ещё двух поездов – один с овсом, а другой – с ячменем. Иными словами, аграрии региона получили возможности для выхода на рынок Китая да и других стран и регионов на более выгодных условиях, чем ранее.
Впрочем, услугами этого центра можно воспользоваться не только при перевозке сельскохозяйственных грузов. Более того, инициаторы проекта замыслили окружить Красноярск транспортно-логистическим кольцом из пяти транспортно-логистических центров в разных точках региона. Как скоро новые центры будут сооружены, трудно прогнозировать. Необходимо согласовать точки примыкания центров к станциям железной дороги, разработать бизнес-планы, искать денежные средства под их реализацию и так далее. В общем, на этом пути будет звучать еще довольно долгая бюрократически-организационная песня.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.
Фото автора.