Аутсорсинг питания – услуга, которой сегодня пользуются многие частные детские сады. Однако, в государственных учреждениях организация питания проходит, в основном, традиционно – в собственном пищеблоке еду готовят штатные сотрудники. Тем не менее, некоторые заведующие уже воспользовались такой услугой и сделали обоснованные выводы. Поговорим о целесообразности внедрения услуги, ее минусах и плюсах.
Что такое аутсорсинг и в чем его преимущества?
Аутсорсинг питания в столовых в детском саду – это заключение дошкольным учреждением контракта на поставку соответствующих услуг со сторонней организацией (пищевого комбината). При этом предусмотрена организация питания как на территории комбината, так и в собственном пищеблоке детского сада.
Безусловно, такая услуга актуальна для детских садов. Она могла бы решить массу проблем традиционной системы питания. Чем же конкретно может помочь аутсорсинг?
Территория и оснащенность пищеблоков
СанПин предъявляет жесткие требования к оснащенности пищеблоков. Современные сады этим требованиям полностью соответствуют. А что делать заведующим садов, которые были построены в 50-х? Зачастую их пищеблоки не отвечают современным стандартам, а значит на администрацию со стороны контролирующих органов постоянно налагаются санкции. С другой стороны, сам пищеблок – это огромная территория, которую потенциально можно использовать для нужд образовательного процесса.
Кадровый вопрос
Помимо кухонных работников, в процесс приготовления пищи зачастую вовлечены другие сотрудники. Они выполняют непрофильные обязанности, так как полностью укомплектовать штат в детском саду затруднительно. Так, за качество приготовленной пищи зачастую отвечает не диетическая сестра, как это должно быть по нормативам, а медицинская сестра или другой сотрудник.
Кроме того, заведующий постоянно должен решать вопросы с подменой кадров на кухне, если кто-то из сотрудников заболел, ушел в отпуск. Так создается повышенная нагрузка на всех участников рабочего процесса.
Упрощение рабочего процесса для администрации и бухгалтерии
Переход на аутсорсинг решает многие проблемы администрации. Так, отпадает необходимость решать различные вопросы с работниками кухни, снижается нагрузка по отчетности. Поэтому переход на аутсорсинг способствует повышению эффективности деятельности организации.
Экономия средств
Техническая оснащенность, отсутствие необходимости содержания кухонных рабочих, единое меню для всех садов поможет сэкономить средства. Но, как известно, теория не всегда соответствует практике. С какими же проблемами сталкиваются руководители при переходе на аутсорсинг?
Аутсорсинг на практике: основные проблемы
Внедрение аутсорсинга на территориях ДОУ выявляет существенные несовершенства такой системы.
1. Фактическое повышение цен на питание
Рост цен связывают с тем, что поставщик платит налоги и это включено в стоимость услуг. К тому же, на оказании подобных услуг специализируется сегодня достаточно узкий сегмент. Отсутствие конкуренции, опять же, выгодно компаниям-поставщикам.
2. Проблемы корректировки порций
Еще одна проблема – численная подвижность состава подопечных. Корректировать количество порций при переходе на аутсорсинг можно лишь до определенного времени, потому возникают проблемы с избытком или недостатком (что недопустимо) порций.
3. Отсутствует нормативно-правовая база
Это, пожалуй, основная проблема, по мнению заведующих детскими садами. Отсутствуют приказы о выведении питания на аутсорсинг. Законодательно взаимоотношения с поставщиком не регулируются (существует лишь государственный контракт). К конкурсу по выбору поставщика допускают всех, и ключевым моментом при выборе становится цена.
Получается, что законодательство обязывает заведующего обеспечить воспитанникам нормальные условия и безопасность. Сам же руководитель отследить ситуацию с приготовлением пищи, соблюдением технологии и качеством продукции при такой системе не может.
Вывод – аутсорсинг перспективен. Однако, низкая конкуренция в нише и отсутствие четкой регламентации пока не делает эту услугу широко востребованной в государственных дошкольных учреждениях.