В одном из своих материалов я писал о Красноярском технопарке «Мебельный город», который благодаря объединению усилий представителей мебельных предприятий сумел превратить Красноярск в мебельную столицу Сибири (см. материал: «Поэма о технопарке, или Как Красноярск стал мебельной столицей Сибири» в газете «Красноярский рабочий» за 31.05.2023).
Казалось бы, властям краевой столицы необходимо оказывать этому технопарку всемерную поддержку, поскольку два десятка предприятий малого и среднего бизнеса, объединившиеся под его крышей, вносят солидный вклад в бюджетную систему региона. К сожалению, не всё так просто в этом мире.
Риски аварий
Дорога к технопарку «Мебельный город» начинается с Заводского проезда. Если проехать по этому проезду от проспекта имени газеты «Красноярский рабочий» порядка двухсот метров, то можно увидеть сворот налево, который можно ещё назвать Т-образным перекрестком.
Автомобильная дорога, которая берет здесь своё начало, не очень велика – длина её немногим более 500 метров. По правую руку от неё корпуса и складские помещения мебельного технопарка, по левую – площади мебельного торгового центра «Республика», часто до предела заполненные фурами и более мелкими грузовиками, ожидающими разгрузки-погрузки, а также промышленный пустырь, оставшийся от когда-то находившихся здесь заводских цехов.
Автомобильное движение по этому проулку довольно бойкое. Плюс к тому его обочины в рабочее время заполонены стоящими на них как фурами, так и личным автомобильным транспортом. Никаких автомобильных разметок и дорожных знаков на дороге нет. Места парковок не отграничены. В итоге в последнее время случаи, когда возникают аварийные ситуации на указанном названном перекрестке-свороте случаются довольно часто.
Сведущие люди неоднократно обращались в ГИБДД с просьбами навести порядок в этом деле, помочь с организацией транспортного потока. Но в госавтоинспекции в ответ разводили руками: мол, нет этой дороги на карте города, де юрэ её не существует, а потому соответствующих мер предпринять не можем.
В общем, пока не признает муниципалитет официально эту дорогу дорогой, а еще лучше признает её свой муниципальной собственностью, нет реальной возможности создать правила игры для поведения на ней автомобилистам.
Безответные прошения
Первое ходатайство на эту тему от «МК-Инвест», компании собственника офисно-выставочного здания и складских помещений технопарка ушло в администрацию краевой столицы в апреле 2021 года. В ответ – тишина.
Повторное прошение в департамент городского хозяйства администрации Красноярска было направлено в октябре 2021 года. И снова – властное молчание.
Отмечу, что в соответствии с федеральным законодательством, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны отвечать на письменные обращения граждан в 30-дневный срок. В нашем случае подобные обращения были дважды проигнорированы.
«МК-Инвест» вынужден был в апреле 2022 года направить письмо в краевую прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования с целью принятия бесхозной дороги на баланс администрации г. Красноярска.
Прокуратура не стала отмалчиваться. Она в лице заместителя прокурора краевой столицы подтвердила, что администрация города так и не удосужилась ответить на ходатайства «МК-Инвеста», но при этом добавила, что основания возбуждать против городских властей дело об административном правонарушении отсутствуют, так как соответствующие сроки, когда это можно было сделать, уже истекли.
Спустя неделю, в конце июня 2022 года, из департамента городского хозяйства администрации Красноярска всё же пришёл долгожданный ответ, инициированный соответствующим представлением прокуратуры. Как выяснилось, ещё в январе 2022 года было проведено обследование дороги и составлен акт.
«На основании обследования и составленного акта принято решение о
невозможности принятия проезда в муниципальную собственность, так как
проезд является локальным, не общего пользования и служит для проезда
определенного круга лиц к производственным зданиям и строениям,
осуществляющим коммерческую деятельность. На указанной территории
отсутствуют жилые строения и социально-значимые объекты», - такими словами заканчивалось письмо.
Попытки обжаловать это решение в Генеральную прокуратуру России были тщетными. Доводы, что компании технопарка оказывают услуги населению по производству мебели, а также, что проездом пользуются огромное количество посетителей, а не только работники предприятий технопарка в расчет приняты не были. Прокуратура города Красноярска, которой было поручено отвечать на это обращение, осталась при своём мнении.
В общем, городские власти по существу в союзе с городской прокуратурой отказали в просьбе, как было написано в письме Генеральному прокурору России, «организовать проезд в соответствии с правилами дорожного движения, оборудовать [его] необходимыми знаками для предотвращения дорожно-транспортных происшествий».
Остается пожалеть, что красноярская прокуратура не стала инициировать процесс по наведению порядка в этом вопросе. И дело не только в том, что тот самый глава департамента городского хозяйства, который не считал своим долгом отвечать на ходатайства красноярских мебельщиков, в сентябре 2022 года подал в отставку по собственному желанию.
Дело в первую очередь в том, что есть прецеденты, когда именно местная прокуратура, призванная контролировать процесс исполнения российских законов, выступала на стороне населения, а не чиновников, защищающих свои кресла.
Опыт других регионов
Так, в январе 2020 года Усть-Донецкий районный суд Ростовской области, рассматривая гражданское дело по исковому заявлению местного прокурора обязал районную администрацию «в интересах неопределенного круга лиц» поставить на учёт в качестве бесхозяйного имущества автомобильную дорогу, представляющую реальную опасность для участников дорожного движения.
Имеются также случаи в практике арбитражных судов, когда власти таких городов как Пермь, город Камышин Волгоградской области и других обязывались регистрировать отдельные элементы тепловой и энергетической инфраструктуры как объекты бесхозяйного имущества.
Дело в том, что сам факт необходимости регистрации в качестве бесхозяйного недвижимого имущества ведет к тому, что муниципальные власти вынуждены обращаться в территориальные органы Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии с заявлениями о постановке его на учёт. Следующим этапом становится определение собственника, ответственного за его надлежащее содержание. Как правило, собственниками становятся в таких случаях муниципалитеты.
А дальше – начинается наведение порядка в управлении этим имуществом.
Откровенный саботаж просьбы мебельщиков со стороны городских властей при фактическом отстранении от решения этого вопроса местной прокуратуры привёл к тому, что один из индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность в мебельном технопарке, подал в арбитражный суд Красноярского края исковое заявление с просьбой возложить на муниципальное образование Городской округ город Красноярск в лице администрации города Красноярска, на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанность принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества названной дороги.
Не буду предвосхищать решение суда. Отмечу лишь, что в настоящее время ведется работа по расширению технопарка «Мебельный город». По словам председателя Гильдии мебельщиков Красноярского края Юрия Макаренкова, уже запущен проект по строительству на участке земли в полгектара нового помещения, где должны разместиться порядка десятка промышленных и торговых фирм мебельной отрасли. Интенсивность движения по упомянутой и пока никак не названной и отсутствующей на картах автомобильной дороги должна вскоре существенно возрасти. Как и риски возникновения новых дорожно-транспортных происшествий.
Судебное заседание назначено на 15 августа.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.
На снимках:
Столкновение автомобилей на свороте к технопарку «Мебельный город»
Проехать по дороге, когда вдоль неё припаркованы фуры, бывает непросто
Рекламный щит при въезде в технопарк «Мебельный город»
Фото автора и пресс-службы группы компаний «Мебелькомплект»
От редакции. Направляем эту статью с просьбой дать комментарий по существу поставленной в ней проблемы главе г. Красноярска В.А. Логинову, председателю Красноярского городского Совета депутатов Н.В. Фирюлиной, прокурору Красноярского края Р.Н. Тютюнику.
Источник: «Красноярский рабочий».