1.9 июня Совет Директоров ЦБ решит, повышать ли ключевую ставку в противовес нейтральной ДКП, которую регулятор был вынужден проводить более года под давлением исполнительной власти. О намерениях руководителей банка вернуться к "кредитной удавке" можно судить по их резко изменившийся риторике последних месяцев с положительными прогнозами на экономический рост и восстановление покупательной способности и реальных доходов населения.
2.На протяжении всего 2022 ЦБ прогнозировал спад ВВП на 7-15% (в начале года), 2-2,5% в октябре ниже, чем было в реальности. Аналогичными были и предсказания других показателей. С начала 2023 характер “аналитики” регулятора резко изменился: в феврале оценка ВВП-2023 с -1-4% была улучшена до -1%+1%. В апреле перспективы были определены еще оптимистичнее +0,5%+2,5%. Учитывая, что ни один из прежних макроэкономических прогнозов ЦБ не совпадал с реальными результатами даже при условии максимального расширения параметров, можно предположить, что нетрадиционное позитивное содержание новых данных вызвано внеэкономическими причинами.
3.В соответствии со своим правовым статусом ЦБ обязан выполнять рекомендации МВФ в части регулирования денежной массы в жесткой привязке к резервным валютам. Даже если основная масса долларов, евро и проч блокирована санкциями и не может быть использована государством. Вынужденный отказ от этой нормы обусловил рост инвестиций в материальное производство, монетизацию экономики до необходимого уровня в 75-80% . И как следствие - положительную динамику ВВП, чего не наблюдалось в период “запретительных” размеров ключевой ставки. Это подтвердило несостоятельность и прямой ущерб для экономики монетаристских принципов в ДКП.
4.С целью получить обоснование, чтобы повысить ключевую ставку, вернувшись к рекомендациям МВФ, в ЦБ начинают заявлять о ”перегреве” экономики по причине роста ВВП, приводя в качестве обоснования упомянутые улучшившиеся прогнозы роста ВВП. В этом варианте монетаристы советуют резко повысить ключевую ставку, ограничивая поступление денег на финансовый рынок, что неоднократно применяли в экономике США с гипертрофированным сервисно-спекулятивным сектором. Однако нет ни одного классического признака того, что экономика начала “перегреваться”. Вряд ли даже самый оптимистичный прогноз динамики ВВП в 3-4% можно считать “взрывным ростом”. Нет и свидетельств, что катастрофически растет разрыв между растущим спросом на товары и услуги и их предложением, судя по увеличению реальных доходов, обуславливающих уровень спроса, лишь на 0,1% в 2023 год к году и розничного товарооборота в сопоставимых ценах, очищенных от инфляционного фактора - на 1,3%. Это гармоничные и сбалансированные показатели безо всякого "гэпа", на котором настаивают в ЦБ, не приведя никаких статистических аргументов.
5. Возврат к скомпрометировавшей себя практике поднимать ключевую ставку под предлогом инфляционного таргетирования может обрушить планы правительства по форсированию экономического развития. И, в частности, сорвать выполнение ГОЗ, льготное финансирование которого намечено увеличить, что может иметь катастрофические последствия для СВО. Вряд ли стоит ожидать единовременного резкого скачка. Скорее всего, в ЦБ будут наращивать ключевую ставку постепенно, параллельно с обработкой общественного мнения на тему "перегрева", чтобы избежать аргументированных обвинений в прозападной ангажированности.
Источник: https://vk.com/id18047875?w=wall18047875_349%2Fall