Такое послабление для бизнеса было введено федеральным законом с начала этого года и стало продолжением проводимой властями либерализации уголовного законодательства. Прокурорская позиция может привести к тому, что следователи, как и раньше, основываясь только на своих подозрениях, продолжат «кошмарить» бизнес. Исправить положение могут оперативные поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и закон «Об оперативно-разыскной деятельности».
При применении некоторых норм федерального закона №383 «О внесении изменений в часть 1 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу с 1 января 2010 года, возникли разногласия. Как следует из письма замгенпрокурора РФ Виктора Гриня, адресованного прокурорам субъектов Федерации, «в ряде субъектов РФ по требованию суда и прокуратуры уголовное преследование лиц за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198—199.1 УК РФ, осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа». При этом решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятых на основании только материалов доследственной проверки, признается необоснованным.
Сложившаяся в 2010 году практика возбуждения налоговых уголовных дел необоснованно ограничивает полномочия сотрудников ОВД и не способствует выявлению и раскрытию указанных преступлений, считают в Генпрокуратуре. При этом правом выявлять факты уклонения от уплаты налогов и сборов оперативные подразделения наделяет закон «Об оперативно-разыскной деятельности». Законодательство же о налогах и сборах, по версии замгенпрокурора, регулирует «лишь властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения». Налоговые правонарушения и ответственность за них закреплены в 6-м разделе НК РФ, где упоминания об уголовной ответственности нет, отмечает Гринь.
Таким образом, ФЗ №383 распространяется только на действия налоговых органов и не может ограничивать «процессуальную самостоятельность органов дознания, следствия и оперативных подразделений», резюмирует замгенпрокурора. Поэтому при наличии повода и основания органы предварительного следствия обязаны возбудить уголовное дело и в 10-дневный срок уведомить соответствующий налоговый орган. Внесенные же с нового года изменения, по версии Генпрокуратуры, направлены лишь на «либерализацию ответственности за налоговые правонарушения и преступления». И выражается это исключительно в возможности возмещения бюджету причиненного ущерба.
«Отличное разъяснение, которое возобновит практически парализованную работу по раскрытию налоговых преступлений, — прокомментировали письмо в Следственном комитете при МВД. — Получалось, что к нам поступала оперативная информация о совершении налогового преступления, а мы вынуждены были лишь сообщать о ней налоговикам. Но налоговые органы могут проводить свою проверку сколько угодно, а наши действия строго регламентированы УПК. Поэтому «отвязать» нас от решений налоговых органов было жизненно необходимо».
Источник: РБК Daily.