«В связи с расширением производственных мощностей приглашаем к сотрудничеству». Эти слова вписаны на сайт компании FIRESHOP, судя по всему, не так давно.
Появление этих строк весьма симптоматично. Хотя официально российские власти не говорят о начале серьезного экономического роста, его симптомы налицо.
Никакой бизнес не может существовать без рынков сбыта. Но именно торговые площади, места, где потребитель встречается с конкретным товаром являются барометром деловой активности.
Компания FIRESHOP производит вешала, банкетки, манекены, зеркала и прочее торговое оборудование и мелочи, которые необходимы для торговли одеждой, обувью и другим ширпотребом в магазинах и торговых сетях. Если есть спрос на эту необходимую для эффективной торговли всяко-всячину, значит есть признаки и предпосылки экономического роста.
Вешала для одежды как симптом экономического роста
Последние десятилетия Россия страдала от нехватки инвестиций. Главной причиной того, что самая богатая страна мира по сырьевому потенциалу плелась в хвосте мировой экономической динамики, заключается в том, что в 90-е годы прошлого века ей была навязана сырьевая модель развития экономики.
Суть якобы рыночных экономических реформ, осуществленных сторонниками Чубайса, Гайдара и прочих прислужников мирового финансово-банковского олигархата заключалась в том, чтобы Россия в качестве сырьевой колонии вписалась в мировое разделение труда. Эта политика и стала одной из главнейших причин массового вывоза их страны капитала и реальной стагнации экономики.
Экономический рост невозможен без динамичного поступательного развития малого бизнеса. Но финансово-экономические власти страны на словах говоря о необходимости поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) реально противодействовали его развитию.
Особенно это реально высветилось в 2012 году, когда Россия на кабальных условиях вписалась в ВТО. Суть игры по правилам этой организации весьма проста: в России должно быть невыгодно заниматься малым бизнесом, в России должно быть выгодно заниматься только бизнесом, связанным с экспортом сырья. Реальные товары и услуги, которые могут производиться в стране, должны импортироваться, обогащая другие, в первую очередь так называемые развитые, страны.
Главным инструментом реализации этой задумки стала денежно-кредитная политика. А оператором этой политики выступил реально Банк России и связанные с ним крупнейшие банки страны.
В так именуемых развитых странах основой экономики является МСП. На его долю приходится в этих локациях порядка 40-60 процентов валового внутреннего продукта. В России же в 2012-2020 годах на долю МСП приходилось лишь 20 процентов ВВП. Почему не было его роста? Ответ прост. Без дешевого и доступного кредита устойчивое развитие малого и среднего бизнеса невозможно. Наш же Центральный, называемый российским, банк установил в угоду МВФ такие правила игры, при которых промышленным компаниям кредиты недоступны. Да и коммерческим банкам было невыгодно кредитовать бизнес. Им было предпочтительнее спекулировать на валютном рынке, чем заботиться о росте экономики.
С 2021 года под влиянием политики правительства Мишустина наметился рост МСП. Главной причиной этого тренда стала беспримерная до сего времени поддержка малого бизнеса. Во-первых, развился институт самозанятых, то есть система льготного налогообложения малых бизнесменов. Во-вторых, через центры «Мой бизнес» стала осуществляться серьезная грантовая и льготная кредитная поддержка.
Финансовые ресурсы российского правительства не безграничны. Но в 2022 году, как недавно сообщил на заседании Госдумы Михаил Мишустин, на кредитную поддержку МСП было направлено 1,25 трлн рублей.
Если удастся сломать откровенный саботаж Банком России задумок российского правительства по снижению ключевой ставки и созданию нормальных, а не экстремально отрицательных условий кредитования МСП, то рост российской экономики ускорится в разы.