Чиновникам еще предстоит разобраться, каким образом рост расходов на коммуналку в отдельных регионах превысил 100 и даже 200 процентов. Похоже, единственная реальная возможность смягчить такую нагрузку на семейный бюджет - это субсидии. По данным Росстата, на конец 2008 года число семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, составляло 4 миллиона 086 тысяч 481. А на конец 2009 года таких семей было уже 4 миллиона 274 тысячи 578. Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью, опять же по официальным данным Росстата, в 2008 году составил 667,7 рубля, в 2009 году - 809,2 рубля.
В прошлом году регионам выделялись средства на адресную помощь из федерального бюджета, а в этом году минфин, мотивируя тем, что регионам передали часть налогов, возложило бремя ответственности за субсидии полностью на региональные бюджеты. В результате многие регионы с этого года увеличили порог получения адресной помощи на услуги ЖКХ до максимума - 22 процента от доходов семьи.
При этом депутат указывает на факты, когда в некоторых областях начинают придумывать всякие "заморочки", чтобы не начислять субсидию, - выяснять, есть ли у гражданина автомобиль (не важно, на ходу или нет) или дача. И только при отсутствии "обременений" помогают деньгами.
Не секрет, что тарифы на коммунальные услуги из года в год оставляют инфляцию далеко позади себя.
В прошлом году их рост в среднем по стране вышел на уровень 20 процентов, что в два раза больше общего роста цен. В этом году ситуация аналогичная. Из последней сводки Росстата: плата за холодное водоснабжение за январь-февраль 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года увеличилась на 17 процентов, за горячее - на 15,5 процента, отопление подорожало почти на 14 процентов, энергоснабжение - на 11,5 процента.
Парадокс в том, что приемлемую рентабельность значительной части ЖКХ можно обеспечить только за счет роста тарифов. Буквально единичные предприятия коммунальной отрасли сегодня способны работать с прибылью, и то не более 5 процентов. При адекватной тарифной политике, уверены специалисты, прибыль могла бы достигать 30 процентов. Самое сложное в сложившейся ситуации, пожалуй, определить "золотую середину" - тот уровень тарифов, который устроил бы и потребителей, и предприятия коммунальной отрасли. Пока она, судя по всему, не найдена.
Все усилия законодателей сосредоточены на переходе к долгосрочному тарифообразованию. Этот вопрос сегодня активно обсуждается в рамках реализации федеральной целевой программы модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы. Председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров называет самым приемлемым сроком для "заморозки" тарифов - 10 лет, но оговаривается, что поправка на инфляцию остается. Для населения такой вариант мог бы стать панацеей, если бы фиксация тарифов происходила бы на приемлемом уровне. Но вряд ли это соответствует интересам бизнеса. А именно на его привлечение особенно рассчитывает государство. То есть получается замкнутый круг.
При этом эксперты настаивают, что тарифы - не конечная точка в формировании квартплаты. Советник руководителя Федеральной службы по тарифам Анна Мартынова считает, что скакнули на запредельную высоту отнюдь не тарифы. Основной причиной существенного роста квартплаты, по ее мнению, стали вступившие с 1 января 2010 года правила, прописанные в законе о деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ. Согласно им, одним из условий получения денег регионами на капитальный ремонт и расселение граждан из аварийного жилья является переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ. "В тех регионах, где переход на полную оплату услуг ЖКХ произошел только с этого года, квартплата вполне могла подняться и на 100, и на 200 процентов", - говорит представитель тарифного ведомства.
Источник: Российская Газета.