Внутренний водный транспорт Российской Федерации - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.
Речные виды транспортных перевозок относятся к внутреннему водному транспорту и для Российской Федерации это один из наиболее актуальных и востребованных видов грузоперевозок.
Страна богата судоходными водными ресурсами и реки в недалеком прошлом люди использовали для сплава леса. Этот вариант по тем временам был самым удобным и практичным способом доставки, если сравнивать с использованием для грузоперевозок конную тягловую силу.
И в России в настоящее время популярность использования речного вида транспортных перевозок грузов не снижается.
Такой интерес к речному виду транспорта для перевозки грузов объясняется тем, что он доступен не только для тех областей, в которых развиты транспортные и экономические связи и речные виды путей, пишет ресурс lider89.ru. Его можно успешно использовать для транспортировки в труднодоступных районах, недостаточно освоенных местностях, где отсутствуют либо слабо развиваются другие виды транспортных перевозок. И перевозка грузов по воде в этом случае играет большую роль.
К, сожалению, в Российской Федерации ежегодно сокращается объем транспортировок водным транспортом, хотя интенсивность его использования не уменьшается при перевозке грузов. Причиной такого положения можно объяснить его неконкурентоспособность в сравнении транспортными перевозками других видов.
Сегодня железная дорога потеснила речной вид транспорта, хотя сферы применения транспортных средств в обоих случаях идентичны. По рекам страны производят перевозку различных грузов, в том числе и минеральные виды строительных материалоы. И доставка по морю, и суда речного сообщения обладают грузоподъемностью в пределах не одной тысячи тонны и на рубеже XX века приблизительно в шестидесятых годах использовались речные суда конструкции «река — море». При этом судовые перевозки производись не только по водным путям рек, но и в прибрежных частях морских побережий. Использование такого способа доставки в условияъ России намного упрощало разгрузочные и погрузочные работы и служило наиболее выгодным вариантом грузоперевозок.
К основному и распространенному виду груза относится древесина, которую традиционно перевозили речным видом транспорта. Доставка лесоматериалов с применением речного транспорта намного снижала себестоимость по сравнению с другими транспортными средствами. Большая часть грузовых перевозок по России осуществлялась пароходствами в бассейнах Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного направления с использованием крупнейших рек страны Волги и Камы, а основная масса грузов проходила по каналу имени Москвы.