Однажды некто Алексей М. обратился к ifactoring.ru с просьбой помочь разобраться, что для его компании эффективнее с экономической точки зрения - страхование риска неплатежа в страховой компании илипоручительство факторинговой компании за покупателей на случай неплатежа. От Алексея мы получили исходные данные, а также информацию об условиях, озвученных ему страховой компанией. С согласия Алексея ifactoring.ru публикует расчеты по заданному кейсу.
Алексей предложил нам ориентироваться на годовой оборот компании в 860 млн. руб., из которого на розничные сети приходится 540 млн., на городских и региональных оптовиков – 320 млн. руб. В среднем компания Алексея предоставляет своим клиентам отсрочку в 60 дней. Платежная дисциплина сетей сомнений у него не вызывает, ему нужно минимизировать риски неоплат со стороны несетевых Покупателей.
Страховая компания, предложение которой показалось Алексею привлекательным, сообщила ему, что готова страховать только весь портфель "дебиторки" под 0,9% от всего оборота с франшизой в 20% (франшиза – это доля страхуемой суммы, не покрываемая страховкой). По условиям страховой компании страховая премия будет начислена, и должна быть оплачена клиентом, авансом сразу на весь заявленный оборот. При страхуемом обороте в 860 млн. руб. она составит 7,740 млн. руб, и только 80% от объема "дебиторки" будут застрахованы. Кроме того, если по факту оборот за год окажется меньше, чем планирует Алексей, комиссия, начисленная в самом начале, изменений не претерпит, то есть фактически он заплатит за неоказанные ему услуги.
В качестве альтернативы НФК предложила поручительство, причем размер покрытия составил 90% от передаваемой "дебиторки", и речь шла только об оптовиках, как и хотел Алексей. Ставка НФК - 1,1% от суммы покрытия без какой-либо франшизы. То есть в отличие от страховых компаний НФК начислит комиссию только на те 90%, которые будут покрыты поручительством. В результате, стоимость услуги составит 3,168 млн. руб. (320 млн. руб. х 90% х 1,1%). И если вдруг компания Алексея не выполнит план по продажам в адрес несетевых дебиторов, и оборот за год по оптовикам составит меньше ожидаемого в начале объема, итоговая комиссия уменьшится пропорционально.
А если вдруг
К страхованию и поручительству прибегают тогда, когда есть хоть малейшая вероятность того, что кредитная защита пригодится, и по ней будут произведены выплаты. Посмотрим, как будет развиваться ситуация при наступлении страхового случая. Например, покупатель Алексея не оплатил поставку на 8 млн. руб. Страховая компания выплатит Алексею 6,4 млн. руб. (80% от объема), НФК – 7,2 млн. руб. (90% от объема).
О сроках
Период ожидания выплаты при страховании риска неплатежа после наступления страхового случая может составлять от 180 до 240 дней, при поручительстве – максимум 120. Получается, что свои 6,4 млн. руб. Алексей будет дожидаться от страховой чуть ли не 8 месяцев, а от НФК получит 7,2 млн. руб. в 3-хмесячный срок.
То о чем, не пишут в буклетах
Другое дело как минимизировать риск, и сколько это будет стоить. Каждый раз приходится считать и просчитывать разные варианты с поправкой на условия. Казалось бы, 0,9% страховой компании против 1,1% Фактора – выгодное предложение, но при детальном рассмотрении сотрудничество с факторинговой компанией оказывается более выгодным, комфортным и понятным.
Александр Пимонов, директор Группы Компаний "Балтийский пекарский дом", г. Калининград: "Нам во всех отношениях удобно и безопасно работать на условиях поручительства НФК. Мы можем заключать контракты с клиентами и поставлять им продукцию без страха понести убытки. У нашей компании большие возможности, а теперь, когда они не ограничены рисками неоплат, мы грузим столько, сколько производители готовы у нас взять. Наши финансовые потоки стали более прозрачными за счет исключения потерь от неоплат, что, несомненно, повысило надежность нашего бизнеса".
Обсудить эту статью и другие материалы можно в первом блоге о факторинге.
Алексей предложил нам ориентироваться на годовой оборот компании в 860 млн. руб., из которого на розничные сети приходится 540 млн., на городских и региональных оптовиков – 320 млн. руб. В среднем компания Алексея предоставляет своим клиентам отсрочку в 60 дней. Платежная дисциплина сетей сомнений у него не вызывает, ему нужно минимизировать риски неоплат со стороны несетевых Покупателей.
Страховая компания, предложение которой показалось Алексею привлекательным, сообщила ему, что готова страховать только весь портфель "дебиторки" под 0,9% от всего оборота с франшизой в 20% (франшиза – это доля страхуемой суммы, не покрываемая страховкой). По условиям страховой компании страховая премия будет начислена, и должна быть оплачена клиентом, авансом сразу на весь заявленный оборот. При страхуемом обороте в 860 млн. руб. она составит 7,740 млн. руб, и только 80% от объема "дебиторки" будут застрахованы. Кроме того, если по факту оборот за год окажется меньше, чем планирует Алексей, комиссия, начисленная в самом начале, изменений не претерпит, то есть фактически он заплатит за неоказанные ему услуги.
В качестве альтернативы НФК предложила поручительство, причем размер покрытия составил 90% от передаваемой "дебиторки", и речь шла только об оптовиках, как и хотел Алексей. Ставка НФК - 1,1% от суммы покрытия без какой-либо франшизы. То есть в отличие от страховых компаний НФК начислит комиссию только на те 90%, которые будут покрыты поручительством. В результате, стоимость услуги составит 3,168 млн. руб. (320 млн. руб. х 90% х 1,1%). И если вдруг компания Алексея не выполнит план по продажам в адрес несетевых дебиторов, и оборот за год по оптовикам составит меньше ожидаемого в начале объема, итоговая комиссия уменьшится пропорционально.
А если вдруг
К страхованию и поручительству прибегают тогда, когда есть хоть малейшая вероятность того, что кредитная защита пригодится, и по ней будут произведены выплаты. Посмотрим, как будет развиваться ситуация при наступлении страхового случая. Например, покупатель Алексея не оплатил поставку на 8 млн. руб. Страховая компания выплатит Алексею 6,4 млн. руб. (80% от объема), НФК – 7,2 млн. руб. (90% от объема).
О сроках
Период ожидания выплаты при страховании риска неплатежа после наступления страхового случая может составлять от 180 до 240 дней, при поручительстве – максимум 120. Получается, что свои 6,4 млн. руб. Алексей будет дожидаться от страховой чуть ли не 8 месяцев, а от НФК получит 7,2 млн. руб. в 3-хмесячный срок.
То о чем, не пишут в буклетах
- Важно учесть, что факторинговая комиссия относится на себестоимость, а страховая - на прибыль. Вашим финансовому директору и бухгалтеру это важно? Скорее всего, да.
- Клиент страховой компании обязан информировать ее о каждой допускаемой Покупателями просрочке в течение 30 дней. Фактор делает это сам, уведомлять его не надо.
- С мелкими (по меркам страховых компаний) клиентами они работать не будут. Страховщикам, как правило, интересно работать с теми поставщиками, оборот на страхование которых превышает 300 млн. рублей. Факторинговая компания готова работать с гораздо меньшими объемами - от 60 млн. млн. рублей в год.
Другое дело как минимизировать риск, и сколько это будет стоить. Каждый раз приходится считать и просчитывать разные варианты с поправкой на условия. Казалось бы, 0,9% страховой компании против 1,1% Фактора – выгодное предложение, но при детальном рассмотрении сотрудничество с факторинговой компанией оказывается более выгодным, комфортным и понятным.
Александр Пимонов, директор Группы Компаний "Балтийский пекарский дом", г. Калининград: "Нам во всех отношениях удобно и безопасно работать на условиях поручительства НФК. Мы можем заключать контракты с клиентами и поставлять им продукцию без страха понести убытки. У нашей компании большие возможности, а теперь, когда они не ограничены рисками неоплат, мы грузим столько, сколько производители готовы у нас взять. Наши финансовые потоки стали более прозрачными за счет исключения потерь от неоплат, что, несомненно, повысило надежность нашего бизнеса".
Обсудить эту статью и другие материалы можно в первом блоге о факторинге.