Понятие и термин «инновации» широко применяется в научном и политическом обороте. Междисциплинарный характер инноваций позволяет сделать их предметом изучения различных направлений технических, технологических и экономических наук. Несмотря на то что единства позиций в отношении содержания и сущности данного понятия, на наш взгляд, до сих пор нет, наиболее часто инновации исследуются либо как отдельный вид деятельности компаний, либо как стимул экономического развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Оба подхода к исследованию инноваций имеют относительно равное значение для науки и практики с целью как получения общего представления об инновациях, так и разработки мер по стимулированию инновационного процесса на уровне отдельных регионов и страны в целом. В этом смысле инновация имеет черты предпринимательского и пространственного аспектов. Более того, изучение инновационной деятельности как особого предмета приобрело и свою собственную эволюцию. Изначально объектом изучения была деятельность отдельных новаторов, результат которой выражался в коммерческом успехе изобретений и изобретателей. Постепенно процесс возникновения и развития инноваций стали рассматривать больше как коллективную, чем индивидуальную деятельность. Коллективное сотрудничество в области инноваций осуществляется группами специалистов либо даже группами компаний. Следствием такого стиля работы стало возникновение малых и крупных предпринимательских формирований, функционирующих в единой системе взаимосвязей и взаимодействий.
Нам импонирует позиция, в соответствии с которой в настоящее время важнейшим фактором инновационной деятельности выступает кластер, куда входят предпринимательские организации, работающие в рамках единого экономического пространства, имеющие общую отраслевую принадлежность или относящиеся по виду деятельности к смежным отраслям, находящиеся в одной производственной цепи и объединяющие свои ресурсы для осуществления совместно принятых стратегических целей. Надо заметить, что в последнее время практика формирования и развития кластеров получила весьма широкое распространение, в том числе и в области инноваций. Кластеры динамично формируются сегодня в таких отраслях, как фармацевтика, компьютерные технологии, производство научных инструментов и мобильных телефонов, автомобилей, одежды, обуви и т. д. В рамках кластеров предпринимательские организации взаимодействуют друг с другом посредством обмена рабочей силой, общего доступа к информации, обеспечения связи между производителями и поставщиками, получения венчурного капитала или комбинации всех указанных факторов.
Для того чтобы эффективно реализовать идею кластера в управлении инновациями, необходимо, на наш взгляд, понимать, что инновации не могут быть целевой установкой ни для предпринимательских, ни для пространственных образований. Инновации важны не сами по себе, а в силу того, что их освоение тесно связано с другой актуальной экономической проблемой — конкурентоспособностью. Большинство компаний, представляя собой конкурентные силы в предпринимательском секторе, ищут способы увеличения собственной конкурентоспособности и конкурентоспособности национальной экономики своей страны.
Однако, как показывают результаты исследований, содействие повышению конкурентоспособности посредством поддержки инновационной деятельности выглядит иногда парадоксально. Инновационная деятельность связана с рисками и неопределенностью. На начальном этапе освоения инноваций вместо прибыли возможны убытки, а показатели изменения производительности труда могут достичь отрицательных значений.
Исходя из этого, мы делаем вывод, что проблема конкурентоспособности оказывает влияние на сам инновационный процесс. С одной стороны, компании конкурируют друг с другом, и конкуренция все чаще касается внедрения новых технологий, разработки новой продукции или услуг, что лишь увеличивает неопределенность на рынке. Инновация становится принципиально дестабилизирующим фактором, и чем она радикальнее, тем сильнее ее дестабилизирующее влияние на состояние компании. С другой стороны, компании постоянно реагируют на инновации (как на свои собственные, так и на чужие), но они также должны поддерживать опре деленный уровень стабильности, чтобы иметь возможность получать прибыль и ставить краткосрочные и долгосрочные производственные цели.
Этот парадокс становится мотивом выработки и реализации единой стратегии управления инновационной деятельностью для всех предпринимательских организаций, входящих в состав кластера. На наш взгляд, возможно осуществление различных стратегий.
Первый стратегический подход предполагает содействие возникновению инноваций внутри компаний, но при этом предостерегает от последствий деятельности в этой области тех организаций, которые могут оказать влияние на поведение отдельных субъектов предпринимательства, и тем более на ситуацию в регионах их дислокации. Очевидно, что одним из важнейших вопросов для компаний становится не только реализация отдельных инноваций, но и организация инновационного процесса в целом.
Второй подход подразумевает распространение деятельности крупнейших корпоративных предпринимательских организаций далеко за пределы своего региона и даже за пределы страны и континента. Такая деятельность связана с глобальной экономикой и приобретает транснациональный характер. Компании данного типа используют мировой рынок в рамках своей производственной системы и таким образом снижают риск неопределенности. Стратегия вертикальной интеграции позволяет им посредством контроля над поставщиками и дистрибьюторами получить контроль над рынком сырья и над своими потребителями, т. е. контроль над всем производственным процессом.
Вместе с тем существует подход, который связан с объективным процессом вовлечения крупных предпринимательских организаций в процесс «сокращения» количества работников и сосредоточения на основном виде деятельности за счет отказа от своих периферийных функций. Этот подход можно назвать вертикальной дезинтеграцией. Он применяется для сокращения расходов и обеспечения реализации производимой продукции с более эффективным результатом.
В последнее десятилетие в научной и социальной литературе стали уделять особое внимание еще одному способу повышения эффективности: путем нивелирования неопределенности и внедрения инноваций на региональном уровне. Этот способ, который можно назвать горизонтальной интеграцией, применяется региональными кластерами компаний, тесно сотрудничающих в экономическом, социальном и наукоемком направлениях инновационной деятельности.
На наш взгляд, именно этот подход может быть наиболее успешно реализован в кластере производства автомобильных компонентов в Санкт-Петербурге и будет полностью соответствовать видению проблемы правительством России, которое проводит стратегический курс на развитие отечественного машиностроения как «локомотива» национальной экономики. Особое значение в этой связи придается развитию автомобилестроительной отрасли и смежных с ней отраслей по производству автомобильных узлов и компонентов, поскольку именно автомобилестроение, как свидетельствует мировой опыт, всегда служило мощным рычагом обновления технологий, способствовало внедрению новых научно-технических и конструкторских разработок, созданию новых рабочих мест и преобразованию региональной экономики.
Как показывают результаты исследований, в любой стране автомобильная промышленность начинает реально развиваться тогда, когда автомобильные компоненты производятся на отечественных предприятиях. Мы исходим прежде всего из той предпосылки, что производство автомобильных компонентов является технологически сложным, зависит от уровня кооперационных взаимосвязей со смежными отраслями и составляет максимальную долю в объемах производства автомобиля. На наш взгляд, именно данным фактором вызвана тенденция к увеличению доли стоимости компонентов в автомобиле.
По этой причине в качестве одного из основных условий привлечения крупнейших иностранных сборщиков автомобилей для организации производства на территории нашей страны правительство России выдвинуло требование «локализации производства» автомобильных компонентов на территории Российской Федерации. Иностранным производителям легковых автомобилей предоставлены временные таможенные льготы на ввоз комплектующих при условии обеспечения в течение ограниченного срока приобретения автомобильных компонентов, услуг и иных работ в размере 30–40% от стоимости автомобиля у российских производителей.
Для Санкт-Петербурга развитие такой отрасли, как автомобильная промышленность, в крупных масштабах — явление новое. Рассматривая эту проблему, правительство города своевременно осознало, что без активного содействия на местном уровне формирование кластера производителей автомобильных компонентов для решения вопроса локализации автосборки будет существенно затруднено, что может по объективным причинам негативно повлиять на развитие производства автомобильных компонентов в регионе и, соответственно, на реализацию проекта формирования автопромышленного кластера в целом.
В связи с этим принято решение о создании специального координирующего органа по разработке проектов соответствующих городских нормативных актов, целевой городской программы по развитию производства автомобильных компонентов и контролю за их реализацией — Рабочей группы по разработке и реализации мероприятий, направленных на формирование кластера производителей (поставщиков) комплектующих изделий для нужд автомобильной промышленности Санкт-Петербурга.
Однако мы считаем эти меры недостаточными. Необходимо определить этапы и технологическую последовательность формирования кластера автомобилестроительной отрасли в регионе, определить его модель и утвердить стратегию.
Дело в том, что предполагаемые к включению в состав кластера автосборочные предприятия располагаются на производственных площадках в разных частях города и пригородной зоны. Поэтому было бы логично разместить объекты производства комплектующих в непосредственной территориальной близости от автосборочных заводов, а остальных производителей автомобильных компонентов — в отдельном индустриальном парке, в непосредственной близости от кольцевой автомагистрали. Иными словами, в состав кластера могут быть включены центральный индустриальный промышленный парк, выполняющий роль ядра кластера, индустриальные парки по производству автомобильных компонентов, которые станут сателлитами автосборочных заводов, и региональные предприятия различных уровней кооперации, поставляющие производителям автомобильные компоненты, сырье, материалы, мелкие комплектующие и элементную базу.
В составе такой кластерной модели мы видим различные типы компаний, расположенных в относительной близости друг от друга. Поэтому они могут составить экономические кластеры или территориальные скопления, которые в ближайшей перспективе станут промышленными зонами нового типа и инновационной среды такого крупного региона, как Санкт-Петербург. Интеграционные кластеры могут существенно различаться по типам. В некоторых случаях они действительно могут быть инновационными в отношении производимых автомобильных компонентов или услуг, связанных с поставкой, наладкой и дальнейшим обслуживанием отдельных автомобильных компонентов. Кластеры, имеющие инновационный характер, можно охарактеризовать как зоны интеграционной экономики, включающие компании (предпринимательские организации), находящиеся поблизости друг от друга. Это позволит снизить операционные издержки, создать гибкие региональные производственные системы, которые смогут использовать разные формы общественного капитала и стать основой скоординированной сети поставщиков, производителей и потребителей.
Для проведения дальнейших исследований целесообразно разделить научные понятия, характеризующие различные типы кластеров: связанные кластеры, промышленные зоны, инновационная среда и инновационная зона (трансграничные кластеры), которые по сути являются составными компонентами интеграционной экономики, представленной в виде модели региональной производственной сети. Рассмотрим их подробнее.
Классическое представление о типах кластеров в экономике дают нам связанные кластеры. Операционные характеристики экономики, базирующейся на таком типе кластеров, связаны с именем Альфреда Маршалла. Связанные кластеры представляют собой группы компаний, которые изначально располагаются неподалеку друг от друга с целью сокращения расходов, т. е. предприниматели создают свои фирмы в регионах, где расходы на транспорт и заработную плату рабочим и служащим будут минимальными. Транспортные расходы в этом случае зависят от массы производимой продукции и расстояния для ее поставок. Приоритетной становится задача свести к минимуму расходы, связанные с производством и реализацией продукции.
Товары, производимые на рубеже XIX–XX столетий, как правило, имели низкое соотношение стоимости и массы, поэтому транспортные расходы составляли важную часть совокупных расходов, а основным рынком сбыта были внутренний рынок и городские районы. В то же время бытовало мнение, что чем более сложными будут становиться производимые товары, тем выше будет соотношение затрат на оплату труда и совокупных расходов на производство продукции. Следовательно, доступ к рынку труда специально обученным кадрам станет еще одним приоритетом для предпринимателей. Как только затраты на оплату труда превысят транспортные расходы, рациональный предприниматель примет решение о размещении своей фирмы, основываясь на сокращении расходов на оплату труда. Ситуация постоянно меняется, и по мере изменения производства продолжают возникать такие важные для экономического роста факторы, как создание внутренних производственных связей, оптовые закупки и продажи с целью сокращения запасов, хранящихся на складах отдельных компаний, увеличение информационных потоков между компаниями и внешней средой.
Связанные кластеры формировались в течение длительного времени и становились объективной реальностью. В большинстве случаев тесные производственные связи компаний делали их в значительной степени зависимыми друг от друга. При этом единое направление производства было не правилом, а скорее исключением, так как большинство компаний относились к малым или средним формам предпринимательства и, несмотря на взаимосвязанность и взаимозависимость участников одного кластера, демонстрировали стремление к максимизации собственной выгоды. В итоге каждый участник получал благоприятный результат от всеобщей экономической выгоды. В идеале это модель неоклассической экономики с большим числом покупателей и продавцов, ни один из которых не является достаточно крупным, чтобы контролировать цену и свободные потоки информации.
Связанные кластеры чаще всего размещались на окраинах и в исторических центрах городов. Их способы борьбы с рисками, связанными с инновациями, также были очень эффективными: быстрая реакция на появляющиеся новинки благодаря способностям высококвалифицированного персонала. Эти компании в основном специализировались в таких отраслях, как производство верхней одежды, мебели, издание газет и книг. Производство в этих отраслях, как правило, предполагает быструю смену ассортимента и номенклатуры продукции. Кластеры взаимодействовали в рамках внутренних торговых отношений, но при этом были открыты для включения в свой состав других фирм. В такой производственный кластер можно было легко вступить, и так же легко было выйти из него. Главным экономическим преимуществом связанных кластеров обычно называют сокращение «операционных издержек», прежде всего транспортных расходов. Однако существует еще одна причина, формирующая такой тип кластера. Она имеет отношение к рискам и неопределенности, связанным с инновационной деятельностью в целом. Взаимодействуя друг с другом, компании, составляющие кластер, могут сократить риски путем их распределения между собой и в результате объединяются в синдикат.
Второй тип кластеров, рассматриваемых нами в данном исследовании, представлен новыми промышленными зонами. От связанных кластеров они отличаются тем, что объединяют наукоемкие производства, т. е. главным образом компании, работающие в сфере высоких технологий, например, электроники для автомобилестроения. При создании новых продуктов они в основном полагаются на результаты научных исследований. Такие промышленные зоны создаются, как правило, на окраинах или вблизи городов (примером может служить Силиконовая долина в Калифорнии).
Новые промышленные зоны производят относительно мелкие и легкие по своей массе товары, поэтому имеют высокое соотношение стоимости и веса. Как следствие транспортные расходы не являются определяющим фактором при выборе предпринимателями местоположения предприятия. Однако сроки доставки и надежность крайне важны. Потребители во всем мире нуждаются в срочной доставке товаров, производимых этими кластерами. Эти товары должны производиться быстро и сразу поставляться на рынок, часто воздушным путем. Скорость доставки — важная проблема новых промышленных зон, поэтому темпы продвижения инноваций играют в таких кластерах важнейшую роль. Персонал входящих в них компаний не просто высоко квалифицированный: значительная часть сотрудников имеет научные степени. Таким образом, ключевыми моментами операционных расходов здесь являются информация и высокоскоростная транспортировка.
Как тип кластера новая промышленная зона состоит из фирм разного размера — от транснациональных корпораций до предприятий малого и среднего бизнеса. Крупные компании часто формируют долговременные отношения со своими более мелкими поставщиками для совместной работы над проектами — в некоторых случаях периоды сотрудничества исчисляются десятилетиями. Такие относительно стабильные системы снабжения позволяют фирмам справляться с рисками инновационной деятельности посредством контроля над инновациями при помощи методов долгосрочного планирования и организации производства.
Инновационная среда характеризуется прежде всего тем, что социальные связи устанавливаются как между отдельными участниками, работающими в одной компании, так и между работниками разных компаний. Эти связи основываются в первую очередь на опыте совместной работы. Такие кластеры обычно располагаются на территории города, где отношения между фирмами и отдельными участниками сформированы. Коренное отличие данного типа кластеров от других состоит в том, что неформальный обмен информацией и специальный характер знаний стимулирует инновационный процесс. Интенсивный обмен информацией между сотрудниками фирм, возможность перехода отдельных работников из одной фирмы в другую способствуют распространению знаний среди персонала предприятий, входящих в инновационную среду. Ком пании в этом типе кластера формируют общие цели по реализации инновационных проектов.
Существует много параллелей между кластерами инновационной среды и связанными кластерами. Эти типы кластеров основываются на предприятиях малого и среднего бизнеса, расположенных на территории города и во многом полагающихся на навыки и знания персонала, что, в свою очередь, означает их тесную связь с регионом. Но между ними имеются и существенные различия. В инновационной среде активно продвигаются инновации, тогда как связанные кластеры способны лишь реагировать на них. Тем не менее инновационная среда и связанные кластеры активно сотрудничают для достижения общих инновационных целей.
Наряду с рассмотренными типами кластеров в поле зрения нашего исследования попали инновационные зоны, представляющие собой трансграничные кластеры, которые появились сравнительно недавно.
Трансграничные кластеры в отличие от ранее рас- смотренных (связанные кластеры, промышленные зоны и инновационная среда, которые отличаются наличием внутренних связей между фирмами и от- дельными участниками инновационной деятельности) включают в себя как торговые, так и неторговые связи и относятся к общественному капиталу (опытный и обученный персонал); физическому капиталу (эффективная транспортная и коммуникационная система) и финансовому капиталу (финансирование за счет средств фирмы, венчурного капитала, общественных грантов и займов). Такие кластеры формируют межрегиональную производственную сеть, основанную на тесных производственных связях между персоналом фирм-производителей и регионом, в котором фирма располагается, что делает фирмы неотделимыми от данного региона.
Трансграничные кластеры работают совершенно иначе, чем ранее рассмотренные (связанные кластеры, промышленные зоны и инновационная среда). Они демонстрируют большую степень внутренней неоднородности в том, что касается организации производства. Анализ инновационных зон показал, что все виды связей внутри такого кластера ограничены, однако сильно развиты внешние связи. Трансграничные кластеры называются так потому, что располагаются на относительно небольшом расстоянии друг от друга, но в отличие от трех вышеперечисленных кластеров не формируют некое подобие региональной производственной сети. Они не привязаны лишь к одному региону, в котором расположены.
В трансграничном кластере отдельные инновационные фирмы расположены рядом, но чаще всего не имеют продолжительных и систематических связей между собой. Разница между различными понятиями подобна разнице таких логических понятий, как взаимосвязь и причинная обусловленность: тот факт, что события происходят, не обязательно означает, что одно действие является причиной другого, так как они могут просто произойти в одно и то же время и будут скорее случайными, чем взаимообусловленными.
Трансграничные кластеры обычно образуются вне больших городов и представляют собой скопление некоторого количества микрофирм, обладающих высоким инновационным потенциалом и разрабатывающих специальную продукцию, которую они затем реализуют по всему миру. В таких микрофирмах отдельный новатор становится важным условием функционирования всей инновационной зоны (трансграничного кластера). Чаще всего у них есть постоянные клиенты (в большинстве своем посредники, такие как служба здравоохранения и предприятия оборонного комплекса), которые поддерживают скорее сами инновации, а не фирмы, создавшие их. В данном случае инновационная деятельность больше подвержена влиянию интенсивного спроса, чем научно-технического прогресса.
Таким образом, в своей работе мы попытались углубить анализ инновационных кластеров и высказали предположение, что, несмотря на значимость новых промышленных зон и инновационной среды, поле исследования ими не ограничивается.
В вопросе взаимоотношения агломерации и инновации мы пришли к выводу, что в принципе возможно получить агломерацию без инноваций, различные типы инновационных агломерационных кластеров, инновации вне агломерации.
Данная цепочка рассуждений также приводит нас к важному заключению: четко выраженные категории классификации инновационных кластеров служат исключительно для аналитических целей. Вполне вероятно, что на практике различные категории будут пересекаться и налагаться друг на друга. Тем не менее результаты нашего исследования свидетельствуют о существовании важных различий между четырьмя типами кластеров. Логично будет также предположить, что разные типы кластеров предопределяют развитие различных методических подходов к организации поддержки инноваций и обеспечения конкурентоспособности, т. е. подходов, соответствующих конкретному типу кластера и его производственным особенностям, если необходимо получить желаемый эффект от поддержки инновационной деятельности.