скорение научно-технологического прогресса меняет подходы к лидерству организаций и вызывает трансформацию управленческого мышления. По нашему мнению, для успеха в условиях цифровой экономики организациям необходимо пересматривать традиционный взгляд на лидерство, основанный на иерархии, власти, контроле и подчинении в пользу таких организационных навыков как: коллаборация и командная работа, гибкость, творчество, вовлеченность и вдохновение.
Бурные процессы индустриализации, характерные для экономики XX века, под влиянием глобальных трендов научно-технологического развития, достигли своего исторического максимума. Экономика вступила в эру цифровой революции[1].
Вхождение в новую эру развития стало возможным в результате интеграции вычислительных ресурсов и физических процессов на всех стадиях и переделах производственного процесса, процессов закупок и продаж. Функционирование таких интегрированных систем отличается от традиционных индустриальных отраслей значительной широтой границ и высокой степенью вовлеченности в процессы представителей сферы IT (информационных технологий). В результате возникают волны технологических прорывов в самых различных областях: расшифровка информации, скрытой в генах человека; новые источники энергии; квантовые вычисления[2]. Расширение достижений и высокие темпы интеграции IT с AT (искусственный интеллект) подтверждает, что использование роботов уже активно заменяет человека во многих сферах жизни[3].
Названные факты подтверждают гипотезу: ускорение технологического развития будет осуществляться на основе транснационального распространение информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта и дополненной реальности. Эти явления существенно изменят условия жизнедеятельности человека и повлекут смену существующих ныне научных парадигм менеджмента и лидерства, сложившихся в XX веке.
В связи с этим, возрастает актуальность исследования глобальных трендов технологического развития, факторов, влияющих на изменение стратегий поведения на рынках, трансформации бизнес-моделей, появление новых инструментов менеджмента и стилей лидерства в организациях.
Выполняя исследования, автор использовал методы: активного наблюдения за объектами исследования, дедуктивной логики, системного анализа, теорий научного менеджмента и организационного лидерства. Результаты исследования процессов деятельности бизнес-организаций, менеджмента и лидерства в условиях цифровой трансформации показали, что наиболее высокой динамикой отличаются объекты цифровой инфраструктуры. Широкое распространение получили глобальные цифровые платформы. Количество пользователей крупнейших онлайн-платформ сопоставимо с населением отдельных стран. Например, число пользователей Facebook составляет более 1,5 млрд. человек. Физические лица через цифровые платформы и социальные сети получают доступ к глобальным рынкам обучения, работы, поиска талантов.
Использование цифровых платформ предоставляет организациям новые возможности: позволяют получить глобальный доступ к информации; осуществлять покупки и продажи на быстрорастущих рынках; организовывать виртуальные команды; вести удаленный мониторинг и обслуживание клиентов.
Все чаще наблюдается изменение бизнес-моделей под влиянием цифровых технологий. Данный процесс получил наименование – “цифровая трансформация”. Это явление наиболее четко проявляется в финансовом и банковском секторах. Все чаще клиенты банков и финансовых компаний отказываются от классических отношений с банками в пользу активного использования мобильных приложений PayPal и Apple Pay.
Частные инвестиции в финансовые технологии выросли за последние десять лет в десять раз. То есть, удваивались каждый год. В настоящее время объем инвестиций в данной области составляет более 21 млрд. долл. США[4].Это обстоятельство может негативно отразиться на рынке квалифицированных сотрудников банковской отрасли по всему миру.
Изменения, происходящие на волне цифровой трансформации, вынуждают лидеров индустриальных бизнес-организаций активно реагировать на вызовы времени.
Во-первых, лидерам предстоит пересмотреть ментальность индустриального века и понять, что к будущему следует подходить не как экстраполяции прошлого, а как цепи изменений, происходящих порывами, соответствующими очередному витку технологических инноваций.
Во-вторых, делать это приходится в условиях практически полной неопределенности развития бизнес-процессов и рынков. Резкие “рывки”, “повороты” и “развороты” трендов становятся, с одной стороны, нормой экономики, а с другой – источником новых возможностей и перспектив. Данное положение вызывает необходимость отказаться от линейного подхода при прогнозировании деятельности компании.Линейный тип мышления руководителей не приведет компании к успеху. Выход – перейти от прогнозов к экспериментам начиная от start-UP до становления полноценной компании.
Ускорение внедрения инноваций, обеспечение гибкости и маневренности вызывает необходимость трансформировать организационные структуры компаний в направлении коллаборации и сотрудничества.
Бюрократические структуры необходимо менять на более гибкие, включающие кросс-функциональные команды, ориентированные не на контроль выполнения распоряжений, спущенных сверху, а на инициативу всех сотрудников, вне зависимости от должности и уровня управления.
Подходы к лидерству, основанные на положении, что сотруднику необходимо четко выполнять инструкции, делать только то, что приказали не работает в условиях меняющейся среды организации.
[1] Коваленко Б.Б. Использование результатов информационной революции в бизнесе: экономические результаты и этика поведения на новых рынках // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 11-1(76-1). — С. 652-655
[2] Роботы наступают: Развитие технологий и будущее без работы / Мартин Форд: Альпина нон-фикшн; Москва; 2016. Четвертая промышленная революция: Э; Москва; 2016. Технологии Четвертой промышленной революции: [перевод с английского] / Клаус Шваб, Николас Дэвис: Эксмо; Москва; 2018.
[3] Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / Ник Бостром: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016. Рэй Курцвейл Эволюция разума, или бесконечные возможности человеческого мозга, основанные на распознавании образов. – М.: Издательство «Эксмо», 2018. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Тью Блуммарт, Стефан ван ден Брук при участии Эрика Колтофа: Альпина Паблишер; Москва; 2019.
[4] Ghose R. et al., “Digital Disruption — Revisited”, Citi GPS: Global Perspectives & Solutions, January 2017.