С января 2012 года таксистам запрещено работать без лицензий. Кроме того, каждая машина такси должна иметь на крыше специальный оранжевый фонарь, на кузове — характерные «шашечки», внутри — таксометр и кассовый аппарат.
Таким образом, московские власти пытаются получить лакомый кусок налогового пирога: после отмены в 2005 году обязательного лицензирования такси, в Москве работает более 40 тыс. нелегальных извозчиков (точное число назвать невозможно).
В 2012 году начнут действовать штрафы (в зависимости от нарушения — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. для водителей и от 30 тыс. до 200 тыс. руб. для юридических лиц), а в 2013 году разрешения станут платными (предварительная стоимость — 10 тыс. руб. на каждую машину).
Предполагается, что с 2015 года количество такси в городе будет ограничено, и на право получить разрешение власти начнут проводить конкурс. Назвать предельное количество легальных такси, тот самый уровень насыщения, к которому нужно стремиться, чиновники пока не могут (правда, отмечают «что до него ещё далеко»).
Контроль над таксистами возложен на инспекторов ГИБДД, при этом часть проверок будет проводиться и Ространснадзором.
Против нелегальных перевозчиков будут применяться средства видеофиксации, а также так называемые контрольные закупки, когда сотрудник Ространснадзора «ловит» машину в качестве пассажира, а потом оформляет нарушение прямо на месте.
Легальным перевозчикам такое нововведение безусловно «на руку», однако смогут ли компании «закрыть» брешь на рынке: доля официальных перевозчиков составляет не более 15% (с учётом частных перевозчиков с лицензией)?
Выходом многие компании видят работу с онлайн-агрегатами такси, которые позволяют переопределять заказы нескольких таксопарков так, чтобы к клиенту приезжала ближайшая машина. Зарабатывает такая система на комиссии, которые автоматически списываются со счетов водителей.
Однако не все таксомоторные парки поддерживают эту идею: зачем с кем-то делится, когда и так всё хорошо?
Как ни странно, но для некоторых официальных перевозчиком данный закон если не катастрофа, то серьёзное испытание. Речь идёт о VIP-перевозчиках, доля которых, согласно исследованию рынка такси, проведённого компанией IndexBox, около 10% от общего объёма легальных таксистов.
Причина очевидна – такие нововведения идут в разрез с концепцией компаний VIP-перевозок. Клиентам необходимо, чтобы никто не понял, что данный автомобиль – такси, так как такая машина заказывается для важных встреч, статусных мероприятий, деловых поездок и пр. Действительно, «Майбах» с шашечками выглядит, по меньшей мере, странно.
Поэтому компании не собираются окрашивать свой автопарк в единый цвет, рисовать шашечки и вешать фонарь: кто-то изменит название своей деятельности и будет называться не такси, а прокатом элитных автомобилей, некоторые просто будут оплачивать штрафы, продолжая свою деятельность.