Если заглянуть в словари русского языка, изданные в прошлом веке, то можно увидеть, что слово «виртуальный» являлось синонимичным слову «воображаемый». В русской литературе и сегодня можно найти словосочетания, когда писатели писали о виртуальных мишках, зайчиках и прочей живности, возникшей в воображении литературных героев.
С началом компьютерной эры значение слова виртуальный наполнилось новым содержанием. Под виртуальностью стали пониматься информация и процессы, смоделированные на компьютере. Появились термины типа виртуальный склад, то есть база данных о товарах или изделиях, которые есть у того или иного субъекта хозяйственной деятельности. Причем эти наименования могут физически храниться на разных складах, но информация о них может быть обобщена на каком-либо одном сайте, что очень удобно и для продавца, и для потребителя.
Дальше – больше. Возник и получил повсеместное употребление термин виртуальная реальность, взятый в виде кальки с английского: virtual reality, или сокращенно VR. Инноваторы разного толка осознали, что виртуальную реальность, разработку vr – устройств можно использовать для бизнеса.
В первую очередь это осознали кинематографисты. Они шли к этому постепенно, поэтапно. Поначалу появились киноленты со стереоизображением, для чего зрители стали одевать при просмотре фильмов стерео-очки. Затем было обращено внимание на качество звука, который становился все более и более объемным и качественным. Самый кассовый российский фильм новогодней поры 2023 года о чебурашке сделан благодаря виртуальному образу этого сказочного, придуманного Эдуардом Успенским, героя.
Первыми значение настоящей виртуальной реальности для бизнеса осознали производители компьютерных игр. Когда были сконструированы специальные очки, которые погружали геймера в виртуальную реальность игры, то появился быстро растущий спрос на создание разных программных игровых продуктов а ля виртуальная реальность.
Но технологии виртуальной реальности имеют гораздо большее значение для бизнеса, чем просто создание игр. В частности они получили широкое применение в конструировании трехмерных виртуальных пространств, погружение в которые с помощью тех же очков позволяет обучать специалистов разным профессиям.
Наиболее широко в этом направлении продвинулась такая компания как Varwin. Её бизнес завязан на моделировании виртуальных тренажеров для обучения тем или иным специальностям. Возьмем, к примеру такое крупное предприятие как Уралхим. В цеху огромные и дорогие станки, машины и оборудование. Технологический процесс нельзя прерывать. Останавливать производство, чтобы какого-то новичка обучать работать на этом оборудовании неэффективно. Поэтому была придумана схема: ученик одевает виртуальные очки, берет в руки виртуальные рычаги управления технологическим процессом и тем самым проходит обучение.
В итоге человек получает отнюдь не виртуальные, а настоящие навыки работы по нужной специальности на нужном рабочем месте. Подобный метод обучения через виртуальную реальность можно применять и в обучении банковскому бизнесу и многим другим.
В общем, разработка vr-решений для обучения – это очень серьезный и перспективный рынок.