SEO (англ. Search Engine Optimization) переводится как «поисковая оптимизация». Например, когда пользователь ищет в Яндексе или Google «что такое seo», поисковая система обрабатывает запрос и выдаёт перечень сайтов, которые отвечают на этот вопрос. В зависимости от запроса в результатах поиска может быть от нескольких сотен до нескольких миллионов сайтов. Чем лучше сайт соответствует определённым требованиям — удобный, быстро работает, соответствует запросам посетителей, — тем выше вероятность, что он будет показан на 1–2 странице поисковика, а значит, больше пользователей узнают о товаре или услуге компании. Если говорить простыми словами, SEO — это комплекс работ по раскрутке сайтов, которые помогают сделать сайт удобным для пользователей и привлечь ещё больше посетителей.
В отличие от контекстной рекламы, в SEO не получится заплатить за показы, чтобы привлечь пользователей на сайт. Если ресурс неудобен для пользователей или его тексты не соответствуют теме сайта, он не будет высоко ранжироваться, то есть появляться на первых страницах выдачи. Поэтому SEO — важный элемент продвижения, который часто используют в комплексе с контекстной и таргетированной рекламой.
На курсе «Интернет-маркетолог» в особенностях рекламных каналов помогают разобраться наставники-практики. Они объясняют, как выбирать способы продвижения для разных кампаний, проверяют стратегии студентов и дают обратную связь по каждой работе.
Что входит в продвижение сайта
У каждого сайта могут быть разные этапы продвижения сайта, всё зависит от исходного состояния ресурса. Логика работы состоит из таких действий:
1. Провести аудит сайта.
Посетителям, которые находят сайт через поисковики, важно, чтобы он быстро загружался, открывался на ноутбуке и смартфоне, а дизайн не мешал навигации. SEO-специалист анализирует эти показатели и оценивает другие параметры: какую позицию в выдаче занимает сайт, сколько пользователей приходит из поиска, как он наполнен с технической точки зрения, есть ли критические ошибки, которые мешают хорошей индексации. После аудита сайта составляют дальнейший план действий.
2. Собрать семантическое ядро.
Если пользователь ищет, что такое SEO, а из поиска попадает на страницу о контекстной рекламе, он закроет её и уйдёт на другой сайт. Чтобы не терять посетителей, важно правильно собрать семантическое ядро — подобрать запросы, которые точно соответствуют тематике сайта. Этот этап актуален для всех сайтов, вне зависимости от их начального состояния.
3. Провести работы по оптимизации.
Если человеку неудобно пользоваться сайтом, он уйдёт к конкуренту, а компания потеряет потенциального клиента. Чтобы этого не произошло, SEO-специалист проводит работы по оптимизации. Например, бывает, что с сайта удаляют часть разделов, а ссылки на них остаются. Когда пользователь переходит по такой ссылке, он видит сообщение об ошибке 404. Чтобы не терять посетителей, ссылки на несуществующие страницы удаляют. Также на этом этапе специалисты по SEO проверяют структуру, тексты, изображения, пиктограммы и другие элементы юзабилити сайта.
4. Проиндексировать сайт.
Чтобы пользователи могли найти сайт компании, его страницы и весь контент индексируют: поисковые роботы «знакомятся» с контентом и заносят его в базу данных. SEO-специалист открывает страницу для индексации, когда на ней есть подробная информация о товаре или услуге, работают все кнопки, она открывается на любых устройствах и соответствует ключевым запросам. Бывает, что покупатель переходит на страницу товара в интернет-магазине по запросу из поиска. Кнопка заказа активна и покупатель добавляет его в корзину. А во время оформления заказа выясняется, что товар закончился. Человек нервничает и уходит к конкурентам.
5. Тестировать разные элементы сниппета.
После оптимизации SEO-специалист анализирует результаты и работает над тем, чтобы ресурс был удобным не только внутри, но и в выдаче. Например, тестирует разные варианты описаний сайта, метатеги и другие элементы, которые отображаются в сниппете — кратком описании того, что есть на странице.
Пример удачного сниппета: в описании есть ключевые фразы, пользователь может сразу из поиска открыть нужный раздел или посмотреть номер телефона компании
6. Анализировать поведение пользователей, чтобы узнать, сколько времени посетители проводят на сайте, насколько довольны его удобством и качеством информации. Чаще всего действуют так:
Чтобы понять, насколько сайт эффективен, SEO-оптимизатор может оценивать показатель конверсии или косвенные характеристики, например, показатель отказов или продолжительность сессии. Затем специалист выделяет один сегмент, например, переходы из поиска или конкретный тип страниц, и в рамках этого сегмента сравнивает посадочные страницы по конверсии или косвенным характеристикам. Результаты сравнения помогают понять, где сайт хорошо выполнил свою задачу, а где, наоборот, не помог пользователю. На их основе оптимизатор генерирует гипотезы о причинах неудач и способы исправить проблемы.
Важно оценивать все эти параметры, для того чтобы понять, насколько сайт нравится людям, как они взаимодействуют с ресурсом. Также метрики помогают SEO-специалисту увидеть, как ещё можно улучшить сайт.