В Красноярске состоялся круглый стол по теме «Лесопромышленность Красноярья: пути и методы выживания в условиях западных экономических санкций».
Его организаторами выступили редакция газеты «Красноярский рабочий», информационный портал «Бизнес-Сайт» www.sitebs.ru и кафедра логистики Красноярского государственного аграрного университета при участии Министерства лесного хозяйства Красноярского края.
Не Европой единой
Тон дискуссии задал депутат Государственной думы Виктор Зубарев, выступивший на мероприятии по видеосвязи. Как он отметил, по итогам девяти месяцев этого года объем выпуска продукции лесной промышленности снизился по сравнению с прошлым годом в целом по России на 10 процентов, а в Красноярском крае – на 9 процентов. Резко упали доходы от экспорта.
Из-за западных санкций европейский рынок закрылся для российских лесопромышленников. Однако, по словам Виктора Зубарева, уповать на Европу нет теперь большого смысла. Страны Евросоюза вступили в эпоху деиндустриализации. Слабеющая экономика западной части Евразийского континента в перспективе будет всё меньше потреблять, в том числе и продукции деревообработки.
Наиважнейший вызов для современной российской лесопромышленности – это логистика. Сейчас подготовкой организации мер поддержки отрасли занимается федеральная власть, региональные правительства. В ближайшее время ожидается принятие нового пакета мер поддержки лесопромышленного комплекса со стороны правительства России, в том числе по субсидиям для экспортёров древесины.
В то же время, отметил Виктор Владиславович, необходимы чёткие программы развития отрасли. Главный приоритет – это развитие внутреннего рынка. Уход из России западных корпораций, той же «IKEA», дает возможность заполнить освобождающуюся нишу.
Важное значение для расширения рынков сбыта продукции ЛПК, по мнению Виктора Зубарева, имеют проекты по созданию и развитию целлюлозных производств, панельного деревянного домостроения. Ещё один перспективный рынок – это нарастающий спрос на продукцию лесопромышленности со стороны новых российских территорий: там нужно восстанавливать и создавать новые объекты жилищно-бытовой и социальной инфраструктуры. А сделать это без продукции деревообработки просто-напросто невозможно.
Власти стараются
Развивая тему, заместитель министра лесного хозяйства края Александр Коробкин осветил несколько вопросов.
Красноярский край на сегодня является одним из лидеров в части производства пеллет. Региональные и федеральные власти всемерно поощряли это направление, так как сырьевой базой производств по изготовлению этих древесных гранул являются отходы от лесопиления и деревообработки. Однако главный потребитель этой продукции – Европа – закрыл для России этот сегмент рынка. По словам, Александра Владимировича, в последнее время эту проблему в значительной мере удалось сгладить. С одной стороны, ряду производителей этой продукции удалось найти, не без организационной поддержки краевых властей, выход на новые рынки сбыта. С другой стороны, опять-таки не без помощи совместных усилий, начался переход на этот вид топлива внутри края. Так одна из крупных местных котельных стала его использовать вместо угля.
По словам Александра Коробкина, перспективным направлением является производство древесного угля. В настоящее время в крае развиваются два крупных проекта по производству целлюлозы – в Енисейском и Богучанском районах.
Сегодня на территории края находятся малые и средние предприятия, которые имеют опыт выпуска той же целлюлозы. Она может использоваться на внутреннем рынке для изготовления упаковочной тары.
Кстати, как не без гордости отметил Александр Владимирович, Красноярский край единственный субъект Федерации, который ввел отсрочку краевой части арендных платежей для лесозаготовительных компаний на территории региона. В настоящее время на федеральном уровне рассматривается законопроект, призывающий дать такую отсрочку и по федеральной части арендных платежей.
Ветви власти работают вместе
Депутат Законодательного собрания края Юрий Захаринский в своем выступлении акцентировал внимание на том, что в части лесных и экологических вопросов краевой парламент и правительство края работают рука об руку.
– Между краевым министерством лесного хозяйства и комитетом по природным ресурсам и экологии краевого парламента идёт конструктивное сотрудничество, и мы понимаем, что занимаемся благим делом, – заметил Юрий Николаевич. – По нашей совместной инициативе при министерстве лесного ми хозяйства создан экспертный совет (назвали его экспертной коллегией), начавший работать в прошлом году.
Одним из результатов этой деятельности стало, в частности принятие летом двух краевых законов, нацеленных на прямую и косвенную поддержку лесопромышленников. Закон об отсрочке арендной платы лесопромышленниками и о субсидиях на заготовку дров для отдельных категорий сельского населения (подробнее об этих законах см. в статье «Как спасти лесную отрасль» в «КР» за 15 сентября. – Ред.).
Три проблемы лесной столицы
Глава лесной столицы Красноярья – города Лесосибирска Андрей Хохряков выделил три главные проблемы, особенно волнительные для лесопромышленников:
Во-первых, это наведение порядка при выделении вагонов на перевозку лесной продукции. Ситуация такова, что далеко не все компании имеют возможность вовремя получить вожделенные вагоны – ощущается их нехватка. Во-вторых, создание на территории края комбината деревянного панельного домостроения, который мог бы выступить мощным потребителем продукции лесопромышленников в условиях повышенного в регионе спроса на жильё. В-третьих, по мнению Андрея Владимировича, нужно навести порядок в мелком и среднем бизнесе лесной отрасли. «На сегодня мы не знаем сколько у нас лесопереработчиков», – поделился он.
Центробанк и экономический рост
Как отметил в своём выступлении модератор круглого стола, доцент кафедры логистики Красноярского государственного университета Владимир Пантелеев, наиболее серьезным тормозом для развития лесопромышленности и других экспортно ориентированных отраслей в современных условиях является даже не закрытие европейского рынка для российской продукции, а переукрепленный рубль.
Одним из инструментов ослабления курса рубля могло бы стать снижение ключевой ставки Банком России. Как показывают современные исследования, широко устоявшееся в экономической теории классическое представление о том, что повышение ключевой ставки в конечном итоге должно вести к снижению инфляции в условиях России не срабатывает. Данные статистики допандемийного периода свидетельствуют об обратном: повышение ключевой ставки на 1 процент ведет к росту инфляции на 1,145 процента и наоборот. В итоге в этот период, пытаясь с помощью повышенной ключевой ставки бороться с инфляцией, Центробанк реально сдерживал рост российской экономики.
С началом пандемии он вынужден был опустить и держал два квартала ключевую ставку на рекордно низком уровне: 4,25 процентов. Значение этих преобразований сказалось, конечно, не сразу, но со второго квартала 2021 года российская экономика уверенно пошла в рост. По мнению Владимира Пантелеева, этот рост мог быть больше, если бы Центробанк под лозунгом борьбы с инфляцией не стал вновь поднимать ключевую ставку.
Затем было предоставлено слово заведующей кафедрой экономики судостроительной промышленности Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Марии Конягиной, руководителю научного коллектива, выявившего упомянутую выше статистическую закономерность между ростом (снижением) ключевой ставки и ростом (снижением) инфляции в России. Поскольку непосредственно на связь с круглым столом она не имела возможности выйти, участники выслушали её мнение по видеозаписи.
Как выяснилось, она выступает против снижения ключевой ставки ЦБ в настоящий момент и не исключает её некоторого повышения в перспективе. Виной всему нестандартная ситуация в экономике, связанная со специальной военной операцией, а также довольно высокий уровень инфляции.
Кроме того, по мнению Марии Николаевны, Центробанк не может сейчас пойти на указанное выше снижение по той причине, что ему не «предоставлен мандат на обеспечение экономического роста».
– Если мы с вами внимательно посмотрим федеральный закон о Центральном банке РФ – основной его ответственностью является обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, то есть рубля. Центральный Банк не сможет пойти наперекор целям, поставленным в законе, – подчеркнула Мария Конягина.
Как известно, Народный банк Китая, в соответствии с национальный законом, имеет своей целью под руководством Госсовета содействовать росту экономики. ФРС США также обязана на законодательном уровне обеспечивать занятость в стране, то есть на деле содействовать росту экономики. Есть основания считать, что подобное целеполагание необходимо и для финансового регулятора России. Поэтому Владимиром Пантелеевым было предложено внести в итоговый документ круглого стола предложение о необходимости внесения корректировок в закон «О Центральном банке Российской Федерации» с целью сделать ЦБ ответственным за экономический рост в стране.
Конкретные предложения
Дальнейшая дискуссия пошла уже в гораздо более конкретном ключе. Президент Союз лесопромышленников Красноярского края Максим Пшеничников, директор ООО «Каймира» Владимир Нефедовский (также член упомянутого союза) заблаговременно направили в оргкомитет круглого стола свои предложения по стабилизации ситуации в лесопромышленной отрасли. Эти предложения и комментировались названными спикерами.
– Сейчас экспортерам нужен курс примерно 70-75 рублей за доллар, тогда бизнес деревообрабатывающей промышленности в Красноярском крае станет рентабельным. А пока он планово-убыточный, – сказал Максим Пшеничников.
По его словам, российские лесопромышленники в досанкционный период отгружали в Европу порядка 30 тысяч кубометров пиломатериалов в год, столько же их поставлялось на внутренний рынок. Возникла ситуация, что нет возможности прибыльно продавать ставшую избыточной продукцию.
Чтобы решить проблему, необходимо заниматься глубокой переработкой древесины. Одним из вариантов может стать сооружение какого-либо крупного лесо-химического комплекса, который бы этим занимался, и соответственно выступил потребителем продукции лесозаготовителей.
Это направление развития, по мнению Максима Леонидовича, безусловно, правильное. Потому что отходов лесопереработки, оставляемых в лесу - колоссальное количество. Реально только четверть использованного лесного сырья идёт в дело. Проблему пытались снять сооружением предприятий по производству пеллет. За последние три года было построено много таких заводов. Однако и их продукция в основном поставлялась на европейский рынок, а теперь остаётся невостребованной. Внутреннего рынка просто нет.
В дальнейшей части выступления Максим Пшеничников конкретно охарактеризовал предложения, включенные представляемым им союзом в проект итогового документа круглого стола.
– Когда в феврале 2022 года доллар был 100-120 рублей – мы возрадовались на месяц, -- сказал вступивший в разговор Владимир Нефедовский. – За это время наши партнёры, в лице министерства лесного хозяйства, собственников вагонов, таможни сделали рывок по ценам на свои услуги почти в два раза. Когда же рубль укрепился, возник вопрос о снижении этих ставок. Минлесхоз, таможня дали ход назад, а вот собственники вагонов в связи с их дефицитом так и не вернули цены обратно.
По мнению Владимира Ивановича, нужно решить вопрос о перевозке лесопродукции в Китай. Планы по вагонам на перевозку лесных грузов малому и среднему бизнесу практически не согласовывают, хотя таким крупным предприятиям, как «Сегежа-групп» и «Краслесинвест» их согласовывают на 100 процентов.
В целом же, в его выступлении основной акцент делался на необходимости компенсации по линии государства части логистических затрат лесоэкспортеров, а также налоговых послаблений для лесопромышленников.
Эти же вопросы развил в своем выступлении и директор ООО «Красфорест» Евгений Ивкин.
-- На сегодняшний день в лес заходить не хочется, потому что пиломатериал просто лежит и портится, с логистикой также не всё в порядке. У нас две основные проблемы: курс доллара и дорогая доставка. Если правительство России не рассмотрит эту проблему и не начнёт субсидировать доставку, наш бизнес исчезнет в ближайшее время, – подчеркнул Евгений Александрович.
Обращение к участникам круглого стола
Под занавес круглого стола взял слово предприниматель из села Чунояр Богучанского района Анатолий Митяев. По его словам, семья Митяевых имеет небольшой бизнес – заготовка древесины и розничная торговля. В 2015 году они взяли участок на землях лесного фонда в аренду (другой земли у них нет) под рекреацию (другой схемы получения земли так же нет) вдоль автомобильной дороги Канск-Абан-Богучаны. Участок взяли для строительства объектов дорожного сервиса: кафе, гостиницы, шиномонтажки, АЗС.
Однако сразу же возникли риски. Если работаешь на арендованной земле, то вкладываться в нее не всегда разумно. В общем, обратился чуноярец с просьбой помочь ему перевести арендованные им земли в другой вид земель с целью передачи их в собственность арендаторам, создать упрощенную процедуру решения таких вопросов, подобно той, что действует при выделении «дальневосточного гектара».
В ходе обсуждения вопроса выяснилось, что подобные проблемы имеют отнюдь не единичный характер, типичны для лесных регионов. Между тем и их тоже нужно решать. Поэтому было решено от имени круглого стола изложенное в письменном виде обращение в его адрес перенаправить в соответствующие инстанции с целью поиска на высшем государственном уровне системного решения озвученной проблемы.
На круглом столе была избрана рабочая группа по подготовке окончательной редакции итогового документа, который будет направлен в органы государственной власти России и региона.
Василина НИКОЛЕНКО,
Мария ВАСИЛЕВСКАЯ
студентки направления обучения «Реклама и связи с общественностью» Красноярского ГАУ.
Фото Василины НИКОЛЕНКО и пресс-службы Министерства сельского хозяйства Красноярского края
От редакции. С текстом резолюции круглого стола можно ознакомиться на сайте газеты «Красноярский рабочий» и на «Бизнес-Сайте» под этим материалом.
Резолюция круглого стола
«Лесопромышленность Красноярья: пути и методы выживания в условиях западных экономических санкций»
1 ноября 2022 года в Красноярске состоялся круглый стол «Лесопромышленность Красноярья: пути и методы выживания в условиях западных экономических санкций».
Организаторами круглого стола выступили редакция газеты «Красноярский рабочий», информационный портал «Бизнес-Сайт» www.sitebs.ru и кафедра логистики Красноярского государственного аграрного университета при участии Министерства лесного хозяйства Красноярского края.
Выслушав и обсудив выступления спикеров круглого стола, депутата Государственной думы В.В. Зубарева, заместителя министра лесного хозяйства Красноярского края А.В. Коробкина, депутата Законодательного Собрания Красноярского края Ю.Н. Захаринского, главу г. Лесосибирска А.В. Хохрякова, доцента кафедры логистики Красноярского государственного аграрного университета В.И. Пантелеева, заведующего кафедрой экономики судостроительной промышленности Санкт-Петербургского государственного морского технического университета М.Н. Конягиной, президента Союза лесопромышленников Красноярского края М.Л. Пшеничникова, директора ООО «Каймира» В.И. Нефедовского, директора ООО «Красфорест» Е.А. Ивкина, предпринимателя А.К. Митяева, мы его участники, пришли к выводу, что федеральные органы государственной власти, правительство и Законодательное собрание Красноярского края, органы местного самоуправления проделали значительную и в целом эффективную работу по преодолению негативных тенденций, сложившихся в лесопромышленном комплексе и смежных отраслях, возникших под влиянием экономических санкций со стороны стран коллективного Запада.
Вместе с тем, участники круглого стола считают необходимым усилить работу в этом направлении.
Часть 1. О законодательной инициативе по внесению изменений и дополнений в Федеральный Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ.
Одна из главных задач решения проблем лесопромышленного комплекса и смежных отраслей заключается в необходимости увеличения конкурентоспособности отечественной экономики на экспортных и внутреннем рынках, в том числе путем проведения взвешенной денежно-кредитной политики. Это невозможно сделать без углубления координации усилий Правительства и Банка России по созданию предпосылок экономического роста в стране.
В этой связи просим Президента Российской Федерации, Совет Федерации, сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Законодательное Собрание Красноярского края выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в статью 3 Федерального Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ в части о целях деятельности Банка России, дополнив её подпунктом: «создание условий для экономического роста Российской Федерации».
Часть 2. О подготовке обращений в федеральные органы власти от имени Правительства и Законодательного Собрания Красноярского края по совершенствованию нормативно-правовой базы, касающейся вопросов лесопользования, налогообложения, транспортировки лесопромышленных грузов и других.
Просим Правительство и Законодательное Собрание Красноярского края от имени круглого стола и от имени организаций лесопромышленного комплекса края:
1. Подготовить обращение Правительства Красноярского края, Законодательного собрания Красноярского края в министерство промышленности и торговли РФ, Правительство РФ об установлении моратория на 2022-2023 года на повышение ставок платы за пользование лесными участками и лесными ресурсами установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Информация о планируемом повышении ставок платы изложена в письме Министерства промышленности и торговли РФ от 01.09.2022 №8495/12.
2. Подготовить обращение Правительства Красноярского края, Законодательного собрания Красноярского края в Правительство РФ о внесении изменений и дополнений в приложение № 10 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" по следующим вопросам:
введение механизма платежей за пользование лесными ресурсами (заготовка древесины) по фактически заготавливаемым арендатором лесного участка объемам древесины;
установление моратория на 2022-2023 годы на одностороннее расторжение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины и судебную приостановку деятельности предприятий, имеющих неисполненную обязанность по выполнению противопожарных и лесовосстановительных мероприятий;
осуществление рубки спелых и перестойных сосновых, еловых, пихтовых насаждений, расположенных на арендованных лесных участках, в объеме, превышающем установленный объем изъятия таких лесных насаждений по лесному участку, при условии соблюдения ежегодного объема заготовки древесины в разрезе хозяйств;
приостановка действия постановления Правительства РФ от 27.11.2021 № 2068 в части взимания таможенных пошлин за лесоматериалы с влажностью более 22%;
внесение изменений в налоговое законодательство в части отсрочки по взиманию налоговых платежей по НДС до проведения взаиморасчетов за поставленную продукцию, оказанные услуги.
3. Подготовить обращение Правительства Красноярского края, в Правительство РФ по вопросу введения механизма компенсации части затрат на перевозку лесопродукции железнодорожным транспортом предприятиями лесоэкспортерами.
Ответственный: министерство лесного хозяйства Красноярского края.
4. Подготовить обращение Правительства Красноярского края, Законодательного собрания Красноярского края в Правительство РФ, Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы РФ в поддержку проекта Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений по созданию, ремонту и эксплуатации лесных дорог», предложенного Министерством промышленности и торговли РФ.
Действующий Лесной Кодекс РФ не раскрывает понятие лесной дороги, что порождает целый ряд проблем, в том числе не проводит последовательного разграничения между автомобильными дорогами, являющимися объектами транспортной инфраструктуры (линейными объектами), размещаемыми на землях транспорта, и лесными дорогами являющимися объектами лесной инфраструктуры и размещаемыми на территории земель лесного фонда.
В настоящее время арендаторы лесных участков лишены возможности строительства лесных дорог за пределами арендованного лесного участка, в целях обеспечения доступности ведения хозяйственной деятельности на арендованном лесном участке. Указанным законопроектом предлагается введение самостоятельного вида использования лесов под создание и эксплуатацию лесных дорог, не являющихся объектами капитального строительства, размещаемыми на территории земель лесного фонда.
5. Подготовить обращение Правительства Красноярского края, Законодательного собрания Красноярского края в целях внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» в части включения в подпункт «а» пункта 1 перечня объектов лесной инфраструктуры дополнительного объекта – «карьер для добычи общераспространенных полезных ископаемых».
Указанная мера необходима для приведения в соответствие норм Земельного и Лесного законодательств, обеспечения возможности безлицензионной добычи ОПИ арендаторами лесных участков, для строительства и эксплуатации лесных дорог, с учетом ограничений статьи 19 Закона о недрах.
6. Подготовить обращение Правительства Красноярского края, Законодательного собрания Красноярского края в Правительство РФ по внесению изменений в статью 8.28.1 КоАП РФ в части смягчения ответственности за правонарушения в области требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней.
Статья 8.28.1 КоАП РФ может поставить под угрозу существования любое малое лесопромышленное предприятие.
Несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной влечет наложение штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение порядка учета древесины влечет наложение штрафа - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины влечет наложение штрафа - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, более того с риском конфискации древесины.
Наиболее критично, в условиях отсутствия покрытия сети интернет и постоянных сбоев программного обеспечения, выглядит санкция в случае транспортировки древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа. При таком правонарушении на юридическое лицо накладывается штраф в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с возможной конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения.
Необходимо существенно снижать указанные суммы штрафоов, разграничивая умышленные действия лиц, направленные на сокрытие незаконно заготовленной древесины от возможных ошибок при оформлении электронных форм документации добросовестными лесопользователями, исключив таким образом несоразмерность сумм административных санкций последствиям правонарушения.
Часть 3. О проблеме осуществления перевозок продукции лесопромышленного комплекса железнодорожным транспортом.
Предприятия лесоэкспортеры испытывают существенные трудности, связанные с недостатком согласованных со стороны железной дороги объемов грузоперевозок. Особенно ощутимо данная проблема сказывается на организациях экспортерах, относящихся к малому и среднему бизнесу.
Просим Губернатора Красноярского края, Правительство Красноярского края вмешаться в сложившуюся ситуацию, с целью решения вопросов по согласованию со стороны ОАО «РЖД» необходимого объема подвижного состава для вывозки продукции переработки древесины предприятиями лесоэкспотерами, уделив особое внимание организациям, относящихся к малому и среднему бизнесу.
Часть 4. Об обращении к участникам круглого стола семьи Митяевых.
К участникам круглого стола обратился представитель семьи Митяевых - Анатолий Константинович Митяев, проживающий в селе Чунояр Богучанского района Красноярского края, с просьбой в получении арендованного его семьей земельного участка из земель лесного фонда в собственность, принять меры по созданию упрощенной процедуры решения таких вопросов, подобно той, что действует при выделении «дальневосточного гектара».
С учетом того, что подобные проблемы имеют не единичный характер, типичны для регионов, имеющих земли лесного фонда, считаем необходимым, адресованное участникам круглого стола письменное обращение семьи Митяевых, перенаправить в соответствующие государственные инстанции, с целью поиска на высшем государственном уровне системного решения озвученной проблемы.
Председатель Оргкомитета круглого стола В.Е. Павловский
Модератор круглого стола В.И. Пантелеев
Красноярск,
1 ноября 2022 г.