В Красноярском Доме журналиста состоялся круглый стол на тему «Пути и методы обеспечения конституционных прав коренных малочисленных народов (на примере Эвенкии)», который организовали провели редакция газеты «Красноярский рабочий» и информационный портал «Бизнес-Сайт».
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ, главный редактор информационного портала «Бизнес-Сайт» (модератор):
- Приближается Красноярский экономический форум, одна из важнейших тем которого – проблемы экономического развития региона. Мы знаем, что эффективное развитие края невозможно без освоения территорий, на которых живёт коренное малочисленное население народов Севера. Это прежде всего Туруханский район, Таймыр, Эвенкийский муниципальный район. 69 статья Конституции РФ гарантирует определённые права коренным малочисленным народам Севера, но складывается впечатление, что эта статья не в полной мере реализуется на Красноярской земле. Думаю, разговор на эту тему будет полезен.
Интернет – хорошо, а олени – лучше...
Семён ПАЛЬЧИН, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае:
- Думаю, проблемы наши извечны. И хорошо, что есть возможность их открыто, гласно обсудить. Несколько запугало, что идёт трансляция в Интернете, потому что это слово для оленевода непонятно. Когда слово «Интернет» слышу, чувствую себя скованно, мне лучше на просторах тундры и тайги. Тем не менее, хотелось бы не стесняться. Надеюсь, этот круглый стол позволит нам продвинуться в понимании проблем коренных малочисленных народов. Девиз экономического форума – «Время стратегических инициатив». К сожалению, наши народы в огромном стратегическом плане остаются на обочине этих дорог.
Никита КАПЛИН, руководитель аппарата ассоциации «Арун» («Возрождение») коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района:
- По предварительным данным Всероссийской переписи населения, на территории Эвенкийского муниципального района проживает 16233 человека, из них в сельской местности – 10700 человек. Вся территория района, в соответствии с распоряжением правительства России, отнесена к местам традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Численность коренных малочисленных народов Севера составляет около 3400 человек (около 21 процента от всей численности населения района). Хозяйственной деятельностью в прошлом году занималось 670 человек (19 процентов от всей численности коренных малочисленных народов). Это без учёта представителей других этнических общностей – русскоязыческого старожильческого населения, якутов села Ессей, староверов и старообрядцев. Общая площадь Эвенкии составляет свыше 76 миллионов гектаров (около 33 процентов от всей территории Красноярского края). Общая площадь лесных земельных участков, закреплённых за 41 юридическим лицом, составляет 35 миллионов гектаров (46 процентов от всей территории района). Из 41-го юридического субъекта 21 является общинами коренных малочисленных народов: в их пользовании находится свыше 10 миллионов гектаров леса (без учёта территорий, закреплённых за муниципальным предприятием Суриндинский оленеводческий совхоз и «Традиционное хозяйство Севера»). По данным службы по охране, контролю, регулированию животного мира Красноярского края, для осуществления промышленного рыболовства в районе передано в пользование 22 промысловых участка, 12 из которых – за общинами. Ежегодно общее количество выделяемых используемых лицензий на промысел соболя составляет 20-25 тысяч единиц. Ежегодный объём квоты для осуществления традиционного рыболовства составляет около 40 тонн (в реках – 25, в озёрах – 15). На территории района действует муниципальное оленеводческое племенное предприятие Суриндинское. Поголовье в этом году составляет 4461 голову (в 2011 году – 4733, в 2009 – 4703). Предприятие заготовило в прошлом году около двухсот тонн мяса дикого северного оленя, рыбы – 32 тонны (в 2010 году – 206 и 44, в 2009 – 216 и 44). В качестве исторического экскурса, по данным 1977 года, в Эвенкийском автономном округе заготавливалось 13 процентов пушнины от объёмов по Красноярскому краю (из них 55 процентов добывалось охотничьим промыслом, 45 процентов составляло клеточное звероводство). На долю Эвенкии приходилась треть всего поголовья домашнего северного оленя по краю – 45 тысяч голов. Общая площадь оленеводческих пастбищ составляла 11 миллионов гектаров. В Эвенкии в 1977 году работали 11 совхозов, из них 4 оленеводческих. Это данные БСЭ за 1979 год.
Где же меры государственной поддержки?
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:
- Что сегодня плохо в Эвенкии?
Артур ГАЮЛЬСКИЙ, депутат Эвенкийского районного Совета III созыва:
- Не буду говорить о том, что плохо в Эвенкии, потому что ситуация там лишь усугубляется, скажу в целом о ситуации на Крайнем Севере Красноярского края. Когда регион был самостоятельным, мы формулировали и принимали свои законы и программы. На сегодняшний день тема и политика Северов определена только в области КМНС, а значит, это лишь меры социальной поддержки. А где же меры развития территории? Три года у нас ушло на то, чтобы доказать нашему отраслевому министерству что наша продукция традиционных отраслей хозяйствования КМНС – продукция сельского хозяйств. Согласились. Но где же тогда меры государствнной поддержки? Сегодня крестьянин средней полосы России такую поддержку получает, поступает поддержка на развитие территорий и сельских поселений, а мясо дикого оленя – вроде и не мясо, поскольку мы его не производим, в стойле он не стоит, рыбу в водоёмах не разводим. Но крестьяне, живущие на Северах, не только себя кормят, но и населения края (около четырёх тысяч тонн мяса дикого северного оленя население Красноярского края потребляет, тысячи тонн рыбы, что составляет 50 процентов заготовок по всему краю). Промысловая пушнина в союзных заготовках составляла от 12 до 15 процентов, а сейчас никаких статистических данных не ведётся. Открываем Эвенкию – ничего не производит. Статистики нет, следовательно, нет мер государственной поддержки. Сегодня мы говорим своим крестьянам: «Вам не повезло, что вы родились в Эвенкии. Родись в Шушенском районе, может быть, меры государственной поддержки были бы». К кому относится наш крестьянин и когда всё-таки государство начнёт выделять деньги на наше развитие? Мы рассматриваем домашних оленей как социальный проект: необходимо людям, ведущим кочевой образ жизни, выплачивать заработную плату, поскольку их доля в большом эвенкийском бюджете (около пяти миллиардов) есть. Но у оленевода трубы отопления в чуме не стоят, лампочка не горит, а доля его есть, значит, кто-то её использует? Необходимо через заготовки трудоустраивать на время сезона охотников. Есть краевой закон о социальной поддержке граждан, проживающих на Северах, но это деньги социальные, и мы должны перейти от них к экономической поддержке и не рассматривать коренное население Севера через призму убогих. Люди хотят работать, они хотят и могут зарабатывать. Их продукция пользуется спросом. На самом деле, вопросов на Крайнем Севере очень много, и не только коренных народов, их надо не замалчивать, а обсуждать. Развитие северных территорий должно стоять во главе угла.
Вера ДЕНК, начальник отдела антимонопольного контроля Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю:
- Вы сказали, что надо переходить от мер социальной поддержки к мерам экономического стимулирования хозяйственной деятельности? На территории края действуют несколько краевых законов, которые предусматривают меры поддержки субъектам агропромышленного комплекса. Почему производители северной продукции не могут воспользоваться теми мерами, которые заложены в краевом законодательстве? Потому что такие нормы там отсутствуют или они есть, но существуют некие препятствия для их реализации? Например, на получение субсидии?
От шерстинки барана до какой-нибудь пчёлки
Артур ГАЮЛЬСКИЙ:
- Ни Таймыр, ни Эвенкия не получила ни одного льготного кредита. Те деньги, о которых мы говорим, это социальные деньги, а на них территория никогда не развивалась. По линии АПК мы вообще отодвинуты. Никакой статистики нет. Потому что в целевых краевых программах нас нет. Лично обошёл все банки, будучи директором совхоза, чтобы взять кредит, но меня отправляли в правительство, которое должно вписать нас в реестр. Прописано всё – от шерстинки барана до какой-нибудь пчёлки, а нас нет, хотя нашу продукцию население края употребляет, а сам Красноярский край выполняет показатели по мясу всего лишь на 70 процентов.
На то и волки...
Антон УВАЧАН, первый заместитель главы администрации Эвенкийского муниципального района по вопросам КМНС:
- Не совсем уж так брошены люди, хотя есть определённые проблемы, и говорить лишь о социальной поддержке несправедливо. Ведь на поддержку переработки оленьего мяса бюджет муниципального района выделяет 14,5 миллионов. Это была инициатива депутатов, и она была поддержана администрацией. В минувшем году муниципальному предприятию «Традиционное хозяйство Севера» были выделены субсидии на обработку шкурок соболя – 12,5 миллионов. Что касается оленеводства, то это субъектовые полномочия. Конечно, поддержку оказывать необходимо, но проблема заключается в том, что в данный момент субсидия рассчитывается исходя из одной головы оленя, который соответственно разводится в племенном хозяйстве. К сожалению, есть определённые факторы, которые отрицательно влияют на численность этого поголовья. Допустим, в этом году произошло существенное сокращение из-за расплодившихся хищников. Районная администрация эту информацию без внимания не оставила: была создана комиссия, которая посетили Байкит и Суринду, где находятся основные бригады племенного хозяйства. Действительно, были выявлены существенные потери, проверили первичные документы, акты, собрали бригадиров. В августе прошлого года подросло большое молодое поколение волков, в результате поголовье оленей было значительно сокращено. С оленеводами были проведены беседы об улучшении содержания изгородей. Решается вопрос о финансировании уничтожения хищников: один из основных предлагаемых путей – авиаотстрел, который практиковался ранее. В данный момент на территории Эвенкии нет необходимых вертолётов, а отстрел требует оперативности принятия решения. Допустим, какая-то бригада видит волка, то вертолёт должен прилететь буквально в несколько часов. Если же мы хотим использовать лёгкий, вёрткий вертолёт, то они находятся далеко, и пока прилетят, это займёт много времени. Необходимо финансировать отстрел волков силами местного авиаотряда. Что касается кредитов, то организации, их предоставляющие, часто требуют обеспечения под кредиты, но, к сожалению, наши предприятия не всегда обладают существенным ликвидным имуществом, чтобы такое обеспечение предоставить. «Кредит» с английского переводится как «доверие», которого, к сожалению, не хватает. Конечно, необходимо принимать меры на уровне субъекта по обеспечению предоставления каких-то гарантий и поручительств.
Бекмурат ХАТАМОВ, прокурор Эвенкийского муниципального района:
- Только ли причина в увеличении количества волков, как можно судить из вашего выступления? Других проблем нет?
Антон УВАЧАН:
- Естественно, есть. Но речь зашла об оленеводческом хозяйстве «Суриндинское», и я эту проблему очертил.
Бекмурат ХАТАМОВ:
- Почему, чтобы получить кредиты, нельзя давать гарантии администрации, если у предприятия недостаточно ликвидных средств? Почему нельзя более рачительно управлять муниципальными предприятиями?
Антон УВАЧАН:
- Как мы уже обсуждали, эти меры поддержки носят субъектовый характер…
Как 28 миллионов превращаются в три?
Бекмурат ХАТАМОВ:
- Повторяю, беда всё-таки не в том, что много волков развелось, а в том, что у нас не совсем правильно ведётся хозяйствование и управление, а не проблемы в животном мире. Прокуратурой района вопросам соблюдения законодательства о дополнительных гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера уделяется самое пристальное внимание не только при проверке доводов конкретных обращений от жителей района, общественных формирований, но и при проведении плановых проверок. При выявлении нарушений законов принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования. Практика прокурорского надзора свидетельствует, что органы местного самоуправления в ряде случаев при реализации прав жителей действуют неэффективно. В силу ст. 20, 26 ФЗ от 14.11.2002 г. N161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник осуществляет контроль за деятельностью предприятия, в том числе, утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение. Вместе с тем, органы местного самоуправления устранились от решения этих вопрос в отношении муниципального предприятия «Традиционное хозяйство Севера», созданном для обеспечения занятости коренных жителей, что привело к образованию значительной задолженности по заработной плате.
С апреля 2011 года и по настоящее время в организации сохраняется задолженность по заработной плате. Мерами прокурорского вмешательства, в том числе судебной защиты прав граждан, удалось добиться её снижения с 8 миллионов рублей в октябре 2011 года до 3,5 миллионов рублей в феврале 2012 года. Вместо того, чтобы принимать меры к погашению задолженности муниципального предприятия перед работниками, депутаты Эвенкийского районного Совета в августе 2011 года с нарушением установленного законом порядка приняли решение о создании ещё одного муниципального предприятия «Тымани», функции и задачи которого полностью дублируют направления деятельности предприятия «Традиционное хозяйство Севера». На принятое решение прокурором принесён протест, который рассмотрен, и решение признано утратившим силу с момента принятия. В настоящее время МП ЭМР «Тымани» фактически не работает, однако вопрос о его ликвидации администрацией ЭМР не решается.
В бюджете Эвенкийского муниципального района предусмотрены меры поддержки в форме субсидии организациям, обеспечивающим занятость населения в пушном промысле. В сентябре депутаты районного Совета уточнили условия условия предоставления субсидий лицам, занимающимся заготовкой и реализацией шкурок соболя без промышленной переработки. Однако до 7 февраля 2012 года администрацией района так и были внесены соответствующие изменения в порядок предоставления этих субсидий. Сейчас изменения внесены, но не опубликованы. Это в свою очередь делает невозможным использование бюджетных средств, выделенных на эти цели, и затрагивает вопросы жизнеобеспечения большого числа граждан, проживающих в районе, осуществляющих заготовку и реализацию шкурок соболя, и для которых охота является единственной возможностью получения средств к существованию как их самих, так и членов их семей. В связи с чем прокуратурой в суд направлено заявление о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности по внесению изменений в указанное постановление.
В ходе плановой проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства было установлено, что администрацией района в нарушение ФЗ «Об автономных учреждениях» и «О размещении заказов на поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных и муниципальных нужд» создано автономное учреждение «Дирекция по развитию» Эвенкийского муниципального района для того, чтобы заниматься размещением заказов для муниципальных нужд.
Передача субсидий из районного бюджета учреждению на указанные в Уставе цели: обеспечение проектирования, строительства, ремонт научных, образовательных учреждений являлась бы незаконной, а расходы – нецелевыми, поскольку такие цели не предусмотрены ФЗ «Об автономных учреждениях».
По результатам проверки в администрацию Эвенкийского района направлено предостережение о недопустимости нарушения закона – о запрете перечисления субсидий, также внесено представление с требованием о ликвидации указанного учреждения, которое рассмотрено и удовлетворено. Дирекция по развитию ливидирована.
Нарушениям законодательства способствует, в том числе, привлечение на муниципальную службу неквалифицированных лиц, не имеющих опыта и достаточного стажа работы.
Так, проверкой установлено, что в мае 2011 года в нарушение Закона Красноярского края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» на должность и. о. Первого заместителя главы администрации района по делам КМНС назначен Антон Увачан., не имеющий опыта работы на руководящих должностях и стажа работы, необходимого для назначения на данную должность. Его назначение в нарушение требований Устава Эвенкийского района, до сих пор, уже 10 месяцев, не согласовано с Эвенскийским районным Советом депутатов. По иску прокурора в суде рассматривается дело о признании распоряжения о назначении Антона Увачана на указанную должность незаконным.
Выявлены и другие нарушения, что свидетельствует о том, что прокуратурой сделано немало, но предстоит сделать ещё больше.
Алина СУТЯГИНА, глава посёлка Тура:
- Вы проверяли только действия администрации или также руководителей муниципальных предприятий? Думаю, основные нарушения связаны с последними?
Бекмурат ХАТАМОВ:
- В настоящее время руководитель муниципального предприятия, в бытность которого была допущена задолженность, уволен. Увольнение своё он собирается обжаловать в суде. Причиной образования задолженности являлось то, что счета данного предприятия были заблокированы, налоговой службой выставлены инкассовые поручения в связи с задолженностью около 28 миллионов рублей невыплаченных налогов. В настоящее время эти налоги снижены до трёх миллионов. Если вам выставляют одну сумму, а потом настолько её снижают, судите, правильно работал руководитель или нет. В действиях руководителя муниципального предприятия «Традиционное хозяйство Севера» нарушений прокуратурой по неуплате налогов не выявлено. С точки зрения невыплаты зарплаты руководитель, как предыдущий, так и нынешний, привлекался к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:
- Поначалу 28 миллионов налогов, а затем – три? Не слишком ли большой разрыв?
Бекмурат ХАТАМОВ:
- Ошибки в работе бывают у всех.
Алина СУТЯГИНА:
- Делаю вывод, что руководят предприятием неопытные люди, которые допускают такую ситуацию? Каким же образом они назначаются?
Галина СУЛТАНОВА, руководитель департамента по развитию сельского хозяйства, промыслов и делам КМНС:
- Получается, что во всех бедах у нас виновен Антон Владимирович Увачан, который был назначен заместителем главы с мая. Налоговая проверка в том же мае, до его назначения, обнаружила задолженность по налогам и сборам, по заработной плате. Где же логика в том, чтобы это смог выявить ещё не назначенный Увачан? Систематически перечисляются деньги этому хозяйству: краевая субвенция – 21 миллион 190 тысяч. Откуда возникла такая задолженность и как она внезапно образовалась? Когда Антон Владимирович и другие представители власти начали с этим разбираться, пошли непонятные письма, жалобы, что целенаправленно губиться это предприятие. Деньги как перечислялись, так и перечисляются. Необходимая помощь оказывается и со стороны края, и со стороны района.
Бекмурат ХАТАМОВ:
- Две недели назад в районную администрацию поступили деньги. До вчерашнего совещания комиссии по антитеррору, пока я жёстко не поставил вопрос о перечислении десяти миллионов рублей, эти деньги не были перечислены.
Галина СУЛТАНОВА:
- Дело в том, что, согласно закону края, постановлению правительства края и порядкам, которые были разработаны, эта субвенция даётся на определённых условиях. Чтобы её выдать, должен быть полный пакет документов. Мы каждый день звонили на предприятие и до последнего дня ждали справку из налоговой, а когда её принесли, деньги были перечислены.
Бекмурат ХАТАМОВ:
- Справку за неделю до этого принесли.
Галина СУЛТАНОВА:
- Нет. Вы глубоко ошибаетесь!
Бекмурат ХАТАМОВ:
- Вы мне дату выдачи налоговой справки покажите?
Галина СУЛТАНОВА:
Если бы я знала, что об этом зайдёт разговор, я бы её принесла.
Марина СТАРОВОРЦЕВА, заместитель председателя Эвенкийского районного Совета депутатов III созыва:
- Проверка расходования средств, субсидий субвенций проводилась?
Галина СУЛТАНОВА:
- Мы проводили проверку по использованию субвенций этому хозяйству. Справка готовится, поэтому данные пока оглашать не хочу.
Антон УВАЧАН:
- Говорилось о нарушении решения райсовета. Хочу сказать, что никакого нарушения не было: райсовет принял решение о признании решения о создании отменённым. А так как на тот момент предприятие уже было создано, нет оснований в законе о регистрации юридических лиц ликвидировать данное муниципальное предприятие из-за того, что решение райсовета о его создании было отменено. Более того, согласно Уставу Эвенкийского муниципального района, вопросы о ликвидации муниципальных предприятий лежат в компетенции районного Совета депутатов. Отсюда обвинять администрацию я всё-таки не стал бы.
Галина СУЛТАНОВА:
- Что касается пушнины, то на сентябрьской сессии 2011 года были внесены изменения. Ранее было сказано – «первичная и промышленная обработка шкурок соболя». Так как в районе промышленной обработки не было, то, естественно, мало кто мог воспользоваться субсидиями. На сентябрьской сессии было решено убрать «промышленную переработку», оставив лишь первичную. Возник вопрос по дате, потому что в первоначальном постановлении было написано, что сдача документов для возмещения этой субсидии должна быть произведена до 27 декабря, то есть к концу финансового года, а так как у нас охотничий сезон заканчивается в конце февраля, естественно, мы сразу внесли изменения в это постановление, датировав его декабрём. Если бы этого не сделали, то пришлось бы нашим хозяйствам возвращать эту субсидию – 12,5 миллионов рублей. Постановление было подписано 7 февраля.
Никита КАПЛИН:
- Марина Владимировна (Староворцева. – С. П.), вопрос к вам. Из проблем, которые вытекают, уязвимое место в этом процессе – кадровый вопрос. Насколько помню, в муниципальном районе есть какое-то положение, которое определяет порядок организации юридических лиц муниципальных учреждений и предприятий и процедуру назначения руководителей, которая выносится на заседание райсовета? В связи с происходящим с предприятием «Тымани», с меняющимися руководителями, как я понял, данный документ содержит серьёзные погрешности? Можно было назначить биофизика или бывшего милиционера. Регламент ущербный, потому что квалификационных требований к кандидатам нет. Нет оценки результативности бывших руководителей, которых снимают. Когда будет решён этот вопрос, который для Эвенкии становится принципиальным? От этого страдают граждане из числа малочисленных народов.
Марина СТАРОВОРЦЕВА:
- Не соглашусь, что КМНС страдают из-за нарушения регламента. Те назначенные руководители, которых назвал прокурор, процедуру согласования через райсовет не проходили. Видимо, исполняли обязанности. По поводу «Традиционного хозяйства Север». Господин Тюменцев проходил процедуру согласования через райсовет. Как мы знаем, эти кандидатуры предлагаются главой администрации. Данная кандидатура главе администрации какой общественной организацией была предложена? Задолженность по зарплате по чьей причине возникла?
Артур ГАЮЛЬСКИЙ:
- Когда снимали Тюменцева, была балансовая комиссия за 2010 год. Баланс положительный. Даже с прибылью. И тут же не этой балансовой комиссии с подачи заместителя главы Медведева инициировано за трёхмесячную задолженность по зарплате снять Тюменцева. А субсидии, уже заработанные предприятием, находятся на счет администрации. Эти субсидии намеревались передать вновь созданному предприятию «Тымани». Теперь по долгам? Я докладывал, когда балансовая шла, когда был председателем комиссии по сельскому хозяйству, что налоговая ещё 2005 – 2006 год провела, и тогда насчитали 36 миллионов, при получаемых субсидиях в 14 миллионов. Мы, конечно же, с этим не согласились и стали отстаивать свою позицию. В итоге с 36-ти акт налоговой ушёл на 3,9. По этой же схеме налоговая считает 2007 – 2008 год – 26 миллионов. Администрация закричала о банкротстве предприятия. Да забудьте вы об этих миллионах! Это говорит о том, что люди неквалифицированные, никогда не работали в производстве. Когда что-то сам создаёшь, а не просто в тиши кабинета рассуждаешь: можно ли на Севере производство организовать, можно ли создавать рабочие места для занятости населения, что-то получается. Но находятся умники, которые говорят, что налоговая 26 миллионов насчитала!
Кто будет смотреть за руководителем?
Бекмурат ХАТАМОВ:
- Я начал со ссылки на закон, в котором говорится, что собственник осуществляет контроль за деятельностью предприятия, в том числе утверждает показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение. Возьмите апрель, и мы только в августе узнаём, что задолженность появилась! Это же недопустимо! Как контролировали? Кто за руководителем будет смотреть? Мы, отдавая на откуп руководителей муниципальных предприятий, которых считаем нерадивыми, не думаем, что надо принять меры, а не делать их заложниками. Руководитель находился на больничном, когда был отстранён, а следом это решение было отменено. Насколько квалифицированно вы сами работаете?
Волну недовольства можно устранить заранее
Вера ДЕНК:
- Антимонопольный орган рассматривает дела, в которых так или иначе существует понятие «экономические» -- деятельность, интересы, рынок, товар. Нами рассмотрен ряд дел по нарушению антимонопольного законодательства, допущенного органами местной власти. Тема очень деликатная. Территория удалённая, на ней проживают как представители различных коренных малочисленных народов, так и других культур. Коренным малочисленным народам законодательство и Конституция предоставляют особые права и гарантии. В Российской Федерации действует принцип равенства, независимо от расы, пола, национальности. Между тем, законодательство РФ говорит о том, что органы власти и сама Федерация гарантируют защиту прав КМНС. В ряде законодательных актов данные гарантии находят отражение. Например, закон о животном мире, охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Учитывая, что КМНС ведут традиционный образ жизни, который представляет собой этносохраняющие виды деятельности, это определяет тот факт, что их деятельность не даёт большого экономического эффекта, но всё-таки требует её сохранения и поддержки в социальной, экономической сфере. Те нарушения, которые мы выявляем, не связаны с деятельностью самих хозяйствующих субъектов, а происходят, как правило, со стороны органов власти, которые в силу действующего законодательства должны защищать права КМНС. Ещё до рассмотрения дел антимонопольный орган предпринимает превентивные меры: направляет письма, предупреждает о существующих нарушениях и требует принять меры, проводит конкурсы, торги. Поднимающуюся волну недовольства можно устранить заранее. Рекомендации для обеспечения конституционных прав КМНС: если все хозяйствующие субъекты будут соблюдать закон, будут действовать разумно, рачительно, добросовестно, в соответствии с обычаями делового оборота, а государственные органы станут руководствоваться законодательством в области поддержки, защиты гарантий, прав граждан, тогда у нас будет действительная реализация прав, в том числе КМНС.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:
- Складывается впечатление, что до смены администрации района нарушений было меньше?
Вера ДЕНК:
- Сравнительные оценки в зависимости от периодов деятельности органов местного самоуправления мы не делали – это не наша функция. Мы говорим о том, что нарушения есть, в общей массе незначительные, но очень серьёзные.
От волков не спасут никакие вертолёты
Анатолий СУВОРОВ, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии и охотоведения КрасГАУ:
- Меня затронула проблема волка. Это проблема не столько самого хищника, сколько хозяйственная. Если возьмём семидесятые годы – сорок тысяч оленей, в середине девяностых годов – остаётся четыре тысячи. По официальным данным, потери от волка были 8 процентов. От этого не спасут никакие вертолёты. Элементарно сделать, если вы назначите государственное премирование за волчат максимальное, а за матёрых волков – минимум. Так в шестидесятых годах подорвали поголовье волка. И не надо ничего изобретать. И вы узнаете пространственную структуру, будете знать конкретные места обитания стаи. Регулирование будет проводиться дёшево и сердито. Но задача не уничтожать матёрых, потому что пространственная структура – на 20 процентов матёрые давят кочевников, а кочевники процентов на 70 ваших оленей съедают. Если вы оставите матёрых, но изымите волчат, то сразу же ваш ущерб снизится в 3 – 4 раза. Вопрос кадров: мы обучаем охотоведов, но только два человека прошло подготовку из Эвенкии. Хотелось бы, чтобы ребята получали высшее образование. Проблема лицензий придумана государством, чтобы убирать охотников. Лицензия должна проходить как налог. Численность соболя не в критическом состоянии. Лицензии давно нужно отменить, может быть, в масштабах края. Охотник, заходящий на сезонную охоту, потому весь год живёт этими деньгами, а на лицензии денег у него не остаётся.
Власть, на которую смотрит население
Надежда КРИКОТИНА, руководитель отдела Главного следственного управления Следственного комитета России по Красноярскому краю:
- Соблюдение конституционных прав находится в ведении муниципальной власти. А так как КМНС отдалены от центра, то ответственность должна чувствоваться вдвойне. Наша сфера деятельности не такая большая, но уголовно-процессуальный кодекс – последняя инстанция, которая ставит точку при существенном нарушении прав. Если говорить об Эвенкийском районе, то за последнее время к уголовной ответственности были привлечены пять глав муниципальных образований. Это о чём-то говорит, потому что главы поселковых образований – та власть, на которую смотрит само население. А мы привлекали их за хищение бюджетных средств, что говорит о существенных пробелах в воспитании кадрового состава, в роли советов депутатов, которые должны эту деятельность контролировать. Хочется сказать администрации Эвенкийского муниципального района, что у нас есть уголовные дела, которые в настоящий момент закончены производством и направлены в суд в отношении сотрудников администрации за неэффективное использование бюджетных средств на постройку, допустим, поселковой школы. Если начинается разворовывание социальных средств либо они используются не по назначению, это преступная халатность. В продолжение разговора о создании нового муниципального предприятия: это болезнь многих администраций – при наличии предприятия, которое вот-вот станет банкротом, один из первых способов вывода ликвидного имущества при оставлении налогов на предприятии и признании его банкротом. Фактически в бюджет не поступят налоги.
Бекмурат ХАТАМОВ:
- К сказанному хотел бы добавить, что банкротить предприятия – не выход из положения. На протяжении последних трёх – четырёх лет в Эвенкии обанкрочено достаточно предприятий, но если бы та же администрация сработала порасторопнее по стройкомплексу, то в течение года работники бы получили больше пяти миллионов рублей задолженности по зарплате. Сейчас администрация будет выкупать у конкурсного управляющего имущество этого же стройкомплекса и платить зарплату работникам. Можно было заплатить, а потом официально ликвидировать это предприятие, если уж оно действительно не могло работать.
Антон УВАЧАН:
- По результатам аудиторской проверки за 2010 год сумма чистых активов муниципального предприятия «Традиционное хозяйство Севера» составляет минус 17 миллионов рублей. До этого составляло – минус 28. Такая тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет: пассивы превышают активы. Это значит, что долгов больше, чем имущества. Согласно закону, если сумма чистых активов муниципальных предприятий составляет меньше ста тысяч в течение трёх месяцев, то есть два решения – ликвидация или реорганизация. Что касается волков, то вопрос касается стимулирования. Такие мы не имеют в связи с законом социальной поддержки: за изъятие из животной среды самки волка – тысяча рублей, за волка – семь тысяч. Но в этом году очень суровая зима, мало снега, и достать волка сложно. Было внесено хорошее предложение об изменении стимулирования – главное, чтобы нас депутаты услышали.
Статистики нет – нет субсидий
Анатолий ЗЫРЯНОВ, заместитель директора по науке Центрального биосферного заповедника, доцент СибГТУ:
- Почему-то нет представителей службы по охране, контролю и урегулированию использования природных объектов? Я – член общественного совета, созданного в январе 2012 года. Сегодня у нас проходит лишь второе заседание. Вопрос, который уже затрагивался: статистики нет – нет субсидий. В ФЗ-209 об охоте, утверждённом 1 апреля 2010 года, в статье 19 говорится о том, что имеются льготы для представителей КМНС. В частности, там сказано, что охота разрешена в течение года без разрешений. Казалось бы, какая льготная формулировка, а на самом деле она имеет подводный риф: раз без разрешения, значит, никакой отчётности. Поэтому наш совет поддерживает инициативу службы, чтобы выйти в правительство, чтобы в этом законе было написано: по разрешению, но бесплатно. Тогда, естественно, статистика будет. Охотники должны отчитываться по существующему правилу об использовании разрешений – платно или бесплатно.
Антон УВАЧАН:
- Соглашаясь с Анатолием Николаевичем, скажу больше: статья 19 в том виде, как её провозгласили, была замечательной, но получилось так, что есть юридические лица – общины КМНС, есть долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, есть охотники из числа КМНС. Их столкнули: охотник, не заключая соглашения с общиной и наотрез отказываясь это делать, идёт на её территорию. Мало того, пушнина, которую он добыл, сдаёт перекупщику, вместо того, чтобы для отчётности сдать общине, которая несёт обязательства. В результате получается: три недели назад в Байките оперативная служба, осуществляя досмотр прилетевших на вертолёте пассажиров, ловит гражданина Князева с поличным, -- он вёз свыше ста соболей. Князев оперативным работникам рассказывал сказку о том, что это не его пушнина, он за неё рассчитался. Ему инкриминируют незаконную охоту, а фактически он произвёл действия по незаконному предпринимательству. Получается: все действия налицо – скупил пушнину за наличные деньги по номинальной стоимости, не предъявил никаких расчётных документов, принял пушнину и полетел. Оперативная служба задерживает, составляет протокол – и отпускает. Вопрос звучит так: у нас лимит на весь край 84 тысячи соболей, а уже выбрали 140 тысяч. Мало того, что нет статистики, так ещё стимулируется чёрная охота. Экономика края не получит эти средства. По сути дела подобные предприниматели грабят местное население, а мы никаких ответных действий не предпринимаем. К сожалению, следует констатировать, что оперативные работники имеют низкую квалификацию: задерживают с поличным – и тут же выпускают. Он только ручкой помахал, а потом опять звонят с фактории, что он вновь скупает пушнину.
Сколько стоит шкурка соболя
Артур ГАЮЛЬСКИЙ:
- Это тема не только низкой квалификации сотрудников, но и государства, на уровне которого тема пушного рынка никак не регулируется. Россия подписала международную конвенцию о переходе на гуманные способы лова, а мы ни сном ни духом. Осталось два – три года, и скоро тема вообще встанет. Пушной рынок сегодня отдан тем, кого мы раньше называли спекулянтами, а теперь это предприниматели. Можно сидеть в городском офисе и вести пушной промысел, не имея никаких лицензий. Посмотрите объявления в красноярской «бегущей строке»: «Куплю пушнину» -- бывает даже без лицензий. А ведь не случайно в России пушнина всегда называла мягким золотом. До восьмидесятых годов одна шкурка соболя по стоимости равнялась вагону канадской пшеницы, а сегодня всё отдано на откуп. Как человек, который содержит территорию, может конкурировать со спекулянтом?
Антон УВАЧАН:
- Держатели долгосрочных лицензий имеют большой перечень обязательств, которые им необходимо выполнить. С прошлого года, благодаря помощи агентства по делам КМНС Красноярского края, пробив 6 миллионов, сделали обустройство, лесоустройство, противопожарные мероприятия, потому что, если раньше тушило МЧС, то сейчас это лежит на плечах общин.
ГОЛОС ИЗ ЗАЛА:
- Охотника это не волнует! Поднимите закупочную цену – и всё!
Антон УВАЧАН:
- Согласен, но здесь должны быть меры государственной поддержки не социального плана, а экономического развития!
Почему к нам вторгаются из других регионов?
Борис НАКОНЕЧНЫЙ, директор Агентства развития традиционного сибирского хозяйствования Красноярского края:
- Наше агентство является некоммерческой неправительственной организацией, не занимается никакой хозяйственной, предпринимательской деятельностью. Мы пытаемся стимулировать хозяйства своим особым способом, действуем с использованием понятия сложной системы теории ошибок, для чего создали небольшую корреспондентскую сеть экспертов на местах, в том числе и в Эвенкии. Для того чтобы что-то решать, необходимо выявить, за какие узелки дёргать, чтобы распутать эти проблемы, а для этого надо создавать определённую систему поиска истины, поиска правильных решений в сфере хозяйственной деятельности и жизнедеятельности населения. В сфере природопользования и жизнедеятельности населения в Красноярском крае несколько тысяч проблем. Имея такую информационную базу, уже можно искать пути более быстрого их решения. Есть группа проблем, решение которых не требует никаких финансовых вложений, но эти проблемы не находятся в поле зрения административного и законодательного механизма. Это говорит о том, что система управления не совсем правильно структурирована, в ней есть, скажем, в отношении вас, структурная прореха. И вообще вся эта система нуждается в модернизации. Есть разные толкования крупных специалистов из Москвы, есть предложения на местах, предложения академиков. Мы, подменяя властные структуры, пытаемся найти рациональные зёрна, чтобы решить эти проблемы. Как правило, мы выбираем специалистов из администрации, депутатов, профессиональных охотников и охотоведов. Отдельные секторы, посвящённые промысловому рыболовству, охоте, сбору лекарственного сырья, всё это секторы одной большой отрасли, которая юридически не оформлена, действует нелегально, люди на местах цепляются за эту отрасль, истоки её уходят вглубь веков на 25 тысяч лет, она была биоэкономически состоятельна значительные отрезки времени, было столько оленей, что на заре Советской власти оленеводов расстреливали за большое число оленей, а сейчас есть то, к чему мы пришли. На примере Подкаменной Тунгуски, хочу показать. Проблемы занятости населения фигурируют из 27-ми пунктов в четырёх местах. Нет соответствующих транспортных систем. Брошенные промысловые участки расположены на расстоянии сто – пятьсот километров. Организации, оформляющие документацию, также находятся далеко – пятьсот километров, а билет стоит четыре тысячи. Есть трудности в содержании и обучении детей. В одном населённом пункте построен клуб из железа, который не прогревается. К сожалению, не могу сказать, где находится этот клуб, поскольку мы создали продуманную систему, стараемся сделать так, чтобы имена наших экспертов были неизвестны окружающим, ведь кому-то это может не понравиться. Есть необходимость в технике, например, в тракторах. Хотят ли работать в тайге? Проблемы молодёжи. 70 процентов изъявили такое желание и остаются в посёлках. Разрыв в ценах между приёмом пушнины у охотников и ценами в самых дешёвых магазинах составляет 6 – 8 раз. Это важные, но всего лишь фрагменты, которые могут выявить основную причину того, почему другие отрасли имеют свою систему управления, представлены в администрации, в Законодательном Собрании. Получается, что это государственная политика – по недоразумению или специально. Причём это связано с крупными проблемами, которые грядут обязательно, что связано с обезлюживанием огромных территорий. Причём КМНС – наиболее приспособленная группа населения, которая годится для этих местностей. В отношении ресурсов, есть территории и озёра, которые почти не промышляются, хотя там ценнейшие виды рыб, которые ценятся за рубежом. Подкаменная Тунгуска даёт лишь один процент освоения ресурсов. Получается, есть природные ресурсы, трудовые ресурсы находятся в малозанятом состоянии – не хватает системы управления. Надо учесть, что эта отрасль неприхотлива – люди всё могут делать сами, если привести это в действие. В Красноярском крае, поскольку направление по развитию отрасли плохое, действует много фирм, которые частично дают работу людям. Но это показатель того, как другие вторгаются к нам, причём не берут кредитов, поскольку это дело может быть высокорентабельным, имеет свою собственную систему управления. Один из торговых домов берёт продукцию в Хакасии – ягоды, грибы, и распространяет дальше. Другая организация находится в Перми, вышла на международный уровень, ворочает миллионами, выпуская ценнейшую продукцию. А возможности Туруханского, Северо-Енисейского районов и Эвенкии безграничны. Думаю, вы представляете, с кем вам придётся бодаться, чтобы отстаивать интересы края? Сейчас министерство атакует ассоциация лесопромышленников, где вальщик леса получает мало, а крупные тузы – очень много. Среди последних есть олигархи. Они предлагают разбить северную часть территории на квадраты и выпиливать лес. Подобные угрозы реальны. Они атакуют и добиваются, буквально наезжая на министерство природопользования, однако есть неплохие тенденции, потому что начальство тоже стало осознавать опасность. Необходима информация о проблемах с мест. Куда пойдёт то, о чём мы сегодня говорим? Кто нас услышит, кроме читателей газеты? Информация – единственная технология, которая может дать какой-то результат. Осмысление всех проблем, их экспертная проработка, а потом можно атаковать хоть кого. Прокуратура, дайте частное определение властным структурам о существующих проблемах, о том, что надо что-то делать.
Участники круглого стола обсудили проект рекомендаций на имя губернатора Красноярского края. В ходе дискуссии мнения разделились. Часть участников круглого стола, в лице представителей администрации Эвенкийского муниципального района, агентства по делам Севера и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края, а также одного из депутатов Эвенкийского райсовета высказались против их принятия. Другая часть в лице представителей ассоциации "Арун", нескольких депутатов Эвенкийского райсовета поддержала проект. С деталями обсуждения можно ознакомиться при просмотре видеозаписи круглого стола.
Рекомендации
участников Круглого Стола «Пути и методы обеспечения конституционных прав коренных малочисленных народов (на примере Эвенкии)»
проведенного редакцией газеты «Красноярский рабочий» и информационным порталом «Бизнес-Сайт» от 9 февраля 2012 г.
Участники Круглого Стола «Пути и методы обеспечения конституционных прав коренных малочисленных народов (на примере Эвенкии)», представляющие органы государственного надзора и контроля, органы местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, средства массовой информации Красноярского края, общественные организации коренных малочисленных народов, ученых-экспертов, заслушав и обсудив информацию о проблемах обеспечения конституционных прав коренных малочисленных народов по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни,
- приветствовали принятие Законодательным Собранием Красноярского края Закона Красноярского края «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» от 25.11.2010 № 11-5343,
- отметили принятие распоряжением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 602-р «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2010 – 2015 годы» и реализацию долгосрочной целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера» на 2012 - 2014 годы»,
- поддержали деятельность уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае, прокуратуры Красноярского края, Красноярской природоохранной прокуратуры, прокуратуры Эвенкийского муниципального района, Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, Главного следственного управления Следственного комитета России по Красноярскому краю по обеспечению надзора и контроля за деятельностью органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района.
Вместе с тем, обратили внимание на следующие проблемы:
- Эвенкийским районным Советом депутатов и Администрацией Эвенкийского муниципального района не устраняются нарушения выявленные Прокуратурой Эвенкийского муниципального района и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю;
- Эвенкийским муниципальным районом реализуются переданные полномочия по обеспечению конституционных прав коренных малочисленных народов без учёта социального и экономического эффекта;
- Администрация Эвенкийского муниципального района не осуществляет нормативно-правовое обеспечение деятельности муниципальных предприятий, осуществляющих традиционные виды хозяйствования, и контроль по обеспечению конституционных прав коренных малочисленных народов;
- Администрация Эвенкийского муниципального района не осуществляет управление в области комплексного решения задач по развитию инфраструктуры в местах компактного проживания коренных малочисленных народов;
С момента образования Эвенкийского муниципального района и принятия Устава Эвенкийским районным Советом депутатов:
- не определён порядок участия коренных малочисленных народов Севера и их уполномоченных представителей в подготовке и принятии органами местного самоуправления муниципального района решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, (пункт 13 статьи 16);
- не установлен порядок формирования и деятельности советов представителей коренных малочисленных народов Севера при органах местного самоуправления муниципального района (пункт 14 статьи 16);
- не установлены общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности (пункт 15 статьи 16);
- не определены меры поддержки, необходимые для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры коренных малочисленных народов Эвенки (пункт 15.1 статьи 16).
Участники Круглого cтола выразили озабоченность по имеющим место фактам нарушения избирательного законодательства в Эвенкийском муниципальном районе в отношении кандидата из числа коренных малочисленных народов в период избрания депутатов Законодательного Собрания Красноярского края в декабре 2011 года.
В целях обеспечения конституционных прав и интересов коренных малочисленных народов, во избежание негативных социальных последствий, Участники Круглого стола обращаются:
к П.И.Суворову, главе Эвенкийского муниципального района с предложением:
- устранить выявленные нарушения в принятых муниципальных актах в соответствии с внесенными представлениями и протестами Прокуратуры Эвенкийского муниципального района;
- создать рабочую группу совместно с уполномоченными организациями самоуправления коренных малочисленных народов:
- по разработке механизмов реализации норм, предусмотренных пунктами 13-15.1 статьи 16 Устава Эвенкийского муниципального района, обеспечивающих гарантии и права коренных малочисленных народов;
- по анализу и разработке нормативной правовой базы, определяющей особый статус Эвенкийского муниципального района;
к В.С.Яроцкому, главе Администрации Эвенкийского муниципального района с предложением:
- устранить выявленные нарушения в соответствии с внесенными представлениями и протестами Прокуратуры Эвенкийского муниципального района;
- представить предложения в Правительство Красноярского края по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2010-2015 годы на территории Эвенкийского муниципального района;
к К.А.Бочарову, председателю избирательной комиссии Красноярского края с предложением:
- произвести проверку деятельности Илимпийской территориальной избирательной комиссии Красноярского края в период подведения итогов избрания депутатов Законодательного Собрания Красноярского края и поставить на особый контроль дальнейшую работу Илимпийской территориальной избирательной комиссии Красноярского края;
к В.Ю.Кузубову, первому заместителю Губернатора Красноярского края – руководителю Администрации Губернатора Красноярского края с предложением:
- создать и возглавить рабочую группу с привлечением представителей уполномоченных организаций самоуправления коренных малочисленных народов и независимых экспертов по координации деятельности органов государственной исполнительной власти Красноярского края по выработке регионального механизма обеспечивающего реализацию конституционных прав и интересов коренных малочисленных народов на региональном и муниципальном уровне;
- вынести на очередное заседание Совета при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции вопрос о соблюдении антикоррупционного законодательства в деятельности Эвенкийского районного Совета депутатов и Администрации Эвенкийского муниципального района;
к В.П.Томенко, первому заместителю Губернатора Красноярского края – Председателю Правительства Красноярского края с предложением:
- поручить Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края разработать комплексную долгосрочную программу социально-экономического развития «северных территорий», включающую меры государственной поддержки сельскохозяйственным производителям, а также разработать нормативную правовую базу по её реализации.
Л.В.Кузнецову, Губернатору Красноярского края с просьбой взять под личный контроль выполнение изложенных рекомендаций.
Сергей ПАВЛЕНКО.
Фото Дмитрия СЕМЕНКОВА.