21-22 сентября в Красноярске одновременно с традиционно проводимой выставкой «Эксподрев -2022» в МВДЦ «Сибирь» пройдет Первый международный форум «Леса России». Крайне важно, чтобы этот форум не завершился банальной говорильней, а смог выработать подходы к решению проблем лесной отрасли, которые особенно ярко вызрели после начала специальной военной операции. Цель настоящей статьи дать лишь некоторые мазки в этом направлении.
Заготовка древесины комплексом Джондир
Вводные замечания
У лесной отрасли два основных рукава. С одной стороны, это лесное хозяйство, которое отвечает за то, чтобы был должный порядок в российских лесах, за их сбережение и восстановление, а с другой -- лесопромышленность и деревообработка, которые изготавливают продукты на основе лесной сырьевой базы.
По информации пресс-секретаря министерства лесного хозяйства Красноярского края Анастасии Пчёлкиной, Красноярский край занимает третье место в России по лесовосстановлению с минимальным отрывом от регионов, занимающих первые два места. Динамика лесовосстановительных работ такова, что вполне реально решить к 2024 году важнейшую задачу, а именно добиться ситуации, когда площади вырубленных и погибших насаждений на все сто процентов компенсируются работами по лесовосстановлению и лесоразведению.
Красноярский край удерживает второе место по производству пиломатериалов и второе место по выпуску пеллет среди всех субъектов Российской Федерации.
Прошлый год для нашей лесопромышленности был на редкость удачным. Благоприятная рыночная конъюнктура позволяла лесозаготовителям и деревообработчикам иметь вполне приличные доходы. Но с началом санкционной войны после 24 февраля сего года ситуация существенно изменилась. Европейский рынок пиломатериалов закрылся для отечественной продукции. На других экспортных рынках, да и внутреннем тоже, потребители пиломатериалов это известие встретили с воодушевлением, стали играть на понижение цен.
По данным Красноярскстата, объем лесозаготовок в Красноярском крае в первом полугодии этого года вырос на 2,5 процента. Однако нет особых сомнений в том, что третий квартал этого года покажет спад. Так, уже в июле, то есть последнем месяце второго квартала, по данным того же Красноярскстата, индекс производства деревообрабатывающих производств в крае составил лишь 89,4 процента от соответствующего показателя годом ранее.
Отрадно, что среднемесячная начисленная зарплата работников этих предприятий отнюдь не снизилась, а выросла на 23,7 процента. Нужно также отдать должное их руководителям: заботятся о своих работниках, несмотря на нарастающие трудности.
Начало проблем
Цех пиления
Рынки сбыта – это главное для любого бизнеса. Коллективный Запад, затеявший против России санкционную войну, прекрасно понимает, что пока у наших производителей есть рынки сбыта, её невозможно экономически сломать. Закрывая свои и пытаясь закрыть подконтрольные ему другие рынки для России, он пытается этого добиться.
В апреле 2022 года в Союз лесопромышленников Красноярского края поступило письмо от директора ООО «Горлесмет» Н.В. Горбачёва. В нем были озвучены главные проблемы лесозаготовителей на тот момент: во-первых, резкое сокращение покупателей лесопродукции; во-вторых, падение цен на лесопродукцию; в-третьих, отсутствие либо большое подорожание импортной техники и запасных частей (на отечественные запчасти тоже).
Напомню, что в то время доллар тогда был очень крепок по сравнению с рублем. Банк России вскинул ключевую ставку до 20 процентов, и люди лихорадочно скупали зарубежную валюту. С конца мая ситуация стала меняться. Под влиянием антисанкционных мер, предпринятых по инициативе Владимира Путина, а особенно перехода к продаже газа европейцам исключительно за рубли, отечественная валюта стала стремительно крепчать. Возникла другая напасть. При крепком рубле прибыльный экспорт пиломатериалов и пеллет за рубеж стал практически невозможен.
О ситуации, которая сложилась в отрасли в летнее время, я беседовал со многими лесозаготовителями и представителями деревообрабатывающей промышленности. Практически все они просили не оглашать их имена. Поэтому я очень признателен Николаю Горбачёву, который единственный из лесозаготовителей, с которыми я беседовал, разрешил упоминать его имя. Кстати, нашел я его благодаря упомянутому выше письму, которое было опубликовано на сайте Союза лесопромышленников Красноярского края.
Цены и рынки сбыта
-- У меня лежит на базе 8 тысяч кубометров круглого леса и более трех тысяч кубометров сухого материала, -- рассказывает Николай Васильевич. -- Не знаем куда его деть. Круглый лес начинает портиться. Смысла заходить в лес и рубить дальше пока нет. Потому что не сможем его продать. Европейский рынок закрылся, а китайский резко сократился в объемах. Большую роль играет то, что курс доллара стоит на месте. Надо, чтобы доллар хотя бы 80 рублей стоил. Цены привязаны к доллару. При нынешнем маленьком долларе в рублевом эквиваленте они стали просто смешными, в 3-4 раза меньше, чем те, по которым мы отдавали продукцию зимой. Сегодня часть леса вынуждены отдавать ниже себестоимости себе в убыток.
Китайцы, кстати, в такой же ситуации. У них в Китае тоже половина заводов стоит. Мы с ними плотно работали. Китайцы многим из нас должны. Они с нами рассчитываются в рублях, а их валюта тоже к доллару привязана. В условиях крепкого рубля они с нами не могут рассчитаться. Потому что если поменяют юани на рубли и нам заплатят, то сами потерпят крупные убытки.
Что же касается внутреннего рынка, то он нашу продукцию по приемлемым ценам взять не может. Бизнес теряет смысл.
Логистика
Импортное оборудование в цехе пиления
Немалое влияние на конкурентоспособность отечественных лесопромышленников оказывают грузовые железнодорожные тарифы. Вот пара цифр из бюллетеня Красноярскстата, опубликованного в сентябре. По состоянию на июль 2022 года, цены на грузовые железнодорожные перевозки выросли по сравнению с декабрем 2021 года на 18 процентов. В то же время цены на автомобильные грузоперевозки выросли лишь на 5,3 процента. Чувствуете разницу? Но и это еще не всё. Чтобы лес перевезти нужно еще и заплатить за аренду вагона. Эти цены, по словам участников рынка, тоже существенно выросли. Вот и получается, что естественная монополия ОАО «РЖД», контрольный пакет которой находится у государства, своими тарифами резко снизила конкурентоспособность лесопромышленников края.
Конечно, у железной дороги с началом спецоперации возникли определенные сложности. Часть вагонов осталась на Украине, часть – задействована в перевозках военных грузов. Вполне логично, что из-за этого возник определенный дефицит вагонов для перевозки грузов мирного назначения. Но почему этот дефицит повлек за собой рост цен на гражданские грузоперевозки? Почему государство, которому принадлежит контрольный пакет акций ОАО «РЖД», позволило этой компании резко поднять тарифы на перевозки мирных грузов? Здесь наблюдается явный недосмотр со стороны федеральных властей.
Кстати, Сибирь подобное уже проходила. К примеру, в годы русско-японской войны 1904-1905 годов объем гражданских грузов, перевозимых по Сибирской железной дороге был сначала резко сокращен, а через некоторое время вовсе прекращен, так как магистраль была перегружена воинскими эшелонами. Но в ту эпоху тарифы на перевозки общехозяйственных грузов не поднимали.
Перспективы параллельного экспорта
Рассказывает руководитель одной из лесозаготовительных компаний:
-- Наши представители ездили в Турцию с целью договориться, чтобы через эту страну наш пиломатериал в Европу гнать. Сделка не состоялась. Турки затребовали комиссионные в размере почти 50 процентов. Невыгодно. Тогда был отправлен гонец в Грузию. Там сказали: откройте компанию, счет в банке, но для начала руководитель предприятия должен написать письмо, что он против войны с Украиной. Наш представитель не мог не повернуться и уехать ни с чем домой. Пытались работать с Узбекистаном. Результат отрицательный. Транспортная составляющая все съедает.
Местные мелочи
А теперь снова предоставлю слово Николаю Горбачёву:
-- Цены на энергоносители постоянно повышаются. С осени еще ждем скачок цен на топливо. Плюс цены на электроэнергию постоянно растут. Недавно с Китаем разговаривал. Так вот, у них электроэнергия, которую они получают из России дешевле, чем у нас в Красноярском крае. В этом году существенно выросли и цены леса на корню. Надо снизить эту цену. Не сильно от этого обеднеет бюджет. Он потеряет гораздо больше, если люди, которые у нас работают, не смогут получать заработную плату. В Богучанском районе на малом и среднем бизнесе держатся все поселки. К тому же мы являемся градообразующим предприятием. Вся поселковая инфраструктура, дороги, школы, больницы фактически держится на нас. Сейчас у моего предприятия около ста работников. Сторожа работают, остальные по существу сидят по домам. Нет смысла отправлять их в лес. Не сможем мы работать, не пойдут налоги в местный бюджет.
Политика краевой власти
Сушильный комплпекс
Понятно, что ситуация критическая. Надо отдать должное краевой власти. Она пытается помочь лесопромышленному комплексу. В 2022 году в крае были приняты два закона, связанных с обеспечением населения дровами и поддержкой лесопользователей. Так, специальным законом были увеличены нормативы заготовки дров для отопления жилья и хозяйственных построек. Для жителей края (кроме северных территорий) норма бесплатной заготовки дров была увеличена с 20-и до 25 кубометров. В северных районах этот показатель вырос с 30 до 35 кубометров.
По признанию представителя ЦК Российского профсоюза лесных отраслей в Красноярском крае Владимира Пиманова, в лесном бизнесе немало проявлений криминального типа. В 2020 году президент России Владимир Путин даже проводил специальное совещание на тему о декриминализации лесного комплекса. С моей точки зрения, бесплатные кубометры дров для пенсионеров ранее порою провоцировали явления, когда нарушается закон.
Простой пример. Бабашка хочет получить свои 25 кубометров дров. Сама рубить не может. Она приходит к лесозаготовителю. Денег у нее нет. Поэтому, как правило, рассчитывается с лесозаготовителем частью срубленного леса. А что делать лесозаготовителю? По закону он не имеет право продавать лес, отпущенный пенсионеру на дрова. Поэтому продает его вчёрную. Вот и растет и ширится движение так называемых чёрных лесорубов. Чтобы решить эту проблему необходимо монетизировать эту льготу: выделять пенсионерам не право на бесплатные дрова, а деньги на дрова.
Поэтому не могу не приветствовать принятие краевого закона, которым впервые в истории края выделяются субсидии на заготовку дров для определенных категорий граждан сельской местности. На эти цели выделено 2 млн. рублей. Не бог весь какая сумма, если говорить о всем Красноярском крае. Но все же – подспорье. Господдержку на проведение этих работ смогут получить лесозаготовители. Правда, пока еще не разработаны нормативы, как и сколько платить этим работникам лесной нивы. Соответственно, приступить к реальной реализации этого закона еще не успели.
Кроме того, в 2022 году на уровне края принято решение о предоставлении отсрочки лесозаготовителям по внесению арендных платежей в региональный бюджет. Суммы, которые должны быть внесены с 1 марта по 31 декабря 2022 года, можно будет внести до 31 марта 2023 года. Тоже в принципе неплохой почин. Правда, следует учесть, что упомянутые арендные платежи делятся на две части. Одна из них, наиболее увесистая, поступает в федеральный бюджет, оставшаяся доля – в краевой. На федеральном уровне пока подобное решение не принято. Да и край решился дать лесозаготовителям лишь отсрочку, а не полное списание платы.
Когда лесозаготовитель в лесу лес рубит, то очень часто не может он полностью выполнить условия по обязательной очистке лесосеки. Опытный проверяющий при желании всегда изъяны найдет и штраф выпишет. В этой части в конце лета краевые власти штрафы отменили. Впрочем, если рыночная конъюнктура не изменится, то и скоро штрафовать будет некого. Так что мера эта не сможет стать большим подспорьем для лесной промышленности.
В общем, увы, от региональных властей лесопромышленники пока серьезных преференций не получили. Да и вряд ли смогут получить. В условиях, когда все леса в федеральной собственности значатся, не обладает регион достаточными полномочиями для решения проблем работников лесной нивы.
Что же делать?
Первое – это, конечно, грамотная и ответственная работа с федеральным центром. Не секрет, что благополучие тех или иных отраслей как на всероссийском, так и региональном уровне во многом зависит от лоббистских возможностей её представителей. Взять к примеру, чёрную металлургию. Предприятия этой отрасли приносят очень немалый вклад в бюджетную копилку. И как только возникли у них проблемы со сбытом продукции на внешние рынки из-за слишком чрезмерного укрепления рубля, так сразу же из российского правительства раздались голоса о необходимости оказания им поддержки. Нет никаких сомнений, что власти постараются лишить проблемы отрасли.
Лесная отрасль не в меньшей мере от санкций пострадала. Однако до сих пор на федеральном верху ещё впрямую не говорили об её проблемах.
Сформулирую несколько предложений для нормализации ситуации в лесной отрасли.
Во-первых, с моей точки зрения, на форуме «Леса России» необходимо жестко поставить вопрос о необходимости быстрого ослабления курса рубля. Один из инструментов решения этой задачи – кардинальное снижение ключевой ставки Банка России. Не секрет, что главными и очень влиятельными интересантами поддержания высокой ключевой ставки, а стало быть и высоких ставок на кредиты являются коммерческие банки. Надо урезать их аппетиты и дать возможности как бизнесу, так и гражданам кредитоваться по низким процентным ставкам. Банки, конечно, против. Их многочисленные и часто проплаченные эксперты с умным видом говорят, что низкая ключевая ставка не только рубль ослабит, но и чревата повышенной инфляцией. Однако в стране уже больше трех месяцев, как наблюдается дефляция.
Главная пугалка банкиров, что при низкой ключевой ставке люди начнут забирать деньги из банков, то есть порушат крепость финансовой системы, сейчас уже не имеет под собой почвы. Доллар и евро россиянам в нынешнюю пору не очень нужны - слишком больны эти валюты. К китайскому юаню далеко не многие привыкли. Зарабатывать на фондовом рынке не все умеют. Люди вынуждены будут хранить деньги в рублях, хотя и проценты по вкладам уменьшатся.
С точки зрения экономии бюджетных средств и создания благоприятных условий для ведения бизнеса, резкое снижение ключевой ставки гораздо более предпочтительно, чем проект по введению нового бюджетного правила, согласно которому сверхдоходы от продажи углеводородов за рубежом должны направляться с целью ослабления рубля на закупку юаня и других «дружественных» валют.
16 сентября совет директоров Банка России должен принимать решение о ключевой ставке. Крайне важно, чтобы он её снизил с нынешних восьми процентов не на полпроцента или процент, а на гораздо больший порядок. Снижение ставки должно быть именно резким. У лесной промышленности, черной металлургии и ряда других экспортно-ориентированных отраслей просто нет времени ждать, когда постепенно ослабнет рубль.
Вторая тема, на которой следует заострить внимание, -- это логистика. Конечно, эту проблему враз не решить. Отладить новую логистику быстро не получится. Нужно ускоренно строить новые транспортные коридоры, например, начать, наконец, реально сооружать железную дорогу Курагино – Кызыл, которая при своём продолжении через Монголию (о чём есть предварительное согласие по финансированию китайской стороны) может облегчить транспортное сообщение с Китаем.
Но кое-что можно сделать быстро. А именно обуздать аппетиты ОАО «РЖД» по повышению тарифов на грузоперевозки.
В-третьих, следует, пожалуй, снизить цены леса на корню. Хотя бы до лучших времён, когда рыночная конъюнктура на лесоматериалы улучшится.
Заслуживает внимания и вопрос о снижении тарифов на энергоносители и электроэнергию, в том числе и путем выделения субсидий лесопользователям. Кстати, как недавно сообщил в своем интервью вице-премьер правительства -- министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь, бюджет региона уже три года выполняется с профицитом.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.
От редакции. Предложения автора не бесспорны. Предлагаем читателям высказаться по существу выдвинутых в статье предложени
Источник: "Красноярский рабочий"
На сайте газеты "Красноярский рабочий" можно принять участие в обсуждении материала