Подготовка судов к заводскому ремонту, в т.ч. на судоремонтном предприятии в Крыму, производится заказчиком в соответствии с установленными положениями. Перед постановкой судна на завод судовладелец обязан привести его в состояние, обеспечивающее возможность своевременно начать ремонт. Ответственность за своевременную подготовку судна к ремонту, качество и полноту составления ремонтных ведомостей несут капитан и старший механик. Вывод судна из эксплуатации на ремонт оформляется приказом по судоходной компании, сдача судна в ремонт - соответствующим актом.
Подготовка судна к ремонту включает:
- подготовку технической документации;
- выполнение установленного перечня работ по подготовке судна к ремонту.
Подготовка технической документации начинается с подготовки первичного технического документа для любого вида ремонта - ремонтных ведомостей. В ведомостях перечисляют номера подлежащих ремонту комплектов и узлов судна по действующим заводским или унифицированным прейскурантам типовых ремонтных работ с указанием количества и объема. По работам, не предусмотренным прейскурантами, составляют обычную ведомость. По всем видам ремонта раздельно составляют ведомость нулевого этапа, доковых и ремонтных работ. Каждая ведомость (за исключением ведомости доковых работ) содержит разделы работ по корпусной, механической, электротехнической и радионавигационной частям.
Основными исходными материалами для составления ведомостей на ремонт судна служат: формуляры технического состояния корпуса и механизмов СЭУ; акты освидетельствования Регистра; акты инспекторских осмотров; акты, предписания и требования органов надзора; нормы допускаемых износов элементов корпуса, деталей механизмов; данные осмотров и наблюдений в процессе эксплуатации. Для того, чтобы заявленный в ремонтных ведомостях объем работ соответствовал фактически необходимому, лица командного состава, ответственные по заведованиям, должны хорошо знать состояние судовых технических средств и корпуса судна, вести тщательный учет, систематизировать и обобщать материалы по износам, повреждениям и отказам. Перед непосредственным составлением ремонтной ведомости на судне лица командного состава представляют старшему механику перечни работ по своему заведованию. Он вносит соответствующие коррективы и составляет ремонтные ведомости по судну в целом.
Судовая администрация представляет ремонтные ведомости в технический департамент компании до постановки судна в ремонт в следующие сроки:
- на работы нулевого этапа: за 7- 4 мес;
- на ремонтные работы: за 4 - 2 мес; восстановительный ремонт - за 7 мес; аварийный - после окончания осмотра аварийных повреждений; на докование - за 1 мес.
Технический суперинтендант корректирует представленные судном ремонтные ведомости, уточняет соответствие ремонтных работ отпущенному лимиту средств и передает их судоремонтному предприятию до планируемой постановки судна в ремонт в следующие сроки:
- на ремонтные работы: за 3 – 1,5 мес; восстановительный ремонт - за 6 мес; аварийный ремонт - одновременно с постановкой судна в ремонт; на докование - за 10 сут;
заказы по нулевому этапу для ремонтов - за 3 -6 мес; заказы на модернизационные работы, переоборудование и дооборудование судов - за 6 мес до планового срока выполнения этих работ.
С получением от компании ремонтных ведомостей судоремонтное предприятие организует их тщательную проработку, цель которой - установить технические возможности предприятия; выполнить предъявленную номенклатуру работ; уточнить формулировки и предлагаемый объем основных и технологически необходимых (сопутствующих) работ; уточнить номенклатуру СЗЧ и других изделий, подлежащих поставке судовладельцем; составить перечень дефицитных материалов, в том числе материалов, требуемых в больших количествах; подготовить необходимую для ремонта техническую документацию (чертежи, типовые технологические документы, бланки замерных карт и т.п.). Проработанная и согласованная ремонтная ведомость служит основанием для составления сметно-финансового расчета и выдачи цехам заказов на демонтаж и подготовку объектов к дефектации.
Перечень работ по подготовке судна к ремонту и сроки их выполнения устанавливают по согласованию с заводом. Обычно в него включают следующие работы:
- по корпусу: очистку трюмов, льял, пиков, междудонных отсеков, цистерн, топливных танков; удаление мусора и грязи в тех местах, где предусмотрено производство ремонтных работ; вскрытие горловины; проветривание, дегазацию топливных танков; очистку и дегазацию дек машинного отделения; удаление из ремонтируемых помещений инвентаря, съемного оборудования и разного имущества, мешающего работам, а также горючих и легковоспламеняющихся материалов;
- по паровым котлам: спуск пара и воды; очистку котла со стороны огневого пространства; удаление, при необходимости, кирпичной кладки в топках;
- по главным двигателям и вспомогательным механизмам: удаление воды, масла, топлива; наружную очистку и протирку механизмов, подлежащих ремонту, а также консервацию или уборку с мест приборов контроля и автоматики;
- по судовым системам: продувку и освобождение от воды, масла и топлива всех трубопроводов, подлежащих ремонту.
Если по условиям эксплуатации зачистить и дегазировать танки в последнем перед ремонтом рейсе невозможно, то эти работы выполняют за счет эксплуатационного или ремонтного времени в порту. Зачистку танков производят силами судового экипажа или силами береговых предприятий. Кроме топливных и масляных танков, зачищают также балластные танки от ила и грязи.
После окончания подготовки к ремонту на судно вызывают представителей судоремонтного предприятия, которые определяют готовность к ремонту и совместно с заказчиками подписывают акт приемки судна в ремонт. Дата подписания акта считается началом ремонта судна.