Прежде всего, задумался я над самим термином «модернизация» в применении к экономике. Это, что же, экономика устарела? Какая в этом логика?
В общем, в какой-то момент осенила меня светлая мысль о том, что не стара наша экономика. Не стареет она, а болеет. Причем, довольно серьезно уже болеет! Вот только чем конкретно, сказать сложно.
С головой что-то не так и принимаются порой не вполне верные решения; зрение и слух подводят местами, искажая данные; где-то рука дрожит и задаются неверные воздействия; с ногами что-то и хромаем мы где-то далеко не в первых рядах,... Про внутренние органы не буду.
Есть масса симптомов: коррупция, непрофессиональное управление, низкая производительность труда, устаревшие средства производства и используемые технологии…
Возможно, это и есть сами болезни, а не симптомы, я не силен в медицинских терминах. Однако одно знаю твердо — прежде, чем приступать к лечению, требуется диагностика.
Суть диагностики — получение адекватной и актуальной ИНФОРМАЦИИ о том или ином органе, вплоть до организма в целом. Столь же важен этот этап, на мой взгляд и для экономики. Городской, региональной или всей страны не велика разница.
К чему приводит получение некачественной или несвоевременной информации? Пожалуйста примеры из СМИ:
· в этом году зима вновь наступила внезапно и дороги до сих пор нечищены;
· уже вторую неделю коммунальщики пытаются найти место порыва магистрали холодного водоснабжения, чтобы устранить его;
· в результате перепроизводства зерновых в регионе возникли серьезные проблемы со сбытом и хранением урожая;
· доблестные оперативники обнаружили в гаражах нелегальное антисанитарное производство мясных изделий, которые поставлялись в магазины города;
· авария на СШГЭС...;
· энергетики города заявили, что 10% производимого ими тепла возвращается обратно в котельные;
· для регистрации земельного участка приходится совершить не менее 6 поездок в различные инстанции по городу;
· наряду с объявленной борьбой за энергосбережение проспект Мира до сих пор блистает новогодней раскраской.
Информационные технологии — тот самый инструмент, что может перерабатывать огромные объемы данных и выдавать требуемую ИНФОРМАЦИЮ адресно и в нужное время.
Однако, и тут не все так гладко, как может показаться. Есть определенные сложности, так сказать, на разных фронтах.
1. Не все руководители (лица, принимающие решения) в полной мере осознают значимость качественных прикладных информационных технологий и не придают им требуемой важности. А, как Вы все знаете, без заинтересованности «первого лица» ни одно внедрение проекта не может быть успешным. И даже не всякий заинтересованный руководитель рискнет провести инжиниринг или реинжиниринг.
2. Не все ИТ-компании, специалисты или «околонаучные» сотрудники в полной мере осознают прикладную ценность тех технологий и проектов, что они могли бы реализовать. Многие из тех, кто осознает, вынуждены выживать, а не созидать. В результате либо на алтарь приносятся амбиции, либо происходит та самая «утечка мозгов», о которой непрестанно говорится вокруг.
3. Сложности взаимопонимания. Создатели и Потребители (назовем так тех, кто создает или внедряет технологии, и тех, кто их потребляет) словно общаются на разных языках. Мало кто, из Создателей, способен грамотно донести свои идеи или даже проекты до Потребителя (в самом широком понимании, включая инвесторов и венчур). Мало, кто из Потребителей имеет способность и желание услышать и понять о новшествах и преимуществах, которые они могли бы получить.
Я намеренно так всех обобщаю и обхожу момент, связанный с взаимоотношениями власти и бизнеса, т.к. об этом есть в моих предыдущих статейках.
Возможно я ошибаюсь, но после того, как Барак Обама выиграл президентское кресло во многом благодаря Интернету, многие крупные руководители несколько поменяли свое отношение к ИТ, включая и нашего Президента Д.А.Медведева.
Однако, я бы хотел выделить два препятствия:
А. ИТ долгое время искусственно «раздувались» в модных направлениях, порою, в ущерб результатам. Гонка за модернизацией техники, закупка и внедрение неприспособленных к российской действительности западных автоматизированных систем, дорогостоящее оборудование, визуализирующее те же данные, но не дающее информацию и т.д. В результате сформировался серьезнейший кризис доверия к технологиям. И этот кризис продолжает нарастать в результате достаточно хромого функционирования 94-ФЗ.
Б. Основная, присущая человеку, кинестетическая сущность, заставляющая иметь возможность «пощупать» предлагаемое, не всем позволяет всерьез обращать внимание на информационные технологии в чистом виде. Сколь угодно много наблюдал готовность руководителей покупать новое оборудование, компьютеры, технику без сколько-нибудь значимых положительных последствий для предприятия. Но так же редко встречал готовность к внедрению информационных систем, позволяющих снижать производственные затраты на 20% и более. Мотивации же производств, составляющих основу экономики, на НИОКР не стало. Потому и серьезного развития не наблюдается.
Еще хотелось бы предостеречь от заблуждения в том, что нам удастся где-то купить передовые технологии. По этому пути можно лишь чуточку нагнать лидеров, но не догнать их.
Считаю, что для запуска качественной ДИАГНОСТИКИ экономики и ее ЛЕЧЕНИЯ (можете называть это МОДЕРНИЗАЦИЕЙ) необходимо выполнение следующих первых шагов «навстречу»:
1. Со стороны государства: Создание ответственного за системное и результативное внедрение информационных технологий Органа на уровне региона, подотчетного Губернатору или Председателю Правительства КК (не ниже!).
2. Со стороны ИТ-бизнеса: Формирование некоммерческой экспертной организации, как связующего элемента, способного вникнуть в имеющуюся проблематику реальных секторов экономики, городов и региона в целом, и совместно с государственным региональным ИТ-Органом осуществлять системную проработку плана внедрения технологий и управление его реализацией.
В результате выполнения этих шагов мы получим:
· Формирование единого проблемного поля для системного подхода к его устранению.
· Получение адресной, своевременной и достоверной информации без дублирования и непроизводственных расходов. Снижение числа ошибок, аварий и внештатных ситуаций.
· Развитие «портфеля» необходимых компетенций для решения задач из проблемного поля.
· Приоритезацию проблем и выявление наиболее отсталых секторов для «точечных» внедрений новых технологий в рамках системного подхода.
· Развитие предпринимательства и малого бизнеса качественно нового уровня. Информационная доступность приводит к конкурентной среде и саморегуляции рынка.
· Улучшение экономических, экологических и социальных показателей. Повышение уровня жизни населения через получение качественно новых услуг...
Уже по итогам Конференции обнаружилось еще одно серьезное препятствие движению вперед. По выступлениям и возражениям "государевых людей" достаточно высокого уровня выявляется вопиющий процесс самообмана (или обмана) и глобальное заблуждение в том, что компьютеры+Интернет - это и есть информационные технологии.
С таким же успехом колесо можно называть автомобилем!
Информационные технологии - это комплексное решение, обязательно включающее программно-интеллектуальную ПРИКЛАДНУЮ начинку.
Самыми общими словами - это компьютеры (или другие устройства хранения и обработки данных), объединенные в сети, имеющие связь с внешним миром (интернет, интранет) и с обязательной интеллектуальной начинкой (ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ), превращающей массивы данных в адресную ценную ИНФОРМАЦИЮ.
Тем более важным и необходимым является выполнение тех двух шагов, что мне видятся.