В столице открыли станцию «Печатники» МЦД-2, она повысит транспортную доступность юго-востока Москвы для 360 тысяч москвичей. С Петербургом сложнее. Вместо того, чтобы повышать доступность, тут снижают проходимость.
Ко Дню России столичный мэр Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров открыли вокзал «Печатники» МЦД-2. Объект обеспечивает связь Московского центрального диаметра-2 и Люблинско-Дмитровской линии метро. В ближайшее время станцию также соединят с Большой кольцевой линией метрополитена, сформировав большой транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Это позволит повысить комфорт перемещения для 360 тысяч горожан.
Новая станция расположена между станциями «Люблино» и «Текстильщики», она представляет собой трехуровневый комплекс из двух платформ с навесами типа «ласточкин хвост» и наземным пассажирским терминалом. По предварительным оценкам к 2025 году пассажиропоток станции достигнет 8,5 тыс. пассажиров в сутки. Открытие вокзала «Печатники МЦД-2» – это первый этап формирования крупного ТПУ, который улучшит транспортную доступность сразу трех районов столицы.
«Новая станция, а по сути – полноценный вокзал – является первой очередью крупного пересадочного узла, который сегодня объединяет Люблинско-Дмитровскую линию метро и МЦД-2. А уже через несколько месяцев к ним добавится и Большая кольцевая линия метро», – рассказал на открытии мэр Сергей Собянин.
«Печатники» станут 13-м ТПУ на втором Московском центральном диаметре. Его полное формирование собираются закончить к 2023 году. Программа по строительству пересадочных узлов реализуется в Москве около 11 лет и уже принесла результат: загрузка наземной дорожной сети в мегаполисе снизилась на 7%.
При этом Москва пока является единственным российским городом, где в рамках масштабной транспортной реформы массово строятся ТПУ. В то же время Петербург начал переход на новую модель транспортного обслуживания пассажиров. Массовая смена маршрутов, расписания которых не успевают обновлять, приводит к путанице и столпотворениям на остановках. Одновременно на дорогах города начались массовые ремонтные работы. Снижение пропускной способности дорог уже вызывает море негативных эмоций, люди надеются сэкономить время, спускаясь в подземку. Однако пересадка на метро ситуацию не спасет – по заявлениям экспертов петербургский метрополитен развивается с сильным отставанием от потребностей города. Так что петербуржцам остается лишь жаловаться на ДТП с участием новых автобусов, введенных в строй Смольным, да костерить очереди на входе в вестибюли метро.
По мнению специалистов, транспортная реформа в Петербурге решит только часть проблем. Без развития подземки вопрос загруженности городской дорожной сети останется открытым. Стоит отметить, что в Петербурге давно задумались о развитии сети ТПУ по примеру Москвы. Еще в прошлом году появился инвестор, готовый реализовать ее на собственные и привлеченные средства. Смольный даже подписал рамочное соглашение с ООО «Мегалайн» на постройку 61 ТПУ за 186 млрд рублей. Однако пока компания добивается согласований со стороны городских комитетов, ничего не изменилось. Чиновники попросту не дают компании начать строительство. И вместо возведения узлов, петербуржцам приходится разве что наблюдать, семимильные шаги, которыми двигается вперед московский транспортный комплекс. Там число пользователей метро и автобусами только растет – жители периферии предпочитают оставлять свои автомобили на перехватывающих парковках, чем часами простаивать в пробках в центре.
«Во всем мире принято так, что люди доезжают до ближайшей транзитной остановки скоростного транспорта, в основном железнодорожного или метрополитена, и, соответственно, пересаживаются туда, тем самым разгружая дорожную сеть», – объясняет руководитель «Мегалайн» Геннадий Корупятник.
Кроме того, по словам генерального директора компании-инвестора, ТПУ подтолкнет развитие депрессивных городских районов за счет улучшения их транспортной доступности и появления новых рабочих мест. Однако пока компания добивается согласований со стороны городских комитетов. В случае получения таковых инвестор готов сдать пилотный ТПУ к концу 2024 года. В Москве к этому сроку появится уже 40 таких объектов.