Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 15:42:37
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Региональные торгово-промышленные палаты как инструмент продвижения российской продовольственной продукции на зарубежные рынки

 Сегодня торгово-промышленные палаты является важной частью предпринимательства, а также занимаются различными товарными экспертизами, сертификацией, обеспечивают независимую приемку товаров по качеству и количеству, сертификаты и заключения, которые  признаются во всех странах СНГ и многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Существенную роль играют торгово-промышлпенные палаты и вопросах продвижения российских продуктов питания на зарубежные рынки.  

Торгово-промышленная палата РФ – некоммерческая, негосударственная организация с самой широкой международной сетью представительств и деловых партнеров. Также представители ТПП РФ входят в состав отечественных и зарубежных деловых Советов, международных бизнес-объединений. Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» входит в систему торгово-промышленных палат РФ, объединяющую 181 региональную, муниципальную ТПП и ведет деятельность на территории Красноярского края.

                                                                                                                                                                         КанВикторВитальевич-директорделовогосотрудничестваторгово-промышленнойпалаты

 Виктор Витальевич Кан, директор Центра делового сотрудничества  ЦС ТПП                                                             

Как отмечает директор Центра делового сотрудничества  ЦС ТПП  Виктор Кан, одним из приоритетных направлений деятельности ЦС ТПП является содействие развитию международных торгово-экономических связей. Речь идет, например, об удостоверении и выдаче сертификатов о происхождения товара, который дает право на определенные льготы при импорте/экспорте товаров. ЦС ТПП единственная организация, уполномоченная в Красноярском крае на оказание этой услуги. Другой пример – выдача заключения о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), которое в значительной мере способствует урегулированию споров при работе по международным контрактам. И в этом случае также, только ТПП  выдает такие заключения.

Еще одно направление работы ЦС ТПП  - рассмотрение коммерческих споров в рамках деятельности отделения Международного коммерческого арбитражного суда (ОМКАС), созданного в Красноярске в сентябре 2021 года.

Помимо этого ЦС ТПП, как и многие другие Палаты, образующие национальную систему торгово-промышленных палат РФ, содействует в поиске иностранного партнера для отечественных предприятий, проводит проверку иностранного контрагента на предмет благонадежности и дееспособности, организует встречи и деловые переговоры с заинтересованными участниками в различных форматах, взаимодействует с государственными структурами иностранного государства по различным направлениям.

В качестве наглядного примера международной деятельности ЦС ТПП можно привести организацию и проведение  «XV Объединённого Торгово-экономического Форума России, Китая, Монголии » 26-28 июня 2019 года. Участниками этого мероприятия стали более 400 представителей предприятий и организаций, общественных и деловых объединений. В течение 3-х дней, проводились пленарные заседания, круглые столы с участием высшего руководства национальных палат России, Китая и Монголии, руководителей  региональных ТПП РФ и КНР, представителей органов исполнительной власти. На состоявшейся бирже контактов были подписаны соглашения о сотрудничестве компаний Красноярского, Алтайского края с партнерами из Монголии и КНР в сфере поставки продукции деревообработки, продуктов питания, транспортных услуг и логистики.

Продукция АПК Красноярского края представлена широкой номенклатурой товаров. При этом, если говорить о физическом объеме экспорта за пределы РФ, речь в первую очередь о зерновых культурах и продуктах их переработки. Это пшеница, овёс и производимые из них мука, крупы, комбикорма. В последние годы значительно выросли объемы производства рапса и соответственно увеличились экспортные поставки этой культуры. Помимо зерновых культур, из нашего края экспортируются продукты питания – кондитерские изделия, консервация, мед и продукты пчеловодства, молочная продукция.

С целью оказания содействия экспорта продукции АПК Красноярского края, ЦС ТПП проводит различные мероприятия, как для местных, так и для иностранных предприятий. Специалисты юридической службы Палаты консультируют предпринимателей по вопросам особенностей законодательства иностранного государства, нюансов заключения международных контрактов и соглашений, с тем чтобы минимизировать риски в случае недобросовестного исполнения обязательств сторонами. Специалисты Департамента внешнеэкономической деятельности Палаты помогают в поиске иностранных партнеров для красноярских предпринимателей и, кстати, нередко в поиске местных производителей по обращению зарубежных компаний. Бюро переводов ЦС ТПП осуществляет переводы различных сопроводительных документов, необходимых при внешне-экономической деятельности. А благодаря работе  сотрудников Департамента по управлению проектами ЦС ТПП, состоялся ряд выездных бизнес-миссий красноярских предпринимателей в Китай, Японию, Монголию, Вьетнам, Узбекистан и другие страны, а также встречи иностранных делегаций в Красноярске. И в том, и в другом случае, если предметом встречи является поиск вариантов поставки продукции АПК за границу, ЦС ТПП выступает связующим звеном между хозяйствующими субъектами и зачастую, именно благодаря участию Палаты в переговорах, удается наладить сотрудничество или найти компромиссное решение спорных моментов.

Отдельно нужно отметить особенность экспортных поставок продукции отечественных производителей в Китай. Так как объективно на сегодняшний день КНР является одной из самых развитых мировых экономик и обладает огромным потенциалом потребительской активности, это привлекает большое внимание, в том числе и красноярских производителей продуктов питания. При этом особенность внутреннего законодательства Китая таково, что позволяет с легкостью использовать не зарегистрированные товарные знаки иностранных производителей. Очень много российских компаний, начинающих свой бизнес по поставкам продукции в КНР, столкнулись с ограничением поставок, по причине отсутствия регистрации своего товарного знака на территории КНР, в силу того, что «оказывается» этот товарный знак уже зарегистрирован китайским «партнером» на свое имя. Учитывая эти обстоятельства, ЦС ТПП регулярно и методично доводит до сведения отечественных предпринимателей необходимость регистрации своего знака для защиты своих интересов. Регистрация товарных знаков также является одной из услуг ЦС ТПП и в этом вопросе наши специалисты накопили довольно солидный опыт.

Япония является давним торговым партнером Красноярского края и традиционно входит в десятку крупнейших стран по экспорту (общему) продукции из Красноярского края. Доля всего экспорта в Японию за 9 мес.2021 года составила 2,8% от общего объема экспорта Красноярского края.

Применительно же к экспорту продукции АПК в Японию, выдающихся цифр не наблюдается. Это обусловлено многими факторами. Географическая удаленность, жесткие фитосанитарные требования к ввозимой продукции, высокая конкуренция, труднодоступность получения достоверных сведений различного характера, а в последние годы добавились и санкционные ограничения.

Для решения вопроса увеличения объема и расширения ассортимента экспортируемых в Японию товаров нужно рассматривать комплекс мероприятий. При этом надо понимать, что решение такой задачи требует проработки и поддержки государственных служб, руководства Администрации и Правительства края, профильных министерств, бизнес-сообщества, деловых объединений.

По мнению Виктора Витальевича Кана директора центра делового сотрудничества из департамента делового сотрудничества и внешнеэкономической деятельности ЦС ТПП, для демонстрации торгово-экономического потенциала Красноярского края, презентации товаров и услуг местных производителей, знакомства и запуска диалога с японскими компаниями необходимы: организация своих конгрессно-выставочных мероприятий на территории Японии, а также участие в других подобных мероприятиях проводимых на территории крупных городов, промышленных и деловых центров Японии. В частности речь может идти об организации Дней Красноярского края в Токио, Осаке и других городах Японии. Подобные мероприятия, как правило, предусматривают не только насыщенную деловую программу, но и презентацию проектов сотрудничества в области спорта, культуры, образования, что также немаловажно для узнаваемости региона.

Проведение деловых, культурных и других (встречных) мероприятий с участием представителей японского бизнеса и организаций в Красноярском крае, так же является инструментом развития двусторонних отношений. Вместе с тем, отсутствие прямого авиасообщения между Красноярском и городами Японии, к сожалению, не способствует развитию взаимной деловой активности.

В последнее время, в связи с пандемией, резко сократилось количество очных мероприятий, вместе с тем значительно выросло количество онлайн контактов. Использование современных технологий позволяет не только проводить онлайн совещания, встречи, переговоры, но и использовать интернет напрямую для продажи своих товаров, т.н. интернет-торговля. По разным оценкам, на июль 2021 года, более 50% японских домов заказывают товары и услуги через Интернет. Соответственно развивая электронные каналы продаж, в том числе размещая свои товары и услуги на глобальных и локальных маркетплейсах Японии, представители российского бизнеса могут повысить вероятность увеличения объемов реализации продукции в этой стране.

- Учитывая высокий темп технологического развития во всем мире, а в Японии особенно, полагаю нам, - подчеркивает Виктор Витальевич Кан, - предприятиям и организациям Красноярского края, довольно трудно конкурировать с японскими товарами в плане технологий, качества и др. При этом есть ниши где наша продукция может быть востребована. Например, продукция лесопереработки – топливные брикеты, пеллеты, или органическая продукция. Для увеличения поставок данных видов продукции, как один из вариантов стимулирования поставок, может быть комплекс мероприятий по возмещению части расходов предприятий при экспорте. 

Таким образом, региональные торгово-промышленные палаты выполняют важные функции по содействию и развитию бизнеса, в том числе через оказание помощи во внешнеэкономической сфере, воздействуют на формирование экономической политики государства. Вместе  с тем, нельзя не признать, что значимость системы ТПП для внешнеэкономической деятельности российских предприятий может быть значительно выше. Стоит серьезная стратегическая задача разработки общегосударственной программы  по совершенствованию системы мер в этом направлении.

Роман Тепляков,

студент направления "Реклама и  связи с общественностью" Красноярского государственного аграрного университета.

 

Количество просмотров: 8806
07.06.2022 03:18 | jopanagoloveблог автора

Еще публикации: