Регион: Выбрать регион
Сейчас: 1 мая 6:46:07
Среда
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

"Зелёная логистика" и автомобилизация в Казахстане

Хамидова Гузель Сервилькызы

3 курс, ОП «Логистика»

Университет «Туран»,

 г. Алматы, Казахстан

E-mail: 19201629@turan-edu.kz

Бакиева Камила Эдегеевна

3 курс, ОП «Логистика»

Университет «Туран»,

 г. Алматы, Казахстан

E-mail: 19200786@turan-edu.kz

Научный руководитель – Кулик Вероника Борисовна

Доцент к.т.н

Университет «Туран»,

г. Алматы, Казахстан

E-mail: v.kulik@turan-edu.kz

 

"Green logistics" and motorization in Kazakhstan

Khamidova Guzel Servilkyzy

3rd year student, EP "Logistics"

Turan University,

Almaty, Kazakhstan

Bakieva Kamila Edegeevna

3rd year student, EP "Logistics"

Turan University,

Almaty, Kazakhstan

Scientific supervisor – Kulik Veronika Borisovna

Associate Professor Ph.D.

Turan University,

Almaty, Kazakhstan

 

Целью исследования было провести сравнительный анализ показателей автомобилизации, характеризующих проблему «зеленой» логистики в рамках концепции устойчивого развития и определить основные направления ее решения для Казахстана. Результаты анализа процессов автомобилизации показали, что темпы и уровни автомобилизации неравномерны по странам и регионам, а в Казахстане в большей степени соответствуют мировым тенденциям. Однако в последние годы Казахстан занимает первое место в мире по интенсивности выбросов углекислого газа на единицу ВВП. В связи с этим сделан вывод, что для Казахстана переход к устойчивому развитию в управлении общественным транспортом должен основываться на сочетании обязательных требований и ограничений со стимулами, которые оставляют право выбора участникам рынка, но дают им определенные преимущества при выборе» «зеленые» решения.

Ключевые слова: «зеленая логистика», Казахстан, автотранспорт

 

The purpose of the study was to conduct a comparative analysis of the indicators of motorization that characterize the problem of "green" logistics within the framework of the concept of sustainable development and to determine the main directions for its solution for Kazakhstan. The results of the analysis of motorization processes showed that the pace and levels of motorization are uneven across countries and regions, and in Kazakhstan they are more in line with global trends. However, in recent years, Kazakhstan has ranked first in the world in terms of intensity of carbon dioxide emissions per unit of GDP. In this regard, it is concluded that for Kazakhstan, the transition to sustainable development in the management of public transport should be based on a combination of mandatory requirements and restrictions with incentives that leave the market participants the right to choose, but give them certain advantages in choosing "green" solutions.

Keywords: green logistics, Kazakhstan, auto transport

 

Актуальность. В РК за последние годы проблемы перехода к «зеленой экономике» актуализировались. Зеленая экономика в стране используется как подход к экономическому развитию. Исследование проблем «зеленой» логистики заслуживает особого внимания, так как она направлена на решение проблемы снижения влияния выбросов автомобильного транспорта на загрязнение атмосферы.

Цель – Минимизация вредного влияния логистических процессов на окружающую среду.

Задачи:

– изучить «зеленую» логистику РК

–проанализировать процессы автомобилизации и развития автомобильного транспорта в РК

– выявить преимущества «зеленой» логистики

Объект исследования – Казахстан

Предмет исследования – Зеленая логистика Казахстана

Гипотеза. Компании, придерживающиеся принципов «зеленой» логистики, имеют возможность способствовать увеличению жизненного цикла товара и сохранению окружающей среды.

Литературный обзор.  Одним из самых распространенных и полных определений зеленой логистики является определение, которое дано исследователями Л.Янбо и Л. Сонгхьян, которые к зеленой логистике относят новое научное направление, что предусматривает применение прогрессивных технологий логистики и современного оборудования с целью минимизации загрязнений и повышения эффективности использования логистических ресурсов. [1]

Ю.В. Чортюк определяет «экологистику» «как подсистему управления потоками продукции от поставщика до конечного потребителя с минимальным уровнем экодеструктивного влияния на окружающую среду. [2]

Зеленая логистика – «Совокупность действий по оценке и минимизации экологических последствий логистической деятельности» Д. Роджерс, Р. Тиббен-Лембке. [3]

          В статье были использованы следующие методы: анализ и синтез.

          Научное направление «Зеленая логистика» (Green logistics) возникло недавно и касается научных исследований в сфере логистики рециклинга (Logistics of recycling), а также управление обратными цепями поставок (Back Supply Chain Management (BSCM)).

С развитием современных технологий в области логистики процесс транспортировки все больше сталкивается с проблемой экологии, но подход логистики к этой проблеме направлен на решение экологических проблем путем оценки и минимизации вредного воздействия логистической деятельности на окружающую среду с учетом баланса интересов бизнеса.

Сохранение окружающей среды имеет глобальное значение, где на протяжении многих лет исследовались проблемные вопросы по улучшению транспортных систем, обратной логистики, привлечения экологических проблем в корпоративные стратегии предприятий и др. «Зеленая» логистика является популярным направлением среди мировых компаний. Принципов экологизации придерживаются такие известные компании, как Casio, Toyota, Honda, Xerox, Volkswagen, Hewlett-Packard, Johnson & Johnson, Sony и др.

 Развитие зеленой логистики способствует увеличению жизненного цикла товара. Компании, придерживающиеся принципов «зеленой» логистики, имеют возможность не только заботиться о том, как доставить товар конечному потребителю, но и как минимизировать негативное влияние на окружающую среду при производстве, переработке, транспортировке и утилизации товара.

 К преимуществам зеленой логистики относят: – снижение выбросов СО2; – оптимизацию цепи поставок; – повышение эффективности бизнеса; – значительную экономию на издержках и снижение себестоимости единицы продукции.

 

 

Таблица 1

Ключевые стимулы и преимущества внедрения «зеленой»

логистики для компаний (разработано автором на основе данных) [4]

Ключевые стимулы для внедрения «зеленой» логистики

Очень важные (60-70%)

Существенно важные (38-55%)

Менее важные (10-31%)

- улучшение связей с общественностью;

- улучшение отношений с клиентами;

-составляющая программы корпоративной ответственности;

- финансовая отдача от инвестиций;

-государственная поддержка

-повышение эффективности каналов поставки;

- желание быть идейным лидером в поддержании устойчивого развития компании;

- улучшение отношений с инвесторами

-оптимизация логистических потоков;

-улучшение корпоративного имиджа;

- удовлетворение потребностей клиентов;

 

Сокращение логистических и транспортных расходов (важность колеблется от 15-60%)

Преимущества, которые получают компании от внедрения «зеленой» логистики

Очень важные (52-70%)

Существенно важные (37-48%)

Менее важные (9-35%)

- улучшение имиджа компании;

- удовлетворение потребностей клиента;

- получение прибыли, в отличии от конкурентов;

- сокращение затрат

- увеличение доходов;

- получение конкурентного преимущества;

- захват новых рынков;

- повышение использования вторичного сырья

- уменьшение отходов

- повышение использования горючего;

- оптимизация производственных процессов;

- сокращение производственных расходов;

- снижение использования токсичных ресурсов

По сравнению с Россией, зеленая логистика в Казахстане развивается медленно и пока, опять же, на законодательном уровне. На данный момент Казахстан добровольно принял обязательства по снижению выбросов парниковых газов до 2030 года, о серьезности намерений Казахстана также говорят принятые программы развития до 2050 года, концепция по переходу к зеленой экономике, создание совета по зеленой экономике, а также предложение о создании центра зеленых технологий под эгидой ООН в Астане [3].

Таблица 2

Примеры инновационных технологий «зеленой» логистики в зарубежных компаниях (разработано автором на основе данных) [5]

Название компании

Деятельность компании

Инновационная технология «зеленой» логистики

DHL

Транспортно-логистическая компания

Сервис GoGreen

IKEA

Мебельная компания

Система мониторинга транспорта IKEAs Iway

K Line

Транспортно-логистическая компания

Инновационная компьютерная система для оптимизации работы двигателей на основе мониторинга погодных и гидрографических условий

Toyota

Автомобилестроение

Использование ветровых турбин и солнечных панелей

UPS

Транспортно-логистическая компания

Использование транспорта с гибридными двигателями

Green Cargo

Транспортно-логистическая компания

Использование локомотивов с низким потреблением энергии

Deutsche Bahn Schenker Rail

Транспортно-логистическая компания

Проект Eco Plus

 

          Когда мы говорим о «зеленой» логистической цепочке, мы часто связываем ее именно с автомобильным транспортом. Транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников составляет около 40%, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности [2].

881-

 

Рис.1 - Доля выбросов загрязняющих веществ разными видами транспорта

Примечание: составлено автором по источнику [6]

 

          Процессы автомобилизация и развития автомобильного транспорта являются основными и стабильными тенденциями, наряду с этим они составляют основу развития экономики и транспортной системы любой страны или региона.

          Процесс автомобилизации характеризуется определенными закономерностями, знание и понимание которых дает возможность специалистам улучшать работу транспортной системы.

          Высокие темпы автомобилизации можно объяснить объективными причинами: 1) спрос экономики и населения на автомобильные перевозки; 2) наличие на рынке транспортных услуг ниш, в которых автомобильный транспорт имеет неопровержимые преимущества перед другими видами транспорта.

          Оценка современных тенденций автомобилизации позволяет нам сделать выводы о том, что темпы и уровни автомобилизации неравномерны по странам и регионам и определяются следующими основными факторами: - уровень экономического развития страны или региона; - уровень жизни населения и его платежеспособность; - растущий спрос на автомобили и автомобильные перевозки; - состояние национальной автомобильной промышленности; - доступность импорта (предложения); - начальный уровень автомобилизации в стране, регионе; - географические, климатические, дорожные условия; - состояние и доступность для населения и предприятий других видов транспорта; - социальная и политическая обстановка; - национальные и региональные традиции и особенности.

           В целом можно отметить, что наблюдается тенденция выравнивания уровней автомобилизации по странам и регионам. Тенденции автомобилизации в Казахстане в основном соответствуют мировым изменениям. Казахстан по показателям автомобилизации находится в первой половине II-й стадии, что предполагает в ближайшие 8-12 лет существенный рост показателей автомобилизации и соответствующий спрос на транспортные услуги.

            Несмотря на то, что автомобилизация имеет большое позитивное влияние на человечество, рост количества автотранспортных средств и объемов транспортных услуг приводит к тому, что значительно увеличивается негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду, а автомобиль постепенно становится конкурентом человека за жизненное пространство в среде обитания.

 

Библиографический список:

1.           Кочешнов А.С. Инструменты экологизации в транспортно-логистической деятельности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 10А. С. 680-691. DOI: 10.34670/AR.2020.91.10.079.

2.            Эко-логистика [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eko-logistik.ru

3.            Инновации в области «зеленой» логистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rostov-logist.ru/teoriya-logistiki/zelenaya-logistika/

4.            Saroha R. Green Logistics & its Significance in Modern Day Systems // International Review of Applied Engineering Research. 2014. Vol. 4. № 1. P. 89 – 92

5.           Christof Dr., Ehrhart E. Delivering Tomorrow: Towards Sustainable Logistics. 2012. 32 p.

6.           Ерофеев, Б. В. Экологическое право России в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов / Б. В. Ерофеев; под научной редакцией Л. Б. Братковской. — 25-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 219 с.

 

Источник: ЛОГИСТИКА – ЕВРАЗИЙСКИЙ МОСТ. Материалы XVII Международной научно-практической конференции (27–30 апреля 2022 г., Красноярск)

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного университета

 


Количество просмотров: 804
теги:
27.05.2022 20:25 | logist2022блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама