Красноярске прошла семнадцатая по счету ежегодная Международная научно-практическая конференция «Логистика – Евразийский мост» (ЛЕМ). Каждый год по весне Институт экономики и управления АПК Красноярского государственного аграрного университета превращается в научный центр Евразийской логистики. В этом году, как и ранее, непосредственной организацией конференции занималась кафедра «Логистика и маркетинг в АПК» этого института.
День первый.
Студенческий взгляд на современную мировую ситуацию: стагнация или развитие?
ЛЕМ-2022 начал свою работу со студенческой секции.
Открыл конференцию приглашённый гость Пётр Куренков, доктор экономических наук, профессор Самарского университета, эксперт ЮНЕСКО, Российской академии наук, Правительства и Торгово-промышленной палаты РФ. Он выступил с лекцией о грузоперевозках, рассказав о существующих путях и возможностях их развития в стране.
-- Хочу привести интересный пример, связанный с перевозками контейнеров из Китая в Европу, -- отметил эксперт в выступлении. -- Более 90 процентов грузов перевозятся морским путём. Китайцы построили четыре огромных судна – вместимость невероятная, но загвоздка в том, что они не могут пройти через Суэцкий канал из-за габаритов. Приходится следовать вокруг Африки к странам ЕС. Согласитесь – длинный маршрут.
Придумали альтернативу – есть несколько портов, где происходит перегрузка из крупных лайнеров в более мелкие. И потом уже груз следует в Европу. Тоже непростая процедура, и финансово затратная. И это при том, что существует Арктический морской путь (по северу РФ), который гораздо короче пути через Суэцкий канал.
Тему продолжили приехавшие из Новосибирска магистрантки Сибирского государственного университета водного транспорта Яна Арсентьева и Яна Недбай. В докладе первой основное внимание было уделено проблемам информационной безопасности грузоперевозок.
Самарский профессор Пётр Куренков вручил дипломы новосибирским студентам
-- Систематизация и выделение ключевых факторов успеха транспортных предприятий в условиях турбулентности экономики – задача непростая, -- продолжила углублять тему Яна Недбай. - Сейчас в отношении России введены санкции, касающиеся в том числе и транспорта. Анализ имеющихся баз научных публикаций показал, что перспективными решениями в сложившейся ситуации могут быть лизинг персонала, автоматизация производственных процессов, импортозамещение, а также переход на альтернативные источники энергии.
Мировой рынок и продовольствие
Следующий доклад произвёл настолько сильное впечатление на аудиторию, что молодым людям выпала возможность выступить дважды: не только на студенческой секции, но и на следующий день конференции, когда заслушивались доклады учёных из разных городов страны. Третьекурсники кафедры логистики и маркетинга в АПК Красноярского государственного аграрного университета проанализировали предпосылки мирового кризиса в агропромышленном комплексе.
-- Современная мировая экономика стремительно меняется. И её динамика не способствует развитию и укреплению торговых связей. Особенно критично это может отразиться на продуктах первой необходимости, и в первую очередь, на продовольственных товарах, -- отметил Илья Богданов. -- Первоочередному риску подвержены арабские и африканские страны, как наиболее зависимые от импорта сельскохозяйственной продукции регионы. Кризис намечается и в европейской химической промышленности. Связано это в первую очередь с резким повышением цен на энергоносители. И одна из пострадавших из-за этого отраслей -- производство удобрений.
-- Современное сельское хозяйство напрямую зависит от удобрений. Россия закупает пестициды и семенной материал, в основном, в европейских странах. Возможные санкции на эту продукцию, как мы понимаем, неблагоприятно отразятся на дальнейшем производстве, - продолжил доклад Руслан Антонюк.
- В нынешней ситуации сформированные ранее цепи поставок меняются, приходится искать новые каналы сбыта. Важную роль в регулировании ситуации играет взятый Россией курс на укрепление торговых связей с Азией и Африкой, - сказал Михаил Бурбан. - Что касается США: в регионе развивается засуха, под угрозой находится до 60 процентов посевов пшеницы. Риски распространяются и на мировой урожай. Это пагубно скажется на американском экспорте сельскохозяйственной продукции. В Бразилии тоже случился неурожай.
Докладчики проанализировали и украинский рынок сельхозпродукции. Украина один из крупных производителей сельхозпродукции на мировом рынке, и экспортирует её как в страны ЕС, так и в Африку. Например, по объему экспорта подсолнечного масла Украина находится на 1 месте в мире. Авторы доклада считают, что в сложившейся непростой ситуации для России решающую роль будет играть логистика: необходимо обеспечить оптимальное количество поставок на азиатский и африканский рынки, что позволит минимизировать последствия текущих событий.
Молодые люди - студенты кафедры логистики и маркетинга АПК Красноярского ГАУ, постоянные участники олимпиад и конференций различного уровня. Руслан Антонюк, призёр прошедшей в Санкт-Петербурге Международной студенческой олимпиады «Экономика и менеджмент» в секции «Позиционное лидерство логистики» поделился впечатлениями от конференции:
- По итогам доклада нас пригласили выступить на пленарном заседании, думаю это показатель актуальности выбранной темы. За поддержку в научной работе хочу поблагодарить заведующего кафедрой Валерия Фёдоровича Лукиных и нашего преподавателя Наталью Александровну Тод.
Ещё одна талантливая студентка кафедры Юлия Байкина выступила с докладом, посвященным организации госзакупок продовольствия в России. По ее словам, система госзакупок в нашей стране далека от совершенства, а это влечет ряд неизбежных проблем.
-- Только за 2020 год Счётная палата России выявила около 720 нарушений при госзакупках,-- сказала Юлия Байкина. -- Основные – это не предоставление сведений, нарушения в формировании контракта и условиях его выполнения. Проблемы вызваны отсутствием надлежащего контроля за поставщиками, в результате в госучреждения поступает некачественная продукция. Заказчики вынуждены её принимать – в рамках контракта у них нет другого выбора. Решением может стать контроль качества поставляемой продукции со стороны заказчика.
Юристы идут в логисты
Выступили на конференции и трое студентов Юридического института Красноярского ГАУ.
Дарья Бахметьева посвятила свой доклад роли информационных технологий в сервисной логистике.
Святослав Михайлов затронул тему логистического обеспечения в АПК России:
-- Если изучить накладные расходы в АПК, то можно заметить, что они на 40 процентов представлены расходами на логистику. В европейских странах они составляют лишь 15 процентов. Одна из причин подобных диспропорций заключается в том, что в России не в полной мере развита сеть компаний, которые могут оказать комплекс логических услуг.
-- Географическое положение России между западноевропейским и азиатским центрами предоставляет огромные возможности для развития транспортных услуг, - продолжила разговор будущий юрист Полина Щеполяк. -- В себестоимости продукции нашей страны доля транспортных затрат составляет 15-20 процентов. Для стран с более развитой экономикой -- 7-8 процентов.
По ее мнению, одним из путей решения проблемы снижения стоимости логистических может стать использование в российской логистике технологии блокчейн.
С интереснейшим докладом выступил первокурсник-логист Юрий Ковардин. Он презентовал поэтапную модель логистической системы по производству одежды: доставка сырья на производство, структура швейного предприятия, поставка товара на продажу, улучшение работы изготовления одежды с помощью анализа.
Мёд для Японии и «Записки» Цезаря
В этом году впервые в истории конференции была организована специальная секция, посвященная вопросам рекламы и связей с общественностью при решении проблем товародвижения.
В рамках ее работы студент выпускного курса Роман Тепляков рассказал о перспективах выхода сибирского мёда на зарубежные рынки. Интересно, что юноша уже имеет опыт продвижения российского мёда на японском рынке – он создал и развивал аккаунт в социальной сети на японском языке.
-- Одна из дополнительных особенностей продвижения товара -- можно изучить конкурентную среду с помощью интернета, а после посетить крупные отраслевые предприятия, конференции, форумы, выставки. Там будут все, кто нам нужен: конкуренты, партнеры, инвесторы. Для запуска нового направления важно понимать, как будущие потребители – жители других стран, относятся к продукту. Следующим шагом будет запуск новости о старте проекта в конкретной стране. Не нужно забывать и про местные культурные особенности, -- поделился Роман Тепляков.
-- Тренд на здоровый образ жизни пришел к нам с Запада, -- отметила студентка 4 курса Дарья Письменова, посвятившая свое выступление современным тенденциям на рынке продовольствия. -- Исследования показывают, что в России по популярности продукции, связанной с этим трендом, первое место занимает уход, второе – красота, а третье – удобство.
Будущие рекламщики, студенты 2 курса Василий Бородавкин и Никита Василенко выбрали для выступления столь нестандартную тему, что привлекли с нему всеобщий неподдельный интерес: ««Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря, как инструмент политического пиара».
-- «Записки» явились своего рода агитационным материалом, понятным всем и пропагандирующим личность Цезаря, -- было отмечено в совместном докладе. -- Произведение стало своеобразным политическим манифестом Цезаря, благодаря которому он получил поддержку Сената и добился немыслимых для той поры властных полномочий. Проводя аналогию с современностью, можно сказать, что «Записки» выступили инструментом медиарилейшнз, они продвинули Цезаря на самый первый план среди государственных деятелей того времени.
От первоисточников пиар-инструментов дискуссия на конференции сместилась к самой что ни на есть современности. О том, как использовать интернет-технологии в продвижении продукции АПК рассказала студентка 4 курса Юлия Мамаева:
- Мы можем выделить три главные задачи, которые можно решить с помощью продвижения: информирование, убеждение и напоминание. Первое – это контакт с потенциальным покупателем и распространение новостей компании. Второе – это убеждение целевой аудитории выбрать определенный товар. И третье - постоянное напоминание о компании и её товарах. Подогрев интереса к ним повышает конкурентоспособность.
Докладчица рассказала и о том, как стимулировать продажи, продвигать компанию в социальных сетях, а также презентовала проект интернет-выставки, на которой можно разместить сельскохозяйственную продукцию.
Завершили работу секции преподаватели, теплейшим образом высказавшиеся о выступлениях студентов на конференции.
- Особенно меня порадовали студенты юридического института, тем, что интересуются логистикой, -- сказал старший преподаватель Красноярского ГАУ Дмитрий Малыгин. -- В логистике много дискуссионных вопросов, где не хватает специалистов-юристов, которые могут разобраться и в юридической практике, и в логистике. Радует, что начало положено на сегодняшней конференции.
Продолжение следует.