Сегодня наша экономика переживает непростые времена. Рушатся старые мирохозяйственные связи, создаются новые. Мы попросили участников конференции высказать свое мнение на тему о том, какую роль может и должна играть логистика в современных условиях.
Будущее за сетецентричной экономикой
Алексей Некрасов, д.э.н, профессор Российского университета транспорта (МИИТ), г. Москва
-- Нам в России надо переформатировать систему управления. На мой взгляд, будущее за сетецентричной экономикой, то есть экономикой, составные элементы которой связаны между собой в единую информационную сеть. По существу сетецентризм – это уклон в мобилизационную экономику, способную концентрировать различного рода ресурсы в реальном масштабе времени и перемещать их.
Конечно, инструментом таких преобразований должны выступить информационные технологии. Но для того, чтобы управление товарными потоками было эффективным, нужна слаженная система, или, скажем так, архитектура управления ими. Сумеем мы ее создать, сделаем на ее основе хорошую логистику, то российская экономика пойдет вперед много-мильными шагами, несмотря на санкции и всякие-там потуги разных недружественных стран.
Путь до Китая без брошенных поездов
Анна Синицына, к.т.н., и.о. зав. кафедры Российского университета транспорта (МИИТ), г. Москва
-- В настоящее время мы все находимся в условиях, когда из-за санкций, изменившейся геополитической обстановки начали сильно меняться рынки, маршруты доставки, логистические схемы. Возникает вопрос, что в этой ситуации необходимо делать.
Во-первых, необходимо посмотреть в каком состоянии у нас находятся цепи поставок с точки зрения взаимодействия различных видов транспорта. Как показывает аналитика, в настоящее время наиболее уверенно чувствуют себя компании, которые работают с железнодорожной отраслью. Из-за разрыва цепей поставок многие маршруты, ранее завязанные на автомобильный транспорт, вынуждены перестраиваться и взаимодействовать с железнодорожной дорогой.
В этой связи в настоящее время идет активная работа по разработке и оптимизации новых маршрутов. Акцент взят на активное взаимодействие с Китаем. Основной сегмент перевозок: Россия - Китай, Китай – Россия. Здесь безусловно необходимо не только оптимизировать маршруты, но и срочно упрощать документооборот. Мало того, что в Китае и России разная ширина железнодорожной колеи, что ведет к вынужденным простоям из-за смены колесных пар поездов на пограничных переходах. В наших странах существуют разные стандарты документального оформления грузоперевозок, что ведет к дополнительным сложностям, затратам времени при пересечении поездами границы. Соответственно, на приграничных станциях скапливаются так называемые брошенные поезда, загромождается транспортная инфраструктура.
Второй вопрос – это подготовка кадров. Сейчас уже понятно, что при разработке учебных планов, подготовке специалистов как в области логистики, так и других, необходимо уделять серьезное внимание не только профессиональным компетенциям, но и так называемым гибким навыкам. Одной из таких компетенций является стрессоустойчивость, умение работать в команде в условиях высокого риска.
Возродить министерство речного транспорта
Петр Куренков, д.э.н., зав. кафедрой Самарского государственного университета путей сообщения, г. Самара
-- Коммуникационные связи между Россией и странами западного мира если не порваны, то приостановлено их действие. Наша страна вполне способна практически любой импорт заменить на продукцию собственного производства. Иное дело находить рынки сбыта для своих продукции.
Что касается леса, угля, нефтепродуктов – это в первую очередь Китай и Индия, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Африки. У нас есть самое главное – это выход к морям. Мы имеем порядка 50 морских портов, через которые можно осуществлять экспортно-импортные операции и внешнеторговые перевозки. С сухопутной инфраструктурой дела обстоят сложнее. Она требует дополнительных капиталовложений. Нужно развивать сухопутные погранпереходы, как автомобильные, так и железнодорожные с целью расширения их пропускной способности.
Речные пути сообщения у нас самые протяженные в мире. Многие из них свою судоходность во многом утратили из-за того что не производились дноуглубительные работы. В 90-е годы прошлого века государство самоустранилось от этой деятельности, и речные порты заглохли. Хотя суда смешанного типа плавания «река-море» плавания до сих пор курсируют из бассейна реки Волги через Черноморские проливы, через Волго-Балтийский канал и далее в европейские страны.
Надо возрождать речные пути сообщения, смешанные железнодорожно-водные перевозки, которые осуществлялись в советские времена по единому перевозочному документу. Далеко не все речные баржи, построенные еще в советское время, утилизированы. Соответственно, тот же кемеровский уголь можно будет переваливать до портов Обского бассейна и далее отправлять водным путем на экспорт. Суда класса «река-море» можно также использовать при экспорте угля до Ирана через Каспийское море, а также до стран Средиземноморья при его транзите через Волго-Донской канал и проливы Босфор и Дарданеллы.
Это позволит разгрузить железнодорожные пути на подходах к Северо-Западу, Югу и Дальнему Востоку, сократить количество вагонов, ожидающих выгрузки и тем самым ускорить оборот российских железных дорог. Может быть, есть необходимость для решения этой проблемы возродить в России министерство речного транспорта.
Логистика – это плановая экономика
Сергей Быкадоров, д.э.н., профессор Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск
-- По-моему мнению, логистика – это плановая экономика с эффективной обратной связью. Чего не было в советской централизованной экономике.
У нас было очень хорошее советское образование, математическое, биологическое и, как ни странно, экономическое тоже было хорошим. Нам нужно возвращаться к стройной системе образования, как сбалансированной системе образования. Школьники и студенты должны знать культуру родной страны, историю родной страны. Это может дать только пятилетнее высшее образование, а не ущербное четырехлетнее.
В настоящее время идет резкое изменение конфигурации международных транспортных потоков, меняются правила игры на мировом экономическом поле. Соответственно есть запрос на разработку новых экономико-математических моделей. Для того, чтобы эти модели создавать, нужны специалисты. Нужно вспомнить о старых схемах, межпродуктовых экономических моделях. Кстати за модели такого типа две нобелевские премии получили русские ученые Василий Васильевич Леонтьев и Леонид Витальевич Конторович.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.