С 2015 года акцизы на табак подорожали почти в три раза. Стремление властей страны уменьшить зависимость населения от курения привело к тому, что разросся черный рынок, участники которого не утруждают себя никакими отчислениями. Торговцы контрабандными и контрафактными сигаретами продают пачку в два раза дешевле, чем в магазине, вот и отгрызли себе уже огромную долю в 11,5% от общего объема торговли никотином. Государство не оставляет проблему без внимания. Система цифровой маркировки, единая минимальная цена на сигареты, повышение штрафов за производство и продажу нелегальных сигарет – выбор инструментов для борьбы с нелегалами только растет.
Началось все в 2015 году, когда крупные игроки заявили, что доля нелегальной продукции составила уже 1,1% от всего табачного рынка. Вроде бы число не очень большое, но уже на следующий год оно удвоилось, а к третьему кварталу 2019-го достигла рекордных 15,6%. При этом «серые» сигареты с традиционных приграничных районов двинулись в Москву и Санкт-Петербург, а потом начали распространяться и по всей стране. Сегодня вместо безобидных челноков контрабандой сигарет занимается настоящая мафия с отлаженными схемами поставки и сетью распространения. На кону миллиарды рублей, и просто так от таких денег никто отказываться не собирается.
А ларчик просто открывался - в странах таможенного союза, прежде всего в Белоруссии, акцизы в разы дешевле российских. Отсутствие таможенной границы между членами ЕАЭС позволяет завозить контрабанду в Россию в промышленных объемах. Существует так называемый «прерванный транзит», когда по документам фура с сигаретами, официально произведенными белорусскими фабриками, едет по российским дорогам в Среднюю Азию, но в какой-то момент товар теряется и расходится по регионам. И вот уже на самом большом петербургском рынке - Апраксином дворе - бодрые загорелые ребята вытаскивают на капоты собственных автомобилей блоки с сигаретами, завлекая многочисленных прохожих фантастически низкой ценой. Стоит ли бежать за сигаретами в ту же «Пятерочку», когда за те же деньги можно прикупить сразу пару пачек?
Нельзя сказать, что с таким бизнесом не борются. Межрегиональная общественная организация «Общественный совет по подростковому курению» неоднократно устраивала контрольные закупки сигарет. Как сообщили в ответ на их обращение в районное УМВД о продаже немаркированных табачных изделий на территории Южного рынка в Санкт-Петербурге, полиция провела выездную проверку, но в возбуждении дела отказала, поскольку не обнаружила никакой нелегальной продукции. Однако не стоит думать, что нелегальная торговля, в том числе сигаретами, не ведется в уже упомянутых точках. Например, с Апраксина двора два года назад правоохранители вывезли паленых сигарет аж на 5 млн рублей. И такие уловы там далеко не редкость. Если бы на этом рынке в центре города навели порядок в хозяйственном плане, таких эксцессов бы не повторялось – слишком крупная торговая точка, чтобы терять ее из-за контрабанды. Но пока петербургская администрация предпочитает вместо цивилизованного общественного пространства иметь здесь хаотичный рынок, заваленный ширпотребом. Другое объяснение не приходит на ум, ведь неоднократно находились инвесторы, готовые вложиться в реставрацию объекта культурного наследия регионального значения, превратив Апраксин двор в современный квартал с цивилизованной торговлей. Но каждый раз они попадали в бюрократическую дилемму: на бумагах оставались стратегическими инвесторами, а по факту ничего сделать не могли.
Сломать ситуацию с торговлей контрабандным товаром удалось разве что во время пандемии, когда границы закрылись и подобный товарообмен выпал из логистических цепочек. Но затем нелегальная торговля табаком вновь пошла в рост. Исследование Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге РФ в 3 квартале прошлого года показало, что доля контрафакта и контрабанды составила не ниже 11,5%. В приграничных районах, вроде Псковской или Новгородской областей, паленые сигареты составляют почти половину от продаваемых, а на Камчатке или в Еврейском автономном округе их попросту нет – слишком накладно везти.
Эксперты считают: чтобы региональные власти и контролирующие органы лучше реагировали на жалобы и самостоятельно выходили с проверками тех или иных точек, необходим дополнительный стимул.
- Сейчас у них нет заинтересованности бороться за легальность своих рынков, где продаются сигареты, потому что весь акциз поступает в федеральный бюджет, - объяснил Счетной Палаты аудитор Андрей Батуркин.
Счетная палата проанализировала ситуацию на рынке нелегального табака и предложила направлять часть табачных акцизов напрямую в регионы. Только заинтересованность местных властей в наполнении собственных бюджетов может остановить взрывной рост продаж нелегального табака.