Сервис ДомКлик представил традиционный ежемесячный «Топ-20 агентств недвижимости России». Критериями рейтинга стали количество сделок, осуществленных через этот сервис, как с помощью ипотечных кредитов Сбербанка, так и сделок, осуществленных через этот сервис без ипотеки.
Результаты рейтинга впечатляют. Безусловным лидером на рынке недвижимости России версии сервиса является сеть агентств недвижимости «Этажи». Так, всего за февраль 2022 года по линии сервиса было осуществлено 12295 сделок. Из них 5089 сделок (41,4%) было осуществлено через «Этажи», второе место держит с большим отрывом сеть агентство недвижимости «Перспектива» (1309 сделок, 10,6% от общего количества сделок), третье -- сеть агентств недвижимости Zoltor (1091 сделок, 8,9%).
В чем же причина явного преобладания «Этажей» на рынке недвижимости?
Следует учесть в современных условиях правила конкуренции существенно изменились по сравнению с теми, когда основоположник политической экономии Адам Смит писал свое исследование о природе и причинах богатств народов. Сейчас конкуренция между фирмами уже не является главным содержанием конкуренции. Во второй половине 90-х годов прошлого века в американских трудах по экономической теории появилась, а в начале нынешнего века стала преобладать концепция, согласно которой конкуренция реализуется в форме конкуренции между цепями поставок тех или иных фирм. Если же говорить о самой современной эпохе, то в научную литературу проникла концепция, согласно которой главное содержание конкуренции сегодня – это конкуренция между IT-платформами, через которые идет продажа товаров и услуг.
Подобные IT-платформы – агрегаторы формируются и развиваются повсюду. Если брать вещевой интернет-рынок России, то главные его игроки – такие маркетплейсы, как Вайлдберис и Озон. Если брать рынок такси, то Яндекс.Такси, Максим и т.д.
Рынок недвижимости тоже идет по этому пути. И корни доминирования «Этажей» на рынке кроются, пожалуй, в качестве этой платформы. Качество услуг измерить непросто. Но можно совершенно четко признать, что одним из основных критериев для потребителя является возможность максимально эффективного выбора. Соответственно, если на платформе предлагается к продаже по нужной номинации наибольшее количество позиций, то это очень и очень важно.
Что необходимо сделать, чтобы эта задача решалась? Главное, чтобы местные агентства недвижимости имели интерес ухода под крышу, франшизу искомого бренда. С этой точки зрения, «Этажи» сумели стать головным агрегатором и законодателем мод для входящих в ее структуру компаний.
С этой точки зрения «Этажи» выглядят вполне привлекательно. Согласно карте, опубликованной на сайте этой платформы, представительства агентства имеются в семи странах, 200 городах, в сети работает более 19 тысяч специалистов. Причем, страны, где работает эта сеть – это не только страны СНГ. Любопытно, что в орбите сервиса такая страна как Вьетнам и Австрия.
Качество сервиса – основа всего
Второй аспект – удобство, качество сервиса. Заглянем, например, на страничку Продажа квартир в Иркутске.
Что впечатляет – это стандартизация рекламных объявлений. Обязательно фото, ясный и четкий понятийный аппарат при составлении текста объявления: «современный ремонт», «косметический ремонт» и так далее. Очень важно, что объявления интегрированы с картой. При наведении курсора на то или иное объявление на карте обязательно появляется символ, указывающий, где находится та или иная квартира, а также сразу показывается цена, за которую она продается.
Одним кликом мышки можно назначить дату осмотра квартиры, другим кликом – связаться с менеджером. Сделать это можно как по телефону, так и через мессенджеры. Легко также узнать условия ипотеки и связаться с банком, который предлагает наиболее оптимальные условия.
Очень важно, что сайт системы имеет мобильную (адаптивную версию). Это означает, что делать выбор можно с помощью смартфона.
Есть у агентства и свой электронный журнал, где регулярно размещаются статьи с рекомендациями о покупке, аренде недвижимости. В общем, сделано если не все, то очень многое, чтобы потребитель с минимальными временными и транзакционными издержками смог сделать свой выбор.
Ниже идет информация о месте сервиса в различных рейтингах, размещенная сайте:
Как видим, лидерство «Этажей» в сегменте агентств недвижимости явно прослеживается.
Конкуренты не дремлют
Но самое трудное это не стать первым. Самое трудное удержать лидерство. Конкуренты ведь тоже не дремлют. Например, в прошлом году сеть агентств недвижимости Zoltor24 реорганизовалась в Zoltor, скорректировав условия взаимодействия контрагентов с ней.
Эта реорганизация, пожалуй, была эффективной. Так, по данным однопорядкового рейтинга Сервиса ДомКлик «Топ-20 агентств недвижимости России» за август 2021 года (см.скриншот ниже) на долю «Этажей» приходилось 4982 сделок (45,4%), а на долю предшественника Zoltor’а -Zoltor24 - 669 (6,1%) сделок. Иными словами, в абсолютном выражении в феврале 2022 года (см. начало статьи) по сравнению с августом 2021 года оба из названных агентств нарастили количество сделок. Однако в процентном отношении доля «Этажей» в феврале 2022 года по сравнению с августом 2021 года уменьшилась с 45,5 до 41,4%, а доля Zoltor’а выросла с 6,1 до 8,9%. В общем, конкуренция на рынке недвижимости не стоит на месте.