Одно из исследований показало: людям нужны live-форматы с присутствием спикеров в режиме реального времени, групповой работой и обратной связью. Только так от онлайн-обучения можно получить действительно применимые и полезные знания и инструменты.
Онлайн-формат обучения имеет как плюсы, так и минусы. Но мы живем в новой действительности, и сейчас даже ярым противникам онлайна придется обратить на него внимание. При всем многообразии предложений нужно понимать: количество не равно качеству.
Перед тем, как выбрать онлайн-курс, ответьте на следующие вопросы:
1. Какая у вас цель?
При выборе курсов онлайн это выходит на первый план.
По данным экспертов Массачусетского технологического института, только 3—5% учащихся массовых открытых дистанционных курсов проходят их полностью.
Поэтому мотивация и самодисциплина — именно то, что поможет не остановиться на первой лекции и дойти до конца.
Узнать новое или провести время с пользой — это не цель и не мотивация. Важно очень четко сформулировать свои ожидания от обучения. Например, «хочу владеть английским языком на уровне C1» или «стать сильным оратором, свободно выступать перед аудиторией свыше 500 человек».
2. Зачем вам нужен этот навык?
Даже если образовательная цель звучит достойно, проверьте ее на применимость. Если вы поймете, что ни в работе, ни в личной жизни английский, особенно на таком высоком уровне, вам, скорее всего, не пригодится, стоит задуматься, тратить ли ресурсы. Аналогично с публичными выступлениями: возможно, вы просто поддались всеобщему тренду «без этого сейчас никуда», а на практике у вас не будет случая выступить перед столь многочисленной аудиторией. Мотивация, подкрепленная конкретными планами «зачем», вырастет быстрее.
3. Когда вы хотите достичь своей цели? Какие существуют ресурсы и ограничения?
Например, крупнейший международный форум, который пройдет в конце года, может стать тем самым временным ориентиром, перед которым нужно основательно подготовиться: поднять свой английский до уровня С1 или же привыкнуть к большому скоплению людей в зале. Ограничением может стать неготовность выходить из зоны комфорта во время урока — в случае с публичными выступлениями таких ситуаций может быть много во время тренировок и выполнения нестандартных заданий перед другими участниками курса. Также речь может идти о денежных ресурсах — стоимость некоторых онлайн-курсов, увы, иногда не вписывается в бюджет.
4. С кем и у кого вы хотите учиться?
Обратите внимание на психологические ресурсы, ценности и установки, которые могут помочь или, наоборот, выступить препятствием на пути к обучению. Ими могут стать правила и формат обучения (индивидуальный или в группе), личные предпочтения к тому, кто будет вашим преподавателем и сокурсниками.
В онлайн-среде, если речь идет о синхронных «живых» форматах, срабатывают психологические барьеры. Общаться с людьми через видео-чат (а иногда и вовсе только голосом) может быть сложно. Тут важно мастерство ведущего урока, который должен организовать его так, чтобы, используя доступные инструменты, пробиться «через экран» и помочь участникам чувствовать себя свободно.
Как выбрать действительно полезный курс
Качество программы можно определить, изучив следующие параметры:
- Профиль преподавателя.
- Контент.
- Техническую поддержку курса.
- Учебную программу.
- Обратную связь и трекинг прогресса.
- Отзывы участников.
- Экономическую целесообразность обучения.
Поиск информации о курсах на сайте и в социальных сетях
- Всю информацию можно смотреть на страницах курса, исключение — отзывы: на официальном сайте они могут быть необъективными или даже фальшивыми, а в социальных сетях нелицеприятные комментарии иногда стирают. Впечатления прошедших обучение студентов лучше смотреть в тематических группах или сообществах.
- Изучите краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения, предъявляемые к учащимся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.
- Обратите внимание на удобство платформы или сервиса, насколько все понятно в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями.
- Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.
- Проверьте, какие требования и умения предъявляются к практикующим специалистам области или профессии, которую вы планируете освоить: в некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты создаются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться по несколько раз в год. Соотнесите это с тем инструментарием и умениями, которым обещает научить школа или онлайн-платформа после прохождения программы.