«Рынок автокредитования переживает сложные времена. Сокращение поставок автопроизводителей из-за нарушений производственного цикла, вызванного последствиями пандемии, ограничивает потенциал органического роста кредитования. Дефицит машин и удорожание фондирования для банков увеличивает стоимость кредита для покупателя делает менее привлекательным само кредитование. Стимулом поддержки роста автокредитования остаются скидки, предлагаемые автосалонами за оформление кредитно-страховых продуктов, и сохраняющийся спрос потребителя. Возможность клиентов со средним уровнем дохода приобрести авто на собственные накопления без пропорционального роста реальных доходов будет снижаться, а доля продаж машин в кредит будет расти», — добавил он.
Кроме того, в ближайшее 6 месяцев уровень средних эффективных ставок по автокредитам вырастет на 2–3 % относительно конца 2021 года. Этому будет способствовать резкий рост стоимости фондирования для банков, последующий за ростом ключевой ставки. Сейчас некоторые кредитные организации работают практически с нулевой рентабельностью автокредитования. При этом рост ставок ограничен предельным уровнем ПСК. Повлиять на снижение ставок могут отказ от высокого комиссионного вознаграждения автодилера, выдавшего кредит, и переход к модели прямого автокредитования клиентов через сам банк, а не площадку автодилера.
Сумма автокредита в этом году вырастет вслед за стоимостью машин. В начале 2022-го новый фактор резкой волатильности валютного рынка и смена года производства добавит дополнительную коррекцию в рост цен, но после этого рост стоимости на новые авто до конца года ожидаются в пределах текущей инфляции. Соответственно, для клиента ежемесячный платеж по кредиту за иностранный автомобиль экономкласса при типовом взносе собственных средств в 20% вырастет на практике на 25–30%.